Cлово "ХАДЖ"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  

Варианты слова: ХАДЖИ

1. Хаджи-Мурат. История писания
Входимость: 358.
2. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция десятая
Входимость: 337.
3. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция девятая — конец июля 1902 г.
Входимость: 201.
4. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция первая — 1896 г.
Входимость: 133.
5. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция вторая — 1897 г.
Входимость: 131.
8. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция восьмая — 1901 г.
Входимость: 114.
9. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция третья — 1897 г.
Входимость: 90.
12. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция пятая — 1898 г.
Входимость: 79.
13. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция шестая
Входимость: 78.
14. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция седьмая — 1901 г.
Входимость: 75.
16. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция четвертая — 1897 г.
Входимость: 59.
17. Хаджи-Мурат. История печатания, список источников, примечания
Входимость: 59.
18. Ениколопов И. К.: Лев Николаевич Толстой в Грузии. Хаджи-Мурат в изображении Л. Н. Толстого
Входимость: 59.
19. Хаджи-Мурат. Описание рукописей
Входимость: 58.
20. Хаджи-Мурат. Глава XXV
Входимость: 55.
21. Хаджи-Мурат
Входимость: 53.
22. Хаджи-Мурат. Глава IV
Входимость: 46.
23. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. V. Настольный календарь. Записи с июля 1902 по январь 1903 г.
Входимость: 45.
24. Хаджи-Мурат. Глава XX
Входимость: 45.
25. Опульская Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год. Глава пятая. 1897 год. "Что такое искусство?"
Входимость: 38.
26. Хаджи-Мурат. Глава X
Входимость: 37.
27. Хаджи-Мурат. Глава XXII
Входимость: 35.
28. Хаджи-Мурат. Глава VI
Входимость: 34.
29. Гудзий Н. К.: Лев Толстой. Последние произведения Л. Толстого
Входимость: 29.
30. Хаджи-Мурат. Глава XXIII
Входимость: 26.
31. Зайденшнур Э. Е.: Пословицы и поговорки в произведениях, дневниках и письмах Толстого
Входимость: 25.
32. Опульская Л. Д.: Л. Н. Толстой. Материалы к биографии с 1892 по 1899 год. Глава шестая. "Продолжение Хаджи-Мурата". Переселение духоборов
Входимость: 23.
33. Родионов Н.: Произведения 1902—1904 гг. (Предисловие к публикации в ПСС 90 т.)
Входимость: 21.
34. Хаджи-Мурат. Глава XIII
Входимость: 20.
35. Хаджи-Мурат. Глава XIV
Входимость: 18.
36. Хаджи-Мурат. Глава XVIII
Входимость: 17.
37. Шохоp-Tроцкий К. С.: Хронологическая канва жизни Л. Н. Толстого за 1902г.
Входимость: 17.
38. Хаджи-Мурат. Глава IX
Входимость: 15.
39. Хаджи-Мурат. Глава V
Входимость: 15.
40. Хаджи-Мурат. Глава XIX
Входимость: 15.
41. Родионов Н. С.: Хронологическая канва жизни и творчества Л. Н. Толстого за 1895 — 1899 гг.
Входимость: 15.
42. Толстой Л. Н. - Корганову И. И., 8 января 1903 г.
Входимость: 14.
43. Дневник 1897 г.
Входимость: 13.
44. Гудзий Н. К.: Лев Толстой. Творческая работа Л. Толстого
Входимость: 13.
45. Хаджи-Мурат. Глава XV
Входимость: 12.
46. Дневник 1903 г. Примечания
Входимость: 12.
47. Зайденшнур Э. Е.: Использование Толстым фольклора народов России в своем творчестве
Входимость: 12.
48. Ениколопов И. К.: Лев Николаевич Толстой в Грузии. Глава первая. Приезд Толстого на Кавказ
Входимость: 12.
49. Записные книжки и отдельные записи 1900—1903 гг. III. Записная книжка 1902 г. Записи за весь 1902 г.
Входимость: 11.
50. Хаджи-Мурат. Глава XII
Входимость: 11.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Хаджи-Мурат. История писания
Входимость: 358. Размер: 160кб.
Часть текста: из вариантов повести, Толстой писал: «Людям, не бывавшим на Кавказе во время нашей войны с Шамилем, трудно себе представить то значение, которое имел в это время Хаджи-Мурат в глазах всех кавказцев», следовательно и в глазах молодого Толстого. Тем не менее, ни в Дневнике, ни в письмах Толстого за первые месяцы его пребывания на Кавказе в 1851 г. имя Хаджи-Мурата не упоминается, как и имя Шамиля. 1 ноября 1851 г. Толстой переехал из станицы Старогладковской в Тифлис. Здесь, в № 89 единственной местной газеты «Кавказ» от 15 ноября 1851 г., было напечатано сообщение «о важном раздоре между Шамилем и Гаджи Муратом», а в № 94 той же газеты от 11 декабря 1851 г. то, что последствием этого раздора был переход Хаджи-Мурата к русским. Газета писала, что «это обстоятельство весьма важное... выгодное», ибо Хаджи-Мурат «был самый смелый, предприимчивый, воинственный и любимый народом из наибов Шамиля». В момент появления этого газетного сообщения Хаджи-Мурат уже находился в Тифлисе. В течение десятидневного пребывания Хаджи-Мурата в Тифлисе Толстой был болен и не выходил из дома. Кроме того, он был поглощен работой над первым своим произведением — «Детство». К Хаджи-Мурату тогда он относился отрицательно, что видно из его письма к брату Сергею Николаевичу от 23 декабря 1851 г.: «Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на-днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец по всей Чечне, а сделал подлость»[2486]....
2. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция десятая
Входимость: 337. Размер: 320кб.
Часть текста: Редакция десятая [Редакция десятая] № 62 (рук. № 51, гл. I). ХАДЖИ-МУРАТ Хаджи-Мурат был одним из знатнейших и храбрейших и потому опаснейших для русских наибов Шамиля. Он воевал с русскими четырнадцать лет и почти всегда был победителем. С своими конными отрядами он делал неимоверные переходы, появлялся там, где его не ждали, с необычайной смелостью и верностью расчета нападал, побивал и уходил. Он врывался в города, в которых были русские войска, — похитил так ханшу из ее дворца со всем ее штатом и имуществом. Он был один из тех людей, про которых не знаешь: от того ли они так смелы, что всегда счастливы, или от того им всегда удача, что всегда отчаянно смелы. № 63 (рук. № 51). ХАДЖИ-МУРАТ Это было на Кавказе в 50-х годах, в то время, когда горсть горцев, подчиняясь духовно религиозному вождю своему Шамилю, успешно боролась уже несколько десятков лет[1628] с силой шестидесятимиллионного государства. Успех горцев надо было приписать тому, что русские баловались в войну, поддерживали войну, убивали горцев и губили жизни своих солдат только затем, чтобы поддерживать практику убийства и иметь случай раздавать и получать кресты и награды, главное же тому, что горцы голодные, оборванные, с средневековым оружием и с теми пушками и снарядами, которые они отнимали у русских, из последних сил, с отчаянным религиозным упорством боролись за свои дома, за свои семьи, за свою веру. Шамиль, когда то силач, джигит, окруженный ореолом религиозного величия, жил в Веденях, только изредка показывая народу свою высокую величественную фигуру, решал судьбу всего подчиненного его народа,[1629] разорял, вырывал глаза, казнил иногда целые семьи, целые аулы, изменявшие хазавату — священной войне, и через своих избранных наибов...
3. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция девятая — конец июля 1902 г.
Входимость: 201. Размер: 113кб.
Часть текста: Патимат родился второй[1279] ребенок, мальчик, которому дали имя Хаджи-Мурат. [1280]Это было то время, когда русские военные начальники[1281] всё больше и больше, чаще и чаще, под предлогом защиты своих, а в действительности только для того, чтобы отличиться и получить награды, делали набеги на жителей гор, разоряли, убивали, казнили их и раздражали их до того, что среди горцев уже несколько раз появлялись вожаки, соединяющие их в одно религиозное[1282] учение, главное основание которого было борьба с гяурами и освобождение[1283] от них. Таков был в 1788 году Мансур и потом таким же, еще более сильным, Кази-Мулла.[1284] Мать Хаджи-Мурата, красавица Патимат, была, после первых своих родов, взята[1285] ханшей аварской Паху-Бике во дворец ханов и выкормила Омар-хана.[1286] Когда Патимат родила второго сына Хаджи-Мурата, у ханши родился второй сын Буцал-Хан, и она потребовала опять Патимат в кормилицы ко второму сыну. Абдулла пришел из дворца в свою саклю и объявил жене, чтобы она шла кормить Буцал-Хана. Патимат сказала, что она не пойдет. Между мужем и женой поднялась ссора, кончившаяся тем, что Абдулла ударил жену кинжалом. Патимат прижала к ране младенца Хаджи-Мурата и сказала, что умрет, но не пойдет. Так Патимат и не пошла кормить хана, а рана ее зажила, и она выкормила сына и часто пела, укачивая его, сложенную ей самой песню о том, как ее ранил муж за сына и как она сына приложила к ране и тем вылечила ее. № 48 (рук. № 37). Сидели[1287] кругом рядами старик дед[1288] и еще пять самых набожных людей аула и покорно слушали. Старик дед сделал знак Хаджи-Мурату, чтобы он садился в конце[1289] всех. Хаджи-Мурат беззвучно сел. Приезжий старик продолжал горловым медленным и торжественным голосом. «Ему явился пророк божий и сказал: Шейх Кази знаешь... (Выписать из Сб. ...
4. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция первая — 1896 г.
Входимость: 133. Размер: 78кб.
Часть текста: «татарином» и который старательно окашивают или выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть на него рук.[79] Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву, согнал влезшего в цветок шмеля и, так как ножа у меня не было, стал отрывать цветок. Мало того, что он колол со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку,[80] стебель его был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я оторвал, я[81] измял цветок, потом он своей аляповатостью и не шел к нежным, тонким цветам букета. Я пожалел, что погубил эту красоту, и бросил цветок. — Какая энергия и сила жизни, — подумал я, подходя к дому.[82] Дорога до дома шла теперь паровым, только что вспаханным, полем.[83] Я шел в отлогую гору по пыльной черноземной дороге. Поле, по которому я шел, было помещичье, очень большое, десятин в сто, так что с обеих сторон[84] дороги и вперед в гору ничего не было видно, кроме черного,[85] ровно взборожденного пара.[86] Пахота была хорошая и нигде не виднелось ни одной[87] травки, ни одного...
5. Хаджи-Мурат (черновики). Редакция вторая — 1897 г.
Входимость: 131. Размер: 82кб.
Часть текста: г.] № 2 (рук. № 11). Это было на Кавказе сорок пять лет тому назад, в декабре 1851 года,[331] в самый разгар войны с Шамилем. В передовой крепости Шахгири или Воздвиженской[332] только что[333] пробили[334] вечернюю зорю,[335] пропели «Отче наш»,[336] поужинали щи и кашу с салом[337] и получили приказ, принесенный фельдфебелем, завтра выступать с топорами до зари за Шахгиринские ворота.[338] — Панов, Кондаков и Никитин, в секрет за ворота.[339] Ночь была тихая и темная с маленьким морозом. Солдаты вышли и, сложив ружья, сели. Панов, старый служака, пьяница, не переставая ворчал. Никитин возражал Панову, очевидно не для того, чтобы возражать, а только для того, чтобы показать свое мастерство говорить.[340] — Рубим, рубим, а ничего не вырубили, — говорил Панов. — Она опять вся пуще зарастет, а он..... его мать, на лето засядет в чащу, не вышибешь его оттель.[341] — Небось, картечь выбьет, только б провезть орудие, — отвечал барабанщик....

© 2000- NIV