Спиро С. П.: Л. H. Толстой о "Вехах"

Л. H. Толстой о "Вехах"

На днях "Русское слово" сообщило, что Л. Н. Толстой пишет статью по поводу сборника "Вехи".

Вчера по поручению редакции я ездил в Ясную Поляну. Лев Николаевич в беседе со мною подробно изложил свою точку зрения на вопросы, затронутые "Вехами".

- Я решил не печатать моей статьи, - заявил Лев Николаевич, - так как не желаю вызвать, боюсь этого, недоброе чувство в людях. А, между тем, очень рад высказать мысли, навеянные этой книжкой, почему и беседую с вами.

На днях я прочел в газете о собрании писателей, в котором при обсуждении взглядов, как там говорилось, старой и новой "интеллигенции" выяснилось, что новая интеллигенция признает для улучшения жизни людей не изменение внешней формы жизни, как это признает старая интеллигенция, а внутреннюю, нравственную работу людей над самими собой.

Лев Николаевич взял в руки выписку из "Вех" и, улыбаясь, прочел мне ее.

- Говорилось, например:

"О пиетете перед мартирологом интеллигенции", о том, как "героический максимализм проецируется вовне", как "психология интеллигентного героизма импонирует какой-то группе", как "религиозный радикализм апеллирует к внутреннему существу человека, а безрелигиозный материализм отметает проблему воспитания"; говорилось об "искусственно изолирующем процессе абстракции", об "адекватном интеллектуальном отображении мира", о том, что "революционизм есть лишь отражение", о "метафизической абсолютизации ценности разрушения" и т. п.

Лев Николаевич продолжал:

По странной случайности, кроме этого, вызванного во мне сборником, воспоминания о Сютаеве, в тот же день, в который читал сборник, я получил из Ташкента одно из значительных, получаемых мною от крестьян, писем - письмо от крестьянина, обсуждающее те самые вопросы, которые обсуждаются в сборнике, и так же определенно, как и слова Сютаева, но более подробно отвечающее на них.

Вот одна страница из этого удивительно безграмотно написанного письма.

При этом Лев Николаевич передал мне изложенное им содержание письма.

"Основа жизни человеческой - любовь, - пишет крестьянин, - и любить человек должен всех без исключения. Любовь может соединить с кем угодно, даже с животными, - вот эта любовь и есть Бог. Без любви ничто не может спасти человека, и потому не нужно молиться в пустое пространство и стену - нужно умолять каждому только самого себя о том, чтобы быть не извергом, а человеком. И стараться надо каждому человеку самому о хорошей жизни, а не нанимать судей и усмирителей. Каждый сам себе будь судьей и усмирителем. Если будешь смирен, кроток и любовен, то соединишься с кем угодно. Испытай каждый так делать, и увидишь иной мир и другой свет и достигнешь великого блага, так что прежняя жизнь покажется диким зверством. Не надо спрашивать у других, а самим надо разбирать, что хорошо и что дурно. Надо не делать другим, чего себе не хочешь. Как в гостях люди сидят за одним столом и все одно и то же едят и все сыты бывают, так и на свете жить надо, все одной землей, одним светом пользуемся, и потому все вместе должны и трудиться, и кормиться, потому что все ничье, и все мы в этом мире - временные гости. Ничего не надо ограничивать, надо только свою гордость ограничить и заменить ее любовью. А любовь уничтожит всякую злобу. А мы теперь все только жалуемся друг на друга и осуждаем, а сами, может быть, хуже тех, кого осуждаем. И все теперь, как низшие, так и высшие, ненавидят, так что далее готовы убить друг друга. Низшие думают этим убийством обогатить себя, а высшие усмирить народ. И это - заблуждение. Обогатиться можно только справедливостью, а устроить людей можно только увещанием, поддержкой, а не убийством. Кроме того, люди так заблудились, что думают, что другие народы - немцы, французы, китайцы - враги им и что можно воевать с ними. Надо людям подняться на духовную жизнь и забыть о теле и понять то, что дух во всех один. Поняли бы это люди - все бы любили друг друга, не было бы меж ними зла, и исполнились бы слова Иисуса, что Царство Божие на земле, внутри нас, внутри людей".

"политическом импрессионизме", ни об "инсценированной провокации", ни даже о русской орфографии!

(Русское слово. 1909. No 114. 21 мая (3 июня). С. 2)

ПРИМЕЧАНИЯ

"Русское слово", постоянный интервьюер Л. Н. Толстого в последние годы его жизни.

Раздел сайта: