• Наши партнеры
    https://kva-kva.ru/
  • Исследование догматического богословия (глава 6)

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16 17

    ГЛАВА VI

    Выставлять в дальнейшем исследовании все ошибки, противоречия, бессмыслицы, лжи было бы бесполезным трудом, так как исследование двух первых глав о важнейших догматах уже показало читателю приемы мысли и выражения писателя.

    Я буду излагать теперь вкратце все догматы, в общей связи между собою, указывая на страницы и на главные основы, приводимые в подтверждение догматов.

    Делаю я это для того, чтобы из общей связи всего учения выяснить тот смысл, который мог не выясниться из отдельных мест.

    Повторю то, что было с начала, для того, чтобы в последовательности идти далее.

    Есть бог. Он - един, ї 13. Он дух, ї 17. Он имеет бесчисленное количество свойств; но свойства, открытые нам церковью, следующие, ї 19: свойства его вообще: беспредельность, самобытность, независимость, неизменность, вездеприсутствие, вечность, всемогущество. Свойства его ума, ї 20: всеведение и премудрость. Свойства его воли, ї 21: благость, свобода, святость, верность, правосудие.

    Бог, кроме того, имеет три лица, ї 24. Он один и три лица. Лица самостоятельны и нераздельны (доказательства из св. писания, її 26, 27 и 28). Все три лица равны между собою. Хотя и думали некоторые, что один важнее другого, это неправда: они все равны. Отец - бог, ї 32; сын - бог и единосущен отцу, ї 33. Приводятся споры, доказывающие противное, и доказательства из св. писания, доказывающие противное, и рассуждения о послушливости одного бога другому. То же и о божестве духа, ї 35. Отец, сын и дух имеют личные свойства, ї 38. Много споров приводится о личных свойствах и, наконец, излагается, что личное свойство отца (ї 39) состоит в том, что он не рожден, а рождает сына и производит св. духа:

    а) Совершенно духовным образом, и, следовательно, без всякого страдания, без всякого чувственного отделения (стр. 263).

    Свойство личное сына то, что он -

    ї 40. 1) рождается на существа или естества отча, а не от инудм, не из ничего. 2) Сын рождается из самого существа отцаства отца что-либо при этом отделилось, или чтобы и отец чего-либо лишался, или сын имел какой-либо недостаток.

    3) Рождение сына божия есть рождение вечное и, следовательно, никогда не начиналось, никогда и не оканчивалось,

    4) Сын родился от отда, но но отделился от него, или, что то же, родился неразлучно... имеет свою ипостась, отличную от ипостаси отчей (стр. 265, 266, 267).

    О личном свойстве духа, ї 41.

    Спор на 50 страницах о том, от кого исходит святой дух: от отца и сына или от одного отца. Спор решается разбором доказательств внешних. Доказательства следующие, ї 49:

    Кто же, положа руку на сердце, решится утверждать, что мы, веруя в исхождение св. духа от отца, уклонились от истины? Кто осмелится по совести укорять нас в заблуждении или ереси, когда укорять нас в заблуждении или ереси значит укорять в том же всех св. отцов и учителей церкви, значит укорять в том же вселенские соборы, не только поместные, ереси самое слово божие? Кто, повторяем, осмелится на такое богохульство? (стр. 347).

    Затем следует нравственное приложение догмата троицы, выписанное прежде. Так и думаешь, что самое простое, ясное приложение всех предшествующих споров одно: что не надо говорить глупостей; главное, не надо учить тому, чего никто понимать не может, и, еще главнее, из-за этого не нарушать главной основы веры - любви и неосуждения к ближнему.

    Далее "Отдел //. О боге в общем отношении его к миру а человеку. Глава I. О боге как творце". Бог сотворил мир. Вот как церковь учит об этом: ї 52.

    Без всякого сомнения бог есть творец всех видимых и невидимых тварей. Прежде всего он произвел мыслию своею все небесные силы, как отличных песнопевцев славы своей, и создал оный умный мир, который, по данной ему благодати, знает бога и всегда во всем предан воле его. После того сотворен богом из ничего сей видимый и вещественный мир. Напоследок бог сотворил человека, который составлен из невещественной разумной души и вещественного тела, дабы из одного сим образом составленного человека видно уже было, что он же есть творец и обоих миров, В невещественного, и вещественного (стр. 351).

    За этим, как всегда, идет спор:

    Одни... признавали, что мир вечен; другие допускали истечение его из бога, третьи учили, что мир образованого хаоса, или атомов, четвертые, что его образовал бог из совечной себе материи, и никто не мог возвыситься до понятия о произведении мира из ничего всемогущею силою божиею (стр. 352, 8 53).

    Все эти мнении опровергаются. ї 55: "Доз сотворил мир аз ничего" (стр. 357). ї 56: "Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем" (стр. 360).

    Читая дальше и дальше эту книгу, больше и больше удивляешься. Точно задача и цель книги в том, чтобы не дать ни-какого места разумному пониманию, - не пониманию тайн божиих, а просто пониманию того, что говорят. Представляю себе человека, который признает, что бог сотворил мир. Ну, чего еще? Он не хочет допытываться, как и что. Нет, от него требуют, чтобы он признал, что мир сотворен не из чего-нибудь, а из ничего, не от вечности, а во времени (стр. 360). Об этом идет спор, и доказывается, что мир сотворен во времени или, точнее, со временем. "Предведение или предопределение были в боге прежде бытия" (стр. 360). Говорится: "некогда мир не существовал" (стр. 361), т. е.. говорится, когда говорится о предведении божием, что, когда не было, времени, бог знал будущее время. И когда говорится: "некогда мир не существовал и время не существовало", говорится, что было время (ибо "некогда" значит - было время), когда не было времени. И когда говорится: "бог сотворил время", говорится (так как глагол употреблен в прошедшем времени), что было время, когда бог сотворил время.

    ї 57. Мир сотворен всеми тремя лицами. Это доказывается свящ. писанием и выражается так:

    "Отец сотворил мир чрез сына в духе святом", или: "всё от отца чрез сына в духе святом", впрочем, не в том смысле, будто сын и св. дух исполняли какое-то орудное и рабское служение при творении, но в том, что олю" (стр. 364).

    ї 58. "Образ творения. Сотворен же свет 1) разумом, 2) хотением и 3) словом.

    "Бог сотворил мир по вечным идеям своим о нем, совершенно свободно единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания, свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило" (стр. 365).

    Особенно хорошо тут слово "идеи".

    ї 59. "Побуждение к творению и его цель". Сотворил же бог мир вот зачем:

    "Должно верить, что бог... будучи благ и преблаг, хотя. сам в себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославляя его, участвовали в его благости" (стр. 370).

    Цель бога - слава. Доказательства свящ. писания. Затем -

    "Совершенство творения и откуда зло в мире". Спрашивается: откуда зло? И отвечается, что зла нет. И доказательство тому следующее:

    Бог есть существо высочайше-премудрое и всемогущее, следовательно, он и не мог создать мир несовершенным, не мог создать в нем ни одной вещи, которая была бы недостаточна для своей цели и не служила к совершенству целого. Бог есть существо святейшее и всеблагое, следовательно, он не мог быть виновником зла ни нравственного, ни физического. И если бы он создал мир несовершенный, то или потому, что не в силах был создать более совершенного, или потому, что-не хотел Но оба эти предположения равно несообразны с истинным понятием о существе высочайшем (стр 375).

    Зла нет, потому что бог благ. А то, что ты страдаешь от зла духовного и телесного, это" не зло, потому что бог благ. Так зачем же было и спрашивать, откуда зло, когда его нет?

    Затем ї 61. "Нравственное приложение догматам, состоящее в том, что надо славить бога и т. л. (стр. 376).

    ї 62. "О мире духовном".

    "Ангелы суть духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом... Они сотворены прежде мира видимого и человеков...; разделяются на девять ликов... и сами злые ангелы сотворены от бога добрыми, но сделалась алыми по собственной воде" (стр. 376).

    И тотчас, как всегда, идет спор с теми, которые не так говорили про ангелов и демонов. Затем доказательства свящ. писания, что есть ангелы, и много, и разных чинов.

    ї 65. По природе своей, ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные (стр. 388).

    Они сотворены по образу и подобию божию, имеют ум и волю. Доказательства свящ. писания.

    ї 66. "Число ангелов и степени. Небесная иерархия". Числом ангелов тьмы тем, т. е. очень много. И разные классы есть сил небесных (стр. 395). Идет спор с Оригеном о чинах ангелов, и доказывается, что их 9 классов (стр. 397):

    "Ангелы разделяются на девять ликов, а сии девять - на три чина. В первом чине находятся те, кои ближе к богу, как то: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы. В третьем: ангелы, архангелы, начала".

    ї 67. ".Разные названия алых духов и достоверность их бытия". Кроме ангелов, есть дьявол и его ангелы.

    Что этот диавол и ангелы его принимаются в свящ. писании как существа личные и действительные, а не как существа воображаемые, видно - 1. Из книг ветхозаветных... 2. Еще более - из книг новозаветных (стр. 400).

    Идут доказательства.

    ї 68. "Злые духи сотворены от бога добрыми, но сама соделались злыми" (стр. 404). Как доброе могло сделаться злым - не объяснено, но из писаний много доказательств.

    Сделались злыми дьяволы, одни отцы церкви говорят, незадолго до сотворения мира, а другие говорили, что дьяволы оставались довольно долго в состоянии благодати (стр. 404, 405). Сделались злыми дьяволы не все сразу:

    Сперва пал один- , а поток увлек за собою и всех прочих. Этот главный был до падения своего, по мнению некоторых самым верным и совершеннейшим на всех сотворенных духов, преимуществовавшим пред всеми воинствами ангельские; а по мнению других, принадлежал по крайней мере к числу духов первоверховных, водительству которых подчинены низшие ангельские порядки, и именно к числу тех, между которыми распределил господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собою, - это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься - примером его, или убеждениями, или обманом (стр. 405).

    Каким грехом пали дьяволы? Одни говорят: смешением с дщерями человеческими, другие - завистью, третьи - гордостью.

    В чем же именно состояла гордость падшего духа, бывшая первым грехом его, - думали не одинаково. Некоторые на основании слов Исайи, 14, 13, 14, полагали ее в том, что диавол возмнил быть равным богу по своему естеству и восседать с ним на одном и том же престоле, или даже "противник, превозносяйся паче всякого глаголемого бога или чтилища" (2 Сол. 2, 4). А другие - в том, что падший денница не восхотел поклониться сыну божию, позавидовал его преимуществам, или, узревши по откровению, что некогда сей сын божий постраждет, усумнился в его божестве и не хотел признать его богом (стр. 408).

    Как глубоко пали дьяволы и давал ли им бог время для покаяния - и об этом решено (стр. 409), что до сотворения мира еще могли покаяться дьяволы, а после уже не могли.

    ї 69. "Природа злых духов, их число и степени". Природа дьяволов такая же, как ангелов, число их очень велико, и предполагается, что у них есть тоже чины.

    Из этого всего делается нравственное приложение догмата {ї 70, стр. 414). Приложение догмата здесь еще более неожиданное, чем в прежних: но в первый раз приложение это имеет ясную цель:

    Ангелы божий все равны между собою по природе, но различествуют по силам и совершенствам, и вследствие того есть между ними низшие и высшие: есть подчиненные и начальствующие; есть неизменная, установленная самим богом, иерархия. Так точно должно быть и между нами: при всем единстве своей природы, и мы различаемся друг от друга, по воле создателя, разными способностями и преимуществами, и между нами ачальствующие и в наших обществах сам бог устрояет порядок и иерархию, возводит на престолы помазанников своих (Притч. 8, 15), дает все низшие власти (Рим. 13, 1) и назначает каждому человеку свое служение и место (стр. 414).

    В первый раз определенное правило пришивается к догмату.

    ї 71. Недолго после сотворения ангелов и дьяволов бог сотворил мир вещественный вот как:

    "В начале бог сотворил из ничего небо и землю. Земля была необразована и пуста. Потом бог постепенно произвел: в первый день мира- свет; во второй день - твердь, или видимое небо; в третий - вместилище вод на земле, сушу и растения; в четвертый- солнце, луну и звезды; в пятый- рыб в птиц; в шестый- животных четвероногих, живущих на суше" (стр. 414, 415).

    ї 72. "Моисеево сказание о происхождении мира вещественного ". Доказывается, что происходила история, когда не было времени (стр. 417).

    ї 73. "Смысл Моисеева сказания о шестидневном творении". Доказывается, что все слова Моисея надо понимать в их буквальном смысле (стр. 418).

    ї 74. "Решение возражений, делаемых против Моисеева сказания". В опровержение ложного мнения рационалистов о том, что не могло быть дня и ночи, когда не было солнца, говорится следующее:

    Ныне, действительно, без солнца день быть не может, а тогда мог. Для этого требовались только два условия: а) чтобы земля обращалась вокруг собственной оси, и б) чтобы светоносная материя, уже тогда существовавшая, приведена была в сотрясательное движение. Но нельзя отвергать ни того, что земля начала вращаться вокруг собственной оси еще с первого дня творения; ни того, что творец мог в три первые дня приводить непосредственною своею силою светоносную материю в сотрясательное движение, как теперь, начиная с четвертого дня, приводят ее в движение светила небесные, получившие к тому способность от бога (стр. 422).

    Надо повторять слово в слово и скорее допустить, что бог приводил своею непосредственною силой светоносную материю в движение, - как будто задача его не состояла в том, чтобы сотворить мир, а в том, чтобы образ творения сошелся с Библиею, - чем допустить какое-нибудь отступление от слов Моисея, могущее согласить его сказание с нашими представлениями и знаниями. Всю историю шестидневного творения надо понимать слово в слово. Так велит церковь. Это - догмат.

    "Нравственное приложение догмата". Приложение то, что надо в воскресенье ходить к обедне и святить седьмой день (стр. 426).

    ї 76. После всего бог сотворил человека - соединение мира вещественного с миром духовным, почему человек и называется "малый мир" (стр. 426).

    Бог во святой троице рек: "сотворим человека по образу нашему и по подобию" (Быт. 1, 26). И сотворил бог тело первого человека Адама из земли, вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пишу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взял у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену Еву (стр. 426).

    ї 77. "Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей, Адама и Евы" (стр. 427).

    Это повествование Моисеево надобно понимать в смысле истории, а не в качестве вымысла или мифа: потому что в историческом смысле понимали его -

    Моисей и св. отцы.

    С другой стороны сказано (стр. 429):

    должно понимать в смысле истории, но не всё в смысле буквальном.

    Вопрос о том, что значит: понимать в историческом, а не буквальном смысле, остается без ответа.

    "Происхождение Адама а Евы и, всего рода человеческого". По принятому порядку представляется спор об этом предмете. Спор вот с кем:

    Эта истина имеет двоякого рода врагов: во-первых, тех, которые утверждают, будто и прежде Адама существовали на земле люди (преадамиты) и, следовательно, Адам не есть праотец человеческого рода: во-вторых, тех, которые допускают, что вместе с Адамом было несколько родоначальников человеческого рода (коадамитов) и, следовательно, люди происходят не от одного корня (стр. 430).

    Как и по многим другим местам книги, видно, что дело не в опровержении, так как опровержения никакого и не бывает, а дело в том, чтобы высказать догмат. А догмат есть только произведение спора. Поэтому нужно выставить то, против чего спорили, только для того, чтобы сказать, в чем учение церкви. Тут, разумеется, победоносно опровергаются доводы первых на основании свящ. писания, и доводы вторых из физиологии, лингвистики, географии - на основании этих же самых наук, перетолкованных для своих целей.

    Эти доказательства единства человеческого рода замечательны только тем, что здесь как бы на наших глазах происходит образование того, что называется догматом и что в сущности есть не что иное, как известные выражения одного частного мнения в каком-либо споре. Одни доказывают, что люди не могли иметь одного родоначальника, другие доказывают, что могли. И те, и другие не могут привести ничего убедительного в свою защиту. И спор этот не интересен и не имеет ничего общего с вопросом веры, с вопросом о том, какой смысл моей жизни. Но одни из спорщиков спорят не для решения вопроса научного, а для того, что известное решение нужно им: оно подтверждает их предание. Богословие приводит для доказательства того, что бог мог считать дни, когда не было солнца, то, что он "сотрясал материю", и для доказательства того, что все люди произошли от одного человека, то, что:

    Все языки и все наречия человеческие относятся к трем главным классам: индоевропейскому, семитическому и малайскому, и восходят к одному корню, который одни находят в языке еврейском, а другие не определяют

    Через 300 лет слова его будут служить подтверждением догмата. А еще через 500 лет бог, сотрясающий материю, может сделаться и догматом. Только такое соображение дает объяснение тем странным, диким изречениям, которые теперь принимаются за догматы.

    ї 79. "Происхождение- каждого человека и, в частности, происхождение: души". Все люди произошли от Адама,

    Однакож, тем не менее, бог есть творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама л непосредственно, а всех потомков их творит посредственно- силою своего благословения, которое он даровал нашим праотцам вдруг по сотворению их, сказав: "раститеся и множитеся и наполните землю" (стр. 437).

    "Св. церковь, веруя божественному писанию, учит, что душа творится вместе с телом, но не так, чтобы с самым семенем, из которого образуется тело, и она получила бытие, но что, по воле творца, она тотчас же является " (стр. 439).

    Когда происходит это образование тела, не сказано. В виде разъяснения сказано далее:

    "В то время, когда тело образуется уже я соделается способным к " (стр. 441).

    Если это не разъясняет дела, то зато объяснено, откуда, из чего творится богом душа. И тут опять спор. Одни говорили, что душа происходит сама собою из души родителей, другие - из ничего, прямо из семени. Все неправы.

    Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения - "раститься и множиться", которое он даровал нашим праотцао учению церкви, хотя души человеческие получают бытие чрез творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы бог творил их из ничего (стр. 440).

    ї 80. "Состав человека". Человек состоит из двух частей: души и тела, а не из трех. Как и обыкновенно, за этим идет спор и подтверждения свящ. писания. Спор идет с теми, которые говорят, что человек состоит из трех частей: тела, души и духа. Это - неправда, только из тела и души (стр. 442-448).

    ї 81. "Свойства человеческой души" - вот какие: она 1) самостоятельна, различна от тела, 2) невещественна и проста {дух), 3) свободна и 4) бессмертна. Следуют доказательства свящ. писания (стр. 449-453).

    числа, я несомненно знаю, что есть бог и что моя душа есть. Но это знание несомненно для меня только потому, что я неизбежно приведен к нему. К несомненности знания бесконечного числа я приведен сложением; к несомненности знания бога я приведен вопросом: откуда я? к знанию своей души я приведен вопросом: что такое я? И я несомненно знаю и бесконечность числа, и бога, и мою душу, когда я приведен к знанию их этим путем самых простых вопросов. К двум приложу один, и еще один, один, и еще, и еще, или разломаю палочку на двое, и еще на двое, и еще, и еще, и я не могу не познать бесконечность. Я родился от своей матери, а та от бабушки, от прабабушки, а самая последняя от кого? И я неизбежно прихожу к богу. Ногти - не я, руки - не я, голова - не я, чувства - не я, даже мысли - не я. Что же я? Я=я. Я - моя душа. Но когда мне говорят про то, что бесконечное число - первое или не первое, четное или нечетное, я уже ничего не понимаю и даже отказываюсь от моего понятия бесконечности. Точно то же я испытываю, когда мне говоря про бога, его существо, свойства, лица. Я уже не понимаю бога, не верю в него. То же самое, когда мне говорят про мою душу, ее свойства. Я уже ничего не понимаю и не верю в эту душу. И с какой бы стороны я ни пришел к богу, будет то же самое. Начало моей мысли, моего разума - бог; начало моей любви - он же; начало вещественного - он же. Но когда мне скажут: бог имеет 14 свойств, ум и волю, лица, или бог добр и справедлив, или бог сотворил мир в 6 дней, я уже не верю в бога. То же и с понятием души. Обращусь я к своему стремлению к истине, я знаю, что это стремление к истине есть невещественная основа меня - моя душа; обращусь ли на чувство своей любви к добру, я знаю, что это моя душа любит. Но как только мне рассказ же мне то, про что вы

    говорите. Где оно?

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
    10 11 12 13 14 15 16 17
    Раздел сайта: