Материалы о толстовцах из сборника "Возвращение памяти"
Обследование нелегальной неполной средней школы при толстовской коммуне "Жизнь и Труд"

Секретно.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Нелегальной неполной средней школы при толстовской коммуне "Жизнь и Труд".

1935 г. 4 декабря нелегальную неполную среднюю школу при толстовской коммуне "Жизнь и Труд" посетили зав. ГорОНО т. Калашников и школьный инструктор Бесхмельницын.

Школа эта была закрыта в 1934-1935 учебном году. Заведующая школой А. Малород за привитие детям религиозных и антисоветских убеждений Нарсудом была приговорена на год к принуд. работам.

В настоящее время А. Малород освобождена и проживает в коммуне.

Школа содержится на средства коммуны и в сеть Сталинского ГорОНО не входит.

Школа существует на нелегальном положении. На 4 декабря 1935 года в школе были следующие классы:

1-й класс с 10 учениками,

2-й -"- с 12-15 уч. (точно выяснить не удалось).

3-й -"- с 26 учен.

4-й -"- с 23 -"-

5-й -"- с 13 -"-

6-й -"- с 10 -"-

7-й -"- с 14 -"-

----------------------

Всего 111 -"- (приблизительно) Кто заведует школой, узнать не удалось, так как преподаватели заявляют:

"Заведующая в прошлом учебном году была арестована Советской властью и подвергнута тюремному заключению, а теперь у нас заведующего нет, работаем так, попросту, без заведующего".

Для школы коммуна выделила специальный дом из 3-х классных комнат.

Назвать свое имя учителя отказались, за исключением двух братьев Густава Адольфовича ТЮРКА и Гюнтера Адольфовича ТЮРКА (отчества искажены авторами документа - А. Д.).

4-го декабря 1935 года нами были прослушаны следующие уроки:

В 1-ом классе урок русского языка (чтение). Занималась в нем учительница Оля (так она называет себя и также зовут ее ученики. Полное ее имя Ольга Петровна ТОЛКАЧЕВА). Выявлено, что обучение грамоте происходит по звуковому методу (в настоящее время считается устаревшим и нигде не применяется). На руках у детей стабильные советские учебники. Одни ученики читают по "Первой книге для чтения" Фортунатова, другие по букварю Шлегер и Фортунатова, третьи по книге для чтения Блехера. Подготовка у детей различная. Дети все переростки, т. е. в возрасте 9-10 лет.

Во втором классе занятий не было. Выявлено, что в этом классе работает А. Малород. Установлено, что А. Малород ежедневно и систематически посещает школу, но в день нашего посещения в школу не явилась, ученики же собирались все.

В третьем классе (учительница Анна Андреевна Горяинова) прослушан урок арифметики. Проходят 4 действия арифметики в пределе 1 000. Пользуются стабильным учебником Ноповой "Сборник арифметических задач и упражнений".

В четвертом и пятом классах была история (учитель Гюнтер Адольфович ТЮРК).

Тема в 4-ом классе: "О нашествии татар". Материал был прочитан по учебнику. После чтения задавались вопросы: "Кто был Чингис-хан?", "Как татары собирали дань, как жилось русским?". Сообщались одни голые факты без каких-либо комментариев со стороны учителя.

В 5-ом классе прорабатывался Египет. О Египте преподаватель выхолащивал классовую суть борьбы между фараонами, крестьянами и князьями. На вопрос ученикам со стороны Зав. ГорОНО: "Что такое история?" ученики отвечали: "История изучает прошлое общество". О классовой борьбе в истории ученики не знают. Классовая суть истории преподавателем сознательно выхолощена.

В 5-ом классе была физика (учительница Женя). Объяснялось устройство подводной лодки и ее применение.

В 6-ом классе прослушан урок географии (учитель Густав ТЮРК). Тема урока: Франция. ТЮРК только спрашивал учеников, а нового материала не объяснял. Ученики, вызванные к географической карте, рассказывали о географическом положении Франции, ее границах, возвышенностях, ископаемых, климате. Ученики на уроках имеют стабильный учебник географии Г. И. ИВАНОВА. После повторения пройденного материала учитель прочитал из книги Клейна "Чудеса земного шара" о приливах и отливах. Затем были прочитаны две газетные вырезки. В первой говорилось о буре, происшедшей во Франции, и во второй под заглавием "Французской земле" о жертвах империалистической войны, разрушенных городах, о громадных братских могилах, о тысячах убитых солдат. После чтения этой статьи учитель стал объяснять, что на земле существует насилие, вражда среди людей, что сильные притесняют слабых, что право считается только за сильными. На этом урок кончился.

В 6-ом классе были прослушаны уроки математики и зоологии. По математике учительницей (Соня, жена Густава ТЮРКА) была объяснена и доказана теорема, что во всяком треугольнике сумма внутренних углов равна двум дэ. По зоологии занималась Женя. Ученики по заданию учительницы весь урок читали вслух стабильный учебник Цузмера. Со стороны учительницы не было ни объяснений, ни замечаний. После урока учительница Женя обратилась к инструктору т. БЕСХМЕЛЬНИЦЫНУ со словами: "Ну, вот, видите, что мы учимся по советским учебникам и не отступаем от них".

Метод, применяемый Женей (чтение учебника без объяснений со стороны учителя), при преподавании естественных наук считается недопустимым, неправильным и вредным.

В комнате, где занимаются 1-ый и 6-ой классы, висело следующее расписание уроков:

РАСПИСАНИЕ УРОКОВ VI-ой ГРУППЫ

(а не классов)

Понедельник

 Вторник 

Среда 

1. История 

 

1. Геометрия 

2. Ботаника 

2. Арифметика 

2. География 

3. География 

3. Физика 

3. Ботаника 

4. 

4. Алгебра 

4. Грамматика 

5. 

5. + 

5. + 

   

6. 

 Четверг 

 Пятница 

 Суббота 

1. Алгебра 

1. География 

 

2. История 

2. Физика 

2. Ботаника 

3. Арифметика 

3. Арифметика 

3. Грамматика 

4. + 

4. + 

4. 

5. 

 

5. 

В расписании стоят четыре таинственные крестика (вторник, среда, четверг, пятница), и, кроме этого, после трех уроков стоят пустые места (понедельник 2 часа, среда один час, четверг один час, суббота 2 часа). Из беседы с учениками выяснилось, что количество уроков ежедневно бывает согласно расписанию, т. е. 5-6. Что преподается в те часы, где стоят крестики и пустые места, ученики не сказали, задавая в свою очередь нам вопросы: "А Вам для чего это знать?".

Преподаватели тоже отказывались сказать о значении крестиков и пропущенных мест, ссылаясь на свое незнание. Но из разговоров с Соней выяснилось, что в эти дни бывает чтение художественной литературы. Кто проводит с учениками чтение, выяснить не удалось.

В разговоре с учителями каждому в отдельности был задан вопрос: "Как и чему Вы учите?". Учителя отвечали одно и то же: "Мы учим по советским программам и учебникам, а какими методами и приемами - судите сами. Против Советской власти мы не учим детей, нет у нас и контрреволюции. Мы против всякого насилия и жестокости. Вы на своей осенней учительской конференции требовали от преподавателей воспитывать в учениках классовую ненависть. Вы сеете вражду среди людей, а мы против всякой ненависти и вражды. От Вашего воспитания у детей глаза горят злобой к ближнему, презрением. Наши дети не таковы. Мы воспитываем в наших детях любовь ко всему окружающему". Эти слова были сказаны Анной Андреевной Горяиновой, Соней, Олей, Женей.

"Кто из Вас пионеры и комсомольцы?", ученики 6-го класса отвечали: "Зачем Вы нас спрашиваете, ведь Вы знаете, что наши родители и мы не согласны с пионерским и комсомольским учением. Пионеров и комсомольцев воспитывают и учат в духе классовой ненависти, а мы всякую ненависть и вражду не принимаем. Пионерами и комсомольцами никогда не будем". На вопрос: "Откуда Вы знаете, чему учат пионеров и комсомольцев?" Ответ: "Мы читаем советские газеты. Наша коммуна выписывает "Правду", "Известия", "Большевистскую Сталь".

На одном из уроков в 3-ем классе было пение. Пели следующее:

УЗНИК

Отворите окно, отворите, мне недолго осталося жить. Еще раз на свободу пустите, не мешайте страдать и любить и т. д.

На руках учительницы Оли была общая тетрадь со стихами, которые поются учениками в перемены и на уроках.

1. РАБСТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Главный корень зла и рабства
Теперь в мире городском,
Где пред силой государства

Рабам этим своя совесть
Не закон, не бог, не власть,
Им бы только была должность,
И все будут исполнять.

Они будут одобрять,
Тюрьмы, к смерти приговоры
По приказу утверждать.
Жить нельзя для них разумно,

Что для грубой силы нужно,
То читай, болтай, пиши.
Их такое положение,
Роста нет душе, уму,

Просвещением считай тюрьму.
Кумир - идол государства
Для них бога заменил,
Для насмешек и рабства

Так культура городская
Рабство многим создает,
Только рабская слепая
Жертву идолу несет,

Что трудится давно,
Давай идолу скотину,
Масло, яйца и зерно.
Все продукты и товары

Магазины и базары, -
Все у идола в руках.
Нужно идолу молиться
И поклоны низко класть,

Хлеб отъемный получать.
По науке кто умеет
Отрицать закон любви,
Право тот на все имеет

Тот на службе получает
Хлеба, денег больше всех,
Кто научно оправдает
В государстве зло и грех.

Люди стали мертвы духом,
Как рабы своих страстей,
Во вражде живут друг с другом,
Для них нет воскресных дней,

Светлой радости с добром.
Они могут и ругаться,
И вино пить, и курить,
По приказу пойдут драться,

По науке так выходит,
Закон жизни в чувствах злых,
Значит счастье, чтобы строить,
Тогда грабят одни других,

Пушки, ружья и дурман,
Скорей, чтоб отнять дружно
Труд рабочих и крестьян.
И везде рабы приказа,

И военная зараза
Весь культурный займет мир.

Стихотворение передано с соблюдением орфографии, имеющейся в тетради.

Нужно отметить, что все преподаватели на уроках в нашем присутствии большей частью молчали и заставляли читать стабильные учебники, не давая объяснений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Школа в коммуне "Жизнь и Труд" является антисоветской. Дети в ней воспитываются в антисоветском духе.

2. Школа работает, по словам преподавателей, без заведующего, учителя не имеют планов. Программа Наркомпроса не выполняется, хотя в школе есть учебники советского издательства.

3. Методы преподавания, которые применяются в школе, неправильны и совершенно недопустимы и антипедагогичны.

"Этика и мораль". В настоящее время вместо этого предмета стоят крестики и пустые места. Следует полагать, что и в этом году преподается "Этика и мораль" толстовского толкования. Обществоведение по программе Наркомпроса не ведется.

5. Школьное здание для занятий не приспособлено, содержится в антисанитарном состоянии и холодное.

6. Школу при коммуне "Жизнь и труд" как антисоветскую и антипедагогическую необходимо закрыть.

П. п. Зав. Сталинским ГорОНО КАЛАШНИКОВ

Школьный инструктор БЕСХМЕЛЬНИЦЫН

Раздел сайта: