Материалы о толстовцах из сборника "Возвращение памяти"
Докладная записка о результатах обследования сельхоз. коллектива "Жизнь и Труд" Есаульского сельсовета

ПРЕЗИДИУМУ СТАЛИНСКОГО ГОРСОВЕТА

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

О результатах обследования сельхоз. коллектива "Жизнь и Труд" Есаульского сельсовета.

Устав коллектива

Устав коллектива зарегистрирован в Кузнецком районном земельном отделе 28 июня 1931 года.

Устав написан чернилами от руки, произвольный по содержанию, выработанный самим коллективом, и противоречит основным принципам колхозного строительства в СССР.

В параграфе 8 устава говорится: "Членами коммуны могут быть трудящиеся, достигшие 16-летнего возраста, занимающиеся, а равно приступающие к занятию сельским хозяйством или связанные с ним промыслами, разделяющие взгляды Л. Н. ТОЛСТОГО и отрицающие всякое убийство не только человека, но и животных, а также отрицающие употребление дурманов: водки, табака и др. и мяса.

В уставе нигде не говорится о классовой борьбе, и все члены коллектива говорят, что они против всякой борьбы, борьба противоречит их убеждениям. При регистрации устава Кузнецким земельным отделом на уставе между строк на первой странице сделана надпись: "Устав зарегистрирован в Кузнецком районном земельном отделе 28/VI 31 г. со следующим дополнением пункта 8-го настоящего устава - членами коммуны не могут быть лица, лишенные, согласно конституции РСФСР, избирательных прав в советы и лица, входящие в состав кулацких хозяйств. Зав. Райзо Садаков, Секретарь - Бирюков". Но это дополнение членами коллектива не принято и на практике не выполняется.

История коллектива и его состав

Согласно справки Московского земельного отдела от 20/XII 25 г., коллектив впервые зарегистрирован в Московском земельном отделе 19/XII 21 г. и перешел на кооперативный устав коммуны 20 ноября 1923 г.

При районировании Московской области коллектив по территориальному расположению вошел в Кунцевский район Московской области, где и находился до 1931 г.

В 1931 г., по словам членов коллектива, в связи с развертыванием коллективизации в Московской области они подали заявление о переселении их из Московской области и после разрешения вопроса в Наркомземе в 1931 г. переселились в Кузнецкий район.

Всего переселилось 8 семей и 16 взрослых одиночек, а всего с детьми 50 чел. В данное время из этого числа 11 человек перешли в толстовскую же артель "Сеятель", принявшую в 1936 г. устав сельхозартели, и один выбыл неизвестно куда. Рост коммуны шел исключительно за счет прибывших единоличников из Украины, Урала, Поволжья и бывш. Барабинского округа. На 23 марта коллектив имеет 93 семьи - 326 чел. Но за точность этого поручиться нельзя, так как регистрация в сельсовете ими не соблюдается, и они говорят, что это они делают только "для Вас, а для нас никакой регистрации не нужно". У самих же у них тоже точного учета не ведется, например, нами обнаружен не записанный у них нигде ПОПОВ Евгений Иванович - старик-инвалид, причем есть предположение, что он не записан умышленно и является основным их идеологом. Социальный состав коллектива полностью не выявлен, но несомненно, что в коллективе под маской "противленцев злу" скрываются люди, враждебные Советской власти не только теперь, но и в прошлом, например, Красковский Клементий Евгеньевич, бывший офицер, ГУЛЯЕВ Иван Васильевич, в прошлом осужден, раскулачен, лишен права голоса.

Имеются члены коллектива с высшим образованием, надевшие теперь тогу "смиренных" толстовцев, ТЮРК Софья, ТЮРК Густав окончили МГУ. Савельева Евгения окончила Ленинский с. х. институт и др. Много со средним образованием - ТЮРК Гюнтер, среднее образование, по специальности электротехник, причем ТЮРК Густав и Гюнтер, по национальности немцы и в прошлом лютеране по вероисповеданию.

Воинской повинности они не признают, так как всякое убийство противоречит их убеждениям, и молодежь рождения 1913-14 гг. высылать на переучет отказались.

Управление делами и организация труда

Управляют делами коллектива, как это записано в уставе, общее собрание членов и совет коммуны, для контроля избирается ревизионная комиссия. Последний состав совета и ревкомиссия избраны 21 января в составе: совет - 7 членов и 2 кандидата и ревкомиссия - 3 члена и 1 кандидат (персональный список избранных прилагается).

По словам членов коллектива, делами они управляют все, а совет выбирают только для всяких представителей, приезжающих к ним, и оформления дел с другими организациями.

Характерным является то, что при приезде из города кого бы то ни было в качестве официального лица он встречается с явной подозрительностью, и ни председатель совета, ни его члены никаких ответов не дают, ссылаясь на то "как решит общее собрание"; в процессе нашего обследования мы убедились, что совет и особенно его председатель являются подставными лицами и никакого влияния на ход дела оказать не могут. Всеми делами, по нашему мнению, заправляют: 1. МАЗУРИН Борис, 2. ПАЩЕНКО Дмитрий, 3. КРАСКОВСКИЙ Клементий, 4. ГОРЯИНОВ Николай, 5. МОРГАЧЕВ Дмитрий, БАРЫШЕВА Анна Григорьевна, ЛИТВИНОВ Петр. Особенно большим влиянием пользуются первые трое.

Прием новых членов производится общим собранием, советом не обсуждается, причем сначала принимают кандидатов в члены и после 6 мес. принимаются в члены по рекомендации кого-либо из старых членов. Это показывает, с какой осторожностью подбираются "свои" люди.

день, независимо от того, что и сколько выработано, никаких официальных нарядов на работы не ведется, лишь полеводам и животноводам ведется табель выходов.

Распределение доходов

С распределением натуральной части доходов дело темное, по тем чрезвычайно скудным документам и со слов присутствующих членов коллектива выяснилось следующее: столовой нет, имеется общая кухня, где берут все обеды на дом, но обед готовится постный, овощной суп и на второе не всегда или пареная брюква и редко каша. Супу, как они говорят, дается сколько кому надо без ограничения, жиров за последнее время нет. Тот же суп готовится и на завтрак, и на ужин. Молоко выдается только больным и маленьким детям. Конечно, на таком питании прожить нельзя, и они сами не скрывают, что дополнительно еще готовят дома. Хлеб выдается на руки по 800 гр. на взрослого и по 400 и 600 гр. на детей, смотря по возрасту.

Содержание квартир, отопление и освещение проводится за счет общих доходов, керосин выдается по норме, исходя из того, сколько его приобретут. Денежные доходы, за исключением общих затрат, распределяются, исходя из учета рабочих дней, и выдаются на руки членам коллектива.

За 1935 г. распределено между членами коллектива по одному рублю на каждый проработанный день, всего 43 868 р., выработка на одного трудоспособного колеблется от 63 до 313 дней за год и средняя 255 дней.

На содержание детей дается родителям дополнительно к их среднему заработку. На детей до 6 лет - 25 %, от 6 до 12 лет - 50 % и от 12 до 16 лет - 75 %. С 16 лет [ребенок] должен работать наравне со взрослыми. Работа детей до 16-ти летнего возраста не учитывается.

Книжный учет (записи) ведется удовлетворительно, оформление же документов, оправдывающих приход и расход, с бухгалтерской точки зрения, является совершенно недостаточным, дающим полную возможность для всяких злоупотреблений. На всякий расход, произведенный доверенными лицами (членом коллект.), дается лишь им самим на клочке бумажки справка, что куплено то-то по такой цене, и все они считают, что для них это достаточно, так как они верят своим членам.

Выполнение государственных обязательств

В выполнении государственных обязательств за все время существования коллектива проводится организованный саботаж. И лишь только за 1935 г. денежные налоговые платежи, хлебопоставки, картофель и овощи сданы в установленные сроки, вследствие того, что в 1934 г. они за несвоевременную сдачу были подвергнуты штрафу.

Мясопоставки никогда ими не выполнялись, всегда бралось в бесспорном порядке. Мотивы несдачи - мы - вегетарианцы, мяса не едим и против всякого убийства, в том числе и животных.

От лесозаготовок, дорожной повинности категорически отказываются, что видно из прилагаемых протоколов общих собраний.

Весь этот саботаж проводится совершенно открыто, потому что они не признают никакого государства, поэтому и не могут ему помогать, это противоречит их убеждениям.

Всеобщее обучение и воспитание детей

Советскую школу не признают и детей в нее не пускают, имеют свою школу, где преподают ихние же учителя. Работу их школы можно характеризовать следующими данными:

ПРОГРАММА: Новых программ нет. Предъявлены две старые программы, изданные в 1932 г. Иметь же новые программы на 1935-36 г. учебный год можно было. Этими программами снабжены все школы. Нет программы по истории и обществоведению. Несмотря на то, что обществоведение в школах в 3-х и 4-х классах не ведется, в третьем классе их школы таковое ведется. В основу этого предмета положена программа НКП на 1934/35 г. в извращенном виде.

 

ПРОГРАММЫ НКП

 

 

ИХ ПРОГРАММА

 

1. Дети советской страны должны хорошо учиться и работать (любовь к школе, учителю, уважение к его педагогическому труду).

1. Дети должны хорошо учиться и работать.

 

 

2. Хорошо быть здоровым и смелым.

3. Чистота, опрятность и аккуратность - залог здоровья, хорошей работы и культурного отдыха.

3. Чистота, опрятность и аккуратность.

4. Дети советской страны скромны, вежливы, хорошо относятся к товарищам и уважают взрослых трудящихся, строящих новую жизнь.

4. Дети должны быть вежливы.

5. Пионеры и школьники честны и правдивы, они берегут общественную собственность.

5. Ученик должен быть честен и правдив.

6. Дети советской страны любят свою родину.

6. Любовь к своей родине.

РАБОЧИЕ ПЛАНЫ: Школа и учителя никаких планов не имеют. Требуется иметь план работы на учебный год, на учебную четверть и обязательно план урока. По заявлению учителей, материал для прохождения с учениками размечается только в учебниках. Учебная сетка не выдерживается, причем в действии сетка 34/35 года. В их школе, как неполной средней сельской школе, если ее считать за таковую (в ней семь классов), нужно было вести русский язык, математику, естествознание, географию, историю, нем. язык, физику, химию, обществоведение в старших классах, труд, рисование, черчение, физкультуру и пение. Ведется же математика, естествознание, география, история; физика и химия как уроки бывают очень редко. Русского языка как предмета не ведется. Остальные дисциплины не преподаются. Таким образом, можно считать, что учащиеся не изучают русский язык, нем. язык, физику, химию, обществоведение в старших классах, труд, рисование, черчение, физкультуру и пение в нашем понятии.

РАСПИСАНИЕ: Для всех классов школы расписание есть. Занятия проводятся в три смены. Больше четырех уроков для класса в расписании нет. Продолжительность урока в принципе 45 м., но это время выдерживается редко. Бывают уроки больше 45 м. На одном из таких уроков, равных примерно 1 ч. 30 м. по математике, присутствовал я. Удлинение часа мне было объяснено, как желание закончить материал на этом уроке. Если формально расписание есть, то по существу, как это требуется постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 3/IX 35 г., таковое ни в какой степени не является документом, способствующим организации учебного года и укреплению школьного режима.

ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРЯДКА. Учителя, кроме Гюнтера Тюрка (истор.), методическими знаниями не владеют. Пособиями по методике и консультацией метод. кабинета ГорОНО не пользуются. Все учителя находятся в полной оторванности от наших учителей. Методы преподавания учителей Горяиновой Анны Андреевны и Толкачевой Ольги Петровны ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НЕТЕРПИМЫ. Заслуживают некоторой критики методы работы в школе и Тюрк Софии Михайловны (математик). Никакими наглядными пособиями (дидактический материал) все эти учителя не пользуются. Уроки проводят исключительно сухо. Классом владеют не они (учителя), а учащиеся, которые отказываются давать работу на просмотр, предлагают заканчивать уроки, разговаривают на уроках. Пример: математик София Тюрк обращается к ученику Володе Толкач так: "Володя, дай твою работу на просмотр". Ученик Володя отвечает: "Нет, что ее смотреть, буду дальше работать". И так это остается. Во время урока сама София Тюрк сидела на столе у противоположной стены классной доски, не вставая с места. Учительница Толкачева, работая с первым классом, как уже указано выше, не применяет никаких наглядных пособий, если не считать простых палочек. Причем требует обязательной зарисовки предметов, встречающихся в задачах. Пример: зарисовка моркови. Без разрешения из ее класса учащиеся уходят с уроков. Учительница Горяинова к тому, что уже сказано о ней выше, а именно, что не применяет наглядных пособий, из материала делает винегрет. Ввиду того, что плана урока нет, остается время, так она на этом же уроке идет к изучению металлов и нефти. ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРЯДКА как таковые учителями не изучаются. Абсолютно нечего сказать об овладении этими вопросами с точки зрения теории. Учителями такие вопросы, как организация пед. процесса, урок - как форма педпроцесса, проведение открытых уроков и их разбор, поведение учителя в классе и др. не изучаются и не разбираются.

РУССКИЙ ЯЗЫК. Выше уже было сказано, что русского языка как предмета в школе не ведется. Иногда уроки по русскому в старших классах бывают, и их проводит математик ТЮРК. Неграмотность по русскому языку исключительно велика... При этом протаскивается в диктанте такой материал: "Он купил землю за Волгой, вступил во владение ею и начал готовиться к переселению". Грамотность можно просмотреть по прилагаемым к этой записке тетрадям учеников их школы. Рафа Коваленко - первый класс, Маня Кравченко и Оксень Савицкий - третий класс, Борис Андреев - четвертый класс, Шура Шалина - пятый класс. Одновременно можно грамотность сравнить с учащимися НСШ No 24 Кобылкина - третий; Братко Франц - четвертый класс, Климов и Савин - пятый класс. Тетради учащихся проверяются плохо. В проверенных тетрадях есть ошибки. Есть тетради с ошибками с самого начала учебного года. Наряду с записями материала по дисциплинам, почти всеми учащимися, начиная с 3-го класса, ведутся ДНЕВНИКИ. Вот несколько выдержек из дневника Мани КРАВЧЕНКО: "... 30 января. Сегодня шла от Тани Чеменевой, мне встретилась девочка советская и сказала мне "ЗДРАВСТВУЙ"... 24 февраля. Сегодня мне было грустно, приехал ЛЕБЕДЕВ, я испугалась... В столовке было собрание. Там пели. Я стояла около Сони Самоленко. Как пели, она плакала, я около нее не могла стоять".

ДРУГИЕ ВОПРОСЫ: - используются учебники царского времени. Так, по математике в действии учебник: БЫЧКОВ, сборник примеров и задач, изд. 1911 г. Из этого учебника - по алгебре - была дана учащимся такая задача (Так в тексте.):

2x - 4. - 2y - 8

Задача эта почему-то была названа задачей на решение с двумя неизвестными. Являясь задачей с тремя неизвестными, она в то же время неопределенна. По сути дела, задача эта граничит с областью высшей математики и решаться в 7 классе не должна, да еще с таким условием.

Отношения между учителями и учащимися (кроме Гюнтера Тюрка), упрощены. Обращаясь, к примеру, к педагогу Софии Тюрк, ученики ее называют Соня - между собой ученики даже на уроке перекликаются так: Володька, Ванька, Манька и т. д.

Заведующего школой нет, отсюда, как говорят сами же учителя, они все заведующие. На деле - полнейшая обезличка.

При проверке отдельных вопросов изучения истории, при наличии у историка их школы Гюнтера Тюрка тематики советской школы, в тетради ученика 7 класса МОРГАЧЕВА нашел следующую запись.

"Тема: "Итоги культурного развития XVII-XVIII вв." Народ все время подчиняется каким-то выдающимся личностям, благодаря чему идет страдание. Жизни нет. И они поняли, что жизнь хорошая не будет благодаря какого-нибудь смелого руководителя".

Сведения о количестве классов, учениках и учителях - первых классов - 1 - 12 чел. Вторых 1 - 17 чел. Третьих 1 - 27 чел. Четвертых 1 - 24. Пятых 1 - 11. Шестых 1 - 8 чел. Седьмых 1 - 9 чел. Всего 108 учеников. Учителей 7.

Тюрк Густав Густавович, образование высшее - МГУ, ведет географию и естествознание - немец.

Горяинова Анна Андреевна, образование - царская гимназия, ведет 3 класс (старуха).

Тюрк Гюнтер Густавович, образование среднее - специальное - электротехника, ведет историю. Немец.

Савельева Евгения Петровна, образование высшее - Ленинградский институт, ведет физику и ботанику.

Белоусова Е. Т., образование среднее, ведет 2 класс.

Постановлением президиума горсовета был назначен директор их школы, от которого они отказались, и при посещении им занятий учителя их прекращали.

ВЫВОДЫ

Исходя из всего изложенного, комиссия пришла к следующим выводам: 1. По уставу, имеющемуся в коммуне (произвольному по содержанию), организации труда и распределению доходов коллектив не является коммуной, а каким-то произвольным неуставным сельскохозяйственным коллективом и должен быть переведен на устав сельхозартели или распущен.

лесозаготовки, дорожное строительство), поэтому необходимо в ближайшее же время провести тщательную проверку всего состава коллектива с точки зрения социальной принадлежности, и все враждебные элементы, прикрывающиеся идеями Толстого, должны быть изъяты.

3. Воспитание детей ведется явно в духе, враждебном Советской власти, и контрреволюционное по существу (запись контрреволюционных стишков в тетрадях учеников, деление советских и наших - дневник Мани Кравченко, игнорирование единых учебников и установленной методики и т. д.), поэтому школу необходимо немедленно закрыть и обязать всех детей посещать единую советскую школу в их же поселке.

Пред. комиссии:

Члены комиссии:

Раздел сайта: