Цакни Е.: Неизвестный портрет Толстого

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ ТОЛСТОГО

В Русском музее хранится неизвестный до сих пор портрет Л. Н. Толстого, относящийся ко времени Севастопольской кампании. Приобретенный Русским музеем в 1918 г., этот портрет составлял часть коллекции Е. Е. Рейтерна — сына художника Гергарда (Евграфа) Романовича Рейтерна, на дочери которого был женат В. А. Жуковский.

Портрет сделан известным охотником-любителем и остроумным карикатуристом Л. Н. Вакселем, хорошо известным Петербургу конца 40-х и начала 50-х годов.

Портрет (см. стр. 699) нарисован карандашом на четвертушке обыкновенной сероватой бумаги, без водяных знаков. Три угла листа неровно срезаны. Портрет погрудный, сделан в профиль. Толстой изображен в военном сюртуке и в офицерских погонах, с небольшими баками. Волосы коротко острижены, прическа «ежиком», характерная для Толстого этих годов. Под портретом подпись: «Гр. Л. Н. Толстой. 54-й год».

На том же листе, ближе к левому краю, — слегка шаржированный набросок портрета приятеля Л. Н. Вакселя, академика живописи Александра Сафоновича Богомолова-Романовича (1830—1867), талантливого пейзажиста, рано умершего от чахотки. (В том же 1854 г. Ваксель заказал Богомолову известный портрет И. С. Тургенева, принадлежащий теперь Пушкинскому дому в Ленинграде1). Внизу наброска подпись: «А. С. Богомолов», сделанная тою же рукой, что и подпись под портретом Толстого. Вверху листа, несколько вкось, профильное изображение неизвестного военного.

Из всех дошедших до нас изображений Толстого в бытность его на военной службе портрет Вакселя принадлежит к числу наиболее ранних. По типу он ближе всего к изображению Толстого на групповом портрете-дагерротипе 1854 г., на котором Лев Николаевич снят вместе с братьями Николаем, Дмитрием и Сергеем. Этот портрет верно передает его «некрасивое, но умное и замечательное лицо», как выразился И. С. Тургенев в письме к Некрасову от 22 октября 1854 г.2.

Автор портрета, Лев Николаевич Ваксель (1811—1885), происходил из семьи шведского моряка Swen Waxel’я, с 1725 г. перешедшего на русскую службу. Ваксель родился в Ярославле, воспитание получил в юнкерской школе в Варшаве; до 1834 г. оставался на военной службе. Он участвовал в усмирении польского восстания и, получив серьезные ранения при Остроленке, вышел в отставку с чином штабс-капитана гвардии.

В 1862 г. Л. Н. Ваксель с семьей уехал на остров Мадеру, где оставался до 1870 г. По возвращении в Россию, до самой смерти жил в Ковенской губернии, в своем имении Ромаки3.

Л. Н. Ваксель был не только страстным охотником-любителем, но и теоретиком охоты. Кроме статей в специальных иностранных охотничьих журналах, ему принадлежит известное руководство «Карманная книжка для начинающих охотиться с ружьем и лягавой собакой», вышедшее в 1856 г. и выдержавшее при жизни автора четыре издания. В 1898 г. книга вышла пятым, дополненным и иллюстрированным, изданием.

Цакни Е.: Неизвестный портрет Толстого

Л. Н. ТОЛСТОЙ
Рисунок Л. Н. Вакселя, 1854 г.
Русский музей, Ленинград

Вращаясь в аристократических салонах старого Петербурга, Л. Н. Ваксель с большой наблюдательностью подмечал характерные черты его представителей; в остроумных и язвительных карикатурах — почта всегда подписанных и часто даже датированных — он изобразил мир сановников и администраторов своего времени. Их портретами, на ряду с деревенскими охотничьими сценами и изображениями охотничьих собак, заполнены все его папки и альбомы.

Общая страсть к охоте особенно сблизила его с Тургеневым, портрет которого он нарисовал в 1855 г. в Петербурге4. Когда и при каких обстоятельствах произошло знакомство Толстого с Вакселем, нам неизвестно, но, во всяком случае, без участия Тургенева, который только в конце 1855 г. начал вводить Толстого в круг петербургских литераторов и своих близких друзей. Как известно, из письма Некрасова к Боткину, знакомство Тургенева с Толстым произошло в Петербурге 21 ноября 1855 г., когда приехавший из Севастополя Лев Николаевич явился «прямо с железной дороги к Тургеневу»5. Если вопрос о знакомстве Толстого с Вакселем через посредство Тургенева отпадает, то, скорее всего, можно предположить, что это знакомство было так или иначе связано с их общим увлечением охотой.

Время и место создания портрета устанавливаются с достаточной точностью. Толстой уехал на Кавказ в 1851 г. и до 1854 г. в Россию не возвращался. Лишь в начале 1854 г., перед самым отправлением в Дунайскую армию, он решил побывать на родине. 19 января 1854 г. он выехал в Ясную Поляну и, посетив сестру в с. Покровском, вместе с братьями отправился на некоторое время в Москву. Погостив затем у брата Дмитрия, в его курском имении Щербачевка, через Курск, Полтаву и Кишинев он направился в Бухарест, куда прибыл 12 марта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Портрет Тургенева, нарисованный карандашом и соусом, в настоящее время находится в Литературном музее Пушкинского дома. В 1883 г. художником В. А. Бобровым с него был сделан офорт, на котором внизу, в виде ремарки, помещен портрет А. С. Богомолова.

2 «Русская Мысль», 1902, I, стр. 120.

3 Сведения о жизни Л. Н. Вакселя см.:  С. А., Критико-библиографический словарь русских писателей и ученых, т. IV, отд. II, стр. 28—30; см. также предисловие Н. В. Снессарева к книге: Ваксель Л., Руководство для начинающих охотиться с ружьем и лягавой собакой, СПБ., 1898.

4 Этот портрет, сделанный карандашом, так же, как и портрет Толстого, хранится в запасных фондах Русского музея за № 7367/266, лист папки 42-й.

5 , Письма. 1840—1877, ред. В. Е. Евгеньева-Максимова, Л., Гиз, 1930, стр. 232—233.

Раздел сайта: