Толстой Л. Н. - Толстой С. А., 4 марта 1882 г.

197.

1882 г. Марта 4. Я. П.

Четвергъ 9 часовъ вечера.

У меня и во мне ничего новаго. Сплю мало и отъ того не могу работать. Нынче лучше темъ, что елъ лучше, съ большимъ апетитомъ. Сижу все одинъ одинешенекъ, — читаю и делаю пасьянсы. Погода нехороша. Таетъ и ветрено, гудитъ день и ночь. Чтенiе у меня превосходное. Я хочу собрать все статьи изъ Revue, касающiяся философiи и религiи, и это будетъ удивительный сборникъ религiознаго и философскаго движенiя мысли за 20 летъ.1 Когда устану отъ этаго чтенiя, беру Revue Etrangère 1834 года и тамъ читаю повести, — тоже очень интересно.2 Письма твоего въ Туле вчера не получили, — вероятно, не умели спросить. Но за то я получилъ твое3 на Козловке. И очень оно мне было радостно. — Не тревожься обо мне и, главное, себя не вини. Остави намъ долги наши, якоже и мы4... Какъ только другимъ простилъ, то и самъ правъ. А ты по письму простила и ни на кого не сердишься. — А я давно уже пересталъ тебя упрекать. Это было только въ начале. Отчего я такъ опустился, я не знаю. Можетъ быть, года, можетъ быть, нездоровье, геморой; но жаловаться мне не на что. Московская жизнь мне очень много дала, уяснила мне мою деятельность, если еще она предстоитъ мне; и сблизила насъ съ тобою больше; чемъ прежде. — Что-то ты напишешь нынче? Ты объ себе не пишешь, — какъ здоровье. Пожалуйста, не сдерживайся въ письмахъ, а валяй, какъ Богъ на сердце положитъ. —

Я нынче ходилъ на шоссе къ большому мосту передъ обедомъ; и все злился на Толстую.5 Въ Тулу ездятъ на колесахъ, и на Козловку уже едва ли проедешь на саняхъ. Въ низахъ вода; но и воды, и снега мало, везде проехать можно. —

6

Я нынче думалъ о большихъ детяхъ. Ведь они верно думаютъ, что такiе родители, какъ мы, это не совсемъ хорошо, а надо бы много получше, и что когда они будутъ большiе, то будутъ много лучше. Также, какъ имъ кажется, что блинчики съ вареньемъ — это уже самое скромное и не можетъ быть хуже, а не знаютъ, что блинчики съ вареньемъ это все равно, что 200 т[ысячъ] выиграть. — И по тому совершенно неверно разсужденье, что хорошей матери должны бы меньше грубить, чемъ дурной. Грубить — желанье одинаковое — хорошей и дурной; а хорошей грубить безопаснее, чемъ дурной, поэтому ей чаще и грубятъ.

Что Сережа братъ,7 долго ли пробудетъ? Хотелось бы его увидать. —

Прощай, душенька. — Будемъ живы, скоро увидимся, и будемъ также, какъ и теперь, любить. — Опять возвращаюсь съ твердымъ намеренiемъ какъ можно меньше говорить. Да и нельзя. Я не буду лгать, если буду говорить, что боленъ нервами. Я затягиваюсь этимъ задоромъ.

8 Не выходятъ у меня изъ головы и сердца. — И мучаетъ, и негодованье поднимается, самое мучительное чувство.

На конверте: Москва. Денежной переулокъ, домъ Волконской. Е. С. Графине Софье Андревне Толстой.

Примечания

—421; полностью — по копии, сделанной С. А. Толстой, в ПЖ, стр. 155—157. Датируется на основании пометы Толстого «четверг»; четверг падал на 4 марта 1882 г.

1 В «Revue des deux mondes» за десятилетие (1872—1881) по вопросам философии и религии писали: Вашеро (3 статьи — самостоятельные работы в области витализма и спиритуализма), Буасье — преимущественно по истории древних религий), Поль Жанэ [13 статей — обзоры выходящих философских книг, о философских школах XIX века (Шеллинг, Секретан, Шопенгауер, Гартман, Спенсер), о французском спиритуализме (Равэссон, Лашелье, Олле Лапрюн, Брошар), по философии революции], Каро (9 статей — о Дидро, пессимистах XIX века и др.), Прессансе — о современной религиозной политике в разных странах), Ренан (4 статьи — по истории христианства и о современном религиозном кризисе), Ревиль (6 статей — о финикийской и еврейской религиях, по истории христианства, о Штраусе и философии бессознательного и др.), Альфред Фулье — о современных этических школах — эволюционная мораль в Англии, французский позитивизм и спиритуализм, германские школы моральной философии, по философии социальных наук). По содержанию наибольшее количество статей падало на: историю древних религий и раннее христианство (14 статей), историю католицизма (12 статей), современное состояние религии (9 статей), философские течения XVIII и XIX веков и обзоры философской литературы (30 статей) и самостоятельные философские опыты спиритуалистического направления (9 статей). В № 2 XXIII тома «Revue des deux mondes» от 15 июня 1865 г., сохранившемся в Яснополянской библиотеке, загнуты Толстым углы страниц 979 и 981 статьи Paul Janet «Le cerveau et la pensée» («Мозг и мысль»).

2 В книгах (№№ 9 и 12) «Revue Etrangère» (выходил в Петербурге) за 1834 г. были перепечатаны повести следующих авторов: Бальзака («Евгения Гранде», «Искание абсолюта», «Драма на берегу моря»), Бульвера («Последний день Помпеи»), Ж. Занд («Леона Леони»), Поля Лакроа и Жюля Сандо. Кроме того отдельными рассказами были представлены: Бастид, Мелани Вальдор, Гозлан, Даниели, Дюпэн, Леве-Веймарс, Малефиль, Стевен, Филинг и Хенс.

3 От 2 марта 1882 г.

4 Слова из молитвы «Отче наш».

5 А. А. Толстой Толстой написал вторичный ответ от 4 марта 1882 г., тоже не посланный. (См. том писем настоящего издания № 63.)

6 «Миша немного кашляет и насморк, и он проспал до четырех часов» (ПСТ, стр. 183).

7 О гр. С. Н. Толстом С. А. Толстая писала 2 марта 1882 г.: «Приехал сегодня Сережа брат, очень жалеет, что тебя нет. Говорит: «Хоть мы с ним на разных полюсах, но послушал бы от него, что он говорит». Я говорю: «Поспорили бы», а он говорит: «Сохрани бог, умирать скоро, а нас немного осталось, зачем спорить» (ПСТ, стр. 180).

8 По «процессу 20». Постановлением от 15 февраля 1882 г. десять человек были приговорены к смертной казни через повешение: Ал. Михайлов, Н. Колодкевич, Н. Суханов, М. Фроленко, Г. Исаев, И. Емельянов, М. Тетерка, Т. Лебедева, А. Якимова и Н. Клеточников. Казнен лишь Н. Суханов 19 марта 1882 г. в Кронштадте; остальным смертная казнь заменена Шлиссельбургской крепостью.

Раздел сайта: