Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 6 ноября 1888 г.

203.

1888 г. Ноября 6. Я. П.

Получаю письма, к[оторыя] радуютъ меня и вызываютъ на ответъ, говорю себе — отвечу, и живу день за день и не могу взяться за перо — не могу заставить себя выражать мысли, и время проходитъ и столько времени, что уже забываю письмо, новыя впечатленiя заслоняютъ. Этаго — такой неохоты писать — никогда со мной не было.1 Все къ лучшему: меньше пишешь — серьезнее живешь — отрицательно по крайней мере, немного получше — немного меньше грешишь. Да и то нетъ: какъ хорошенько обсудишь, въ такомъ состоянiи мало работаешь, а пользуешься трудомъ людскимъ также, такъ что грешишь столько же. Однимъ утешаешься, что хочешь жить по воле Божьей. Это одно лучше съ годами — меньше своей воли и легче отдаваться воле Бога. Вотъ нынче мне не такъ претитъ писанье и сажусь писать те 10 писемъ, к[оторыя] записалъ, и вамъ въ 1-мъ № «Ответить о семейной жизни». Первое, чтó мне нужно сказать объ этомъ, это то, что я, говоря о томъ, какъ должно жить супругамъ, не только не подразумеваю того, что я жилъ или живу, какъ должно, но напротивъ знаю твердо своими боками, какъ должно, только п[отому], ч[то] жилъ, какъ не должно. Я не отказываюсь ни отъ чего, чтó я сказалъ, напротивъ, старался бы уяснить все, чтó сказалъ, но действительно необходимо разъяснить, необходимо п[отому], ч[то] мы такъ далеки въ своей жизни отъ того, чтó должно и по нашей совести и по ученiю Хр[иста], что истина въ этомъ отношении такъ же поражаетъ насъ (я это знаю по опыту), какъ2 поразило бы уезднаго богатеющаго купца указанiе о томъ, что надо не собирать для своей семьи и колоколовъ, а отдавать все, чтó есть, только чтобъ избавиться отъ зла. Вы говорите: не спать вместе. Разумеется, нетъ. Я объ этомъ самомъ уже и думалъ. И мы все знаемъ это въ глубине души, п[отому] ч[то] всегда это совестно. Буду писать, какъ попало, все, что я объ этомъ думаю. Есть самое могущественное надъ человекомъ чувство влюбленiя, к[оторое] сначала зачинается между непознавшими другъ друга людьми разныхъ половъ и к[оторое] приводитъ къ браку, бракъ же тотчасъ имеетъ последствiемъ3 ребенка. Начинается беременность и, вследствiе ея, плотское охлажденiе другъ къ другу супруговъ — охлажденiе, к[оторое] было бы очень заметно и к[оторое] прервало бы плотское общенiе, какъ оно прерываетъ его между животными, если бы люди не считали плотское общенiе удовольствiемъ законнымъ. Такое охлажденiе, замененное заботой о росте и корме ребенка, продолжается до отнятiя ребенка, и въ хорошемъ браке (вотъ въ этомъ то отличiе человека отъ скота,)4 съ отнятiемъ ребенка опять начинается влюбленное чувство между теми же супругами. — Какъ ни далеки мы отъ этаго, все таки несомненно, что такъ должно быть. И вотъ почему. — Во 1-хъ, половое общенiе тогда, когда женщина не готова къ деторожденiю, т. е. когда у нея нетъ месячныхъ, не имеетъ никакого разумнаго смысла и5 есть только плотское наслаждеяiе6 и наслажденiе очень скверное, постыдное,7 какъ знаетъ каждый совестливый человекъ, подобное8 самымъ гнуснымъ неестественнымъ половымъ уродствамъ. Человекъ, предаваясь этому, становится неразумнее9 животнаго,10 т. е. разумъ свой употребляетъ на отступленiе отъ законовъ разума.

Bo-2-хъ, п[отому] ч[то] все знаютъ и согласны, что половое общенiе ослабляетъ, истощаетъ человека и ослабляетъ въ самой сущно[сти] человеческой деятельности, въ духовной деятельности. Умеренность, скажутъ защитники теперешняго порядка, но умеренности не можетъ быть, какъ только преступлены законы, поставленные разуменiемъ. Но вредъ излишества (а общенiе вне свободнаго перiода есть излишество) для мущины еще можетъ быть не великъ при умеренности (отвратительно даже произносить это слово о такомъ предмете),11 если онъ знаетъ одну женщину, но то, что будетъ умеренностью для мужа, будетъ страшной неумеренностью для жены,13 находящейся въ перiоде беременности или кормленiя.

13 Я думаю, что отсталость женщинъ и истеричность ихъ происходитъ въ большой степени отъ этаго. Воть въ чемъ должно быть освобожденiе женщины для того, чтобы она стала единымъ теломъ съ мущиной и слугой не дьявола, какою она теперь, а Бога. Идеалъ далекiй, но великiй. И отчего же не стремиться къ нему? Мне представляется, что бракъ долженъ быть такимъ. Пара сходится плотски подъ непреодолимымъ давленiемъ влюбленiя, зачинается ребенокъ, и супруги, избегая всего того, чтò можетъ нарушить для нея ростъ или кормленiе ребенка,14 избегая всякаго плотского соблазна, а не такъ какъ теперь, вызывая ихъ, живутъ, какъ братъ съ сестрой. А то мужъ, развращенный прежде, свои прiемы разврата переноситъ на жену, заражаетъ ее той же чувственностью и налагаегъ на нее невыносимую тягость быть въ одно и то же время любовницей, матерью и человекомъ. И она делается хорошей любовницей,15 измученной матерью и больнымъ, раздраженнымъ, истеричнымъ человекомъ. И мужъ любитъ ее, какъ любовницу, игнорируетъ, какъ мать, и ненавидитъ ее за ея раздражительность, истеричность, к[оторыя] онъ самъ произвелъ и производитъ. Мне кажется, въ этомъ ключъ ко всемъ страданiямъ, скрытьтмъ во всехъ семьяхъ въ огромномъ большинстве. —

16 только въ перiоды свободные они оба поддаются вновь влюбленью, продолжающемуся недели, и опять успокоенiе. Мне представляется, что влюбленье это то напряженiе пара,17 при к[оторомъ] паровикъ разорвало бы, если бы не поднялся спасительный клапань. Клапанъ открывается только при этомъ сильномъ напряженiи, но онъ всегда закрытъ, старательно закрытъ, и цель наша должна быть въ томъ, чтобы сознательно закрыть его,18 какъ можно плотнее и наложить на него19 гирь, сколько можемъ, желая того, чтобы онъ не открылся. Вотъ въ этомъ то смысле я и20 понимаю: «Кто можетъ вместить, да вместитъ», т. е. пусть каждый стремится никогда не жениться и, женившись, жить съ женой, какъ брать съ сестрой. Но паръ набирается и открываетъ клапаны, но не сами мы должны ихъ открывать, какъ мы это делаемъ, глядя на половое общенiе, какъ на законное наслажденiе. Оно законно только тогда, когда мы не можемъ воздержаться отъ него, и когда оно прорывается помимо нашего желанiя.

21Какъ же определить, когда мы не можемъ воздержаться отъ него?

Какъ много именно такихъ вопросовъ, и какъ они кажутся неразрешимы, и вместе съ темъ, какъ они просты, когда ихъ решаешь для себя и за себя, а не для друтихъ и за другихъ. Для другихъ знаешь только известную постепенность: старикъ предается22 половому общенiю съ проституткой — ужасно противно; молодой делаетъ то же — менее противно. Старикъ23 чувственно любезничаетъ съ женой — довольно противно, но менее, чемъ молодой съ проституткой; молодой чувственно относится къ жене — еще менее противно, но противно. Такая постепенность есть для другихъ, и мы все, ее,24 особенно неиспорченныя дети и молодые люди, ее очень хорошо знаютъ. Но для себя есть еще другое: есть у каждаго девственника и девственницы сознанiе (часто очень затуманенное ложными взглядами), что ему надо дорожить своей25 чистотой, желанiе сохранить ее, и горе и стыдъ при потере ея, въ какихъ бы то ни было условiяхъ. Есть голосъ совести, к[оторый] всегда ясно говоритъ и после и всегда, что это дурно и стыдно. Все дело въ сознанiи, въ разуменiи. Въ мiре считается, что очень хорошо наслаждаться любовью, все равно какъ считалось бы хорошо26 открыть спасительные клапаны и выпускать изъ нихъ паръ; по Божьему же хорошо только жить истинной жизнью, работать на свой талантъ для Бога, т. е.27 любить людей, души ихъ, и изъ нихъ перваго, самаго близкаго — свою жену, и помогать ей въ уразуменiи истины, а не заглушать ея способность воспрiятiя, делая ее орудiемъ своего наелажденiя, т. е. работать паромъ и28 употреблять все меры къ тому, чтобы онъ не уходилъ въ спасительные клапаны.

«Да этакъ родъ человеческiй прекратится». Во первыхъ, какъ бы мы строго ни старались о томъ, чтобы не29 иметь полового общенiя, спасительные клапаны есть, пока они нужны, и будутъ дети. Да и зачемъ лгать? Разве,30 защищая половое общенiе, мы заботимся о продолженiи рода? Мы заботимся о своемъ наслажденiи. Такъ и говорить надо. Родъ человеческий прекратится? Прекратится животное человекъ. Экая беда какая! Выродились допотопныя животныя, выродится и человеческое животное наверное (если судить по внешности въ пространстве и времени). Пускай его прекращается. Мне такъ же мало жалко этаго двуногаго животнаго, какъ и ихтiозавровъ и т. п., только бы не прекратилась жизнь истинная, любовь существъ, могущихъ любить. А это не только не прекратится, если родъ человеческiй прекратится отъ того, что люди изъ любви отрекутся отъ наслажденiй похоти, но увеличится въ безчисленное количество разъ, такъ увеличится эта любовь, и существа, испытывающiя ее, сделаются такими, что продолженiе рода человеческаго для нихъ и не нужно будетъ. Плотская любовь только затемъ и нужна, чтобы не прекратилась возможность выработки изъ людей такихъ существъ.

Читайте всю эту нескладицу такъ, чтобы угадывать то, чтó я хотелъ сказать и чтó бы могъ сказать, но не досказалъ. Мысли эти не случайныя, a оне выросли изъ моего сознанiя и моей жизни, и я, если Богъ велитъ,31 попытаюсь высказать ихъ ярко и ясно.

Мы еще живемъ въ деревне. Жена, кормящая Ваню,32 должна была ехать въ половине октября, но отъ холодовъ застряла и кажется теперь только завтра уедетъ. Мы же — я съ двумя дочерьми и 2-мя девочками Кузминскихъ должны ехать черезъ неделю.

33 Напишите мне про него.

Л. Т.

Примечания

Полностью публикуется впервые. Большой отрывок напечатан в сборнике «О половом вопросе», изд. «Свободное слово». Christchurch. 1901, стр. 50—54.

Письмо написано на четырех листках: два листка почтовой бумаги, один листок писчей бумаги в 1/4 долю, сложенный пополам, и листок в 1/8 «№ 198. Я. П. 10 нояб. 88». Число «198» перечеркнуто черным карандашом и проставлено: 201. Дата 10 ноября, повидимому, в этом случае означает день получения письма, потому что Толстой в письме к П. И. Бирюкову от 6 ноября писал: «Нынче только я расписался и Черткову написал длинное письмо, но бестолковое всё о том же предмете — о супружеских отношениях. Хотелось бы внести свою лепту в разъяснение этого страшно запутанного и во всеобщем прогрессе отставшего дела, кажущегося неважным, а в сущности самого коренного». См, т. 64.

Толстой отвечает на письма Черткова от 14, 19 октября и 3 ноября 1888 г. В первом из этих писем Чертков писал Толстому по поводу его письма, написанного около 9 октября (№ 201): «Большое вам спасибо, дорогой Лев Николаевич, зa ваши слова по поводу брачных отношений между мужем и женой. Вы мне очень помогли, и я со всем согласен и хочу практически так относиться к этому делу, как вы говорите. Со стороны же разумения я, хотя и чувствую, что это так, но меня смущает то, что при таком взгляде на половые сношения рождение детей, дело святое само по себе, как будто низводится на степень случайного результата невоздержания от греха. Неужели весь будущий род человеческий держится только тем, что люди так слабы и порочны, что не могут «вместить»? Ведь, если так поставить вопрос, то не получается ли логический вывод, что христианину не следует вступать в брачную жизнь? Вы понимаете, дорогой друг Лев Николаевич, что я не думаю возражать с целью ограждения себя какой-нибудь лазейкой; я только думаю, что в такой постановке вопроса есть что-то неточное или недоказанное, и так как всё, что само по себе добро и справедливо, должно быть непременно и разумно и строго логично, то меня беспокоит то, что я не могу согласовать это кажущееся мне противоречие, дающее как будто некоторое оправдание аскетизму и скопчеству. Если муж и жена признают плотские сношения между собою за слабость, которую следует по возможности избегать, то не обязательно ли для нас делать всё действительно возможное для избежания этой слабости? Не следует ли им, если они искренни в своем стремлении следовать учению Христа, сделать всё решительно от них зависящее для того, чтобы «вместить»? И следовательно первым делом не спать в одной комнате и т. п.?»

В письме от 19 октября Чертков пишет об издательских делах «Посредника» и затем возвращается к вопросу о супружеских отношениях: «Я всё думаю о плотском сожитии мужа с женою, и всё не разберусь удовлетворительно в этом вопросе. ... Мне чувствуется, что вы чего-то не досказали, и мне хотелось бы вас дослушать, так как вопрос этот не пустяшный, а страшно важный по своему применению к жизни».

«относительно воздержания от плотского супружеского сожития».

1 Такое состояние переживалось в это время Толстым в продолжение довольно длительного периода. В Дневнике Толстого от 23 ноября 1888 года записано: «Всё не пишу — нет потребности такой, которая притиснула бы к столу, а нарочно не могу. Состояние спокойствия — того, что не делаю против совести, — дает тихую радость и готовность к смерти т. е. жизнь всю». См. т. 50.

2Зачеркнуто: и указа

3 Зачеркнуто:

4 Зачеркнуто: и конча

5 Зачеркнуто: служитъ

6

7 Первоначально написано: сквернымъ, постыднымъ

8 Первоначально написано:

9 Зачеркнуто: ниже

10 Зачеркнуто: во 2-х п. ч.

11 Зачеркнуто: по

12 женщины

13 Абзац редактора.

14 Зачеркнуто: живутъ

15 матерью

16 Зачеркнуто: и они

17 Зачеркнуто: въ паровике

18 сколько

19 Зачеркнуто: гирь

20 думаю

21 Абзац редактора.

22 проститутке

23 Зачеркнуто четыре слова: рождаетъ ребенка [1 неразобр.]

24 Зачеркнуто: одо

25 Слово: своей написано по слову:

26 Зачеркнуто: Изъ спасате

27 Зачеркнуто: тщательно волнистой чертой три строчки.

28 бояться

29 Зачеркнуто: упускать пара и не

30 Зачеркнуто:

31 Зачеркнуто: выскажу

32 Ваня (р. 31 марта 1888 г., ум. 23 февраля 1895 г.), младший сын Толстого.

33 Альберт Блэк. Современное фарисейство. В библиотеке Толстого в Ясной поляне сохранились две книги А. Блэка: «Modern Рhаrisаism». 1888, и «Marriage» (Брак). Сведения об А. Блэк см. в прим. к письму Толстого к А. Блэку от 12 ноября 1888 г., т. 64.