Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 18 мая 1889 г.

225.

1889 г. Мая 18. Я. П.

Не могу вспомнить, на какую книгу ссылки. Я думаю — особенно судя по большому количеству страницъ 612 и т. п. — что вероятно изъ Биля.1 Только въ немъ такъ много.

Я въ деревне живу лениво. Стараюсь писать, но пока мало успешно. Радуюсь, что кормленiе идетъ хорошо. Страшно писать, какъ бы въ эту минуту не испортилось. Главное, не бойтесь и пот[ому] не волнуйтесь. — Воля Бога известна намъ только въ нравственномъ значенiи нашихъ поступковъ, а не въ ихъ матерiальныхъ результатахъ здоровья и болезни — жизни и смерти. И выходить: ищите Царства] Б[ожiя] и правды [Его]. Не правда ли?

Еще очень радостно мне было слышать про ваши отношенiя съ матерью. Какъ это хорошо! И у меня бы должно такъ быть, если бы была любовь съ моей стороны, я бы победилъ; но вотъ все нетъ ея настоящей и часто за это ненавистенъ я себе.

Пожалуйста, извещайте о себе и семье и о Макаре. Какой это Макаръ? Тотъ, к[оторый] б[ылъ] знакомъ давно съ Л[изаветой] И[вановной] или другой?2 Сколько ему летъ? И въ чемъ его обвиняютъ и за что офицiально посадили?

Л. Т.

Примечания

Полностью публикуется впервые. Небольшой отрывок напечатан в ТЕ 1913, стр. 78. На подлиннике надпись фиолетовым химическим карандашом рукой Черткова: «Я. П. 18 мая 89 № 222».

«Я теперь прочитал и Ольденберга и Биля, нашел в них многое, что пригодится, но — недостаточно. Хочу выписать Spence Hardy о Будде, о котором в своем предисловии Арнольд говорит, что преимущественно им пользовался. У Ольденберга и Биля я нашел несколько притч и басен буддийских, весьма глубокого и яркого содержания, и хочу ими воспользоваться для оживления и выяснения этической стороны этого учения. Но хотелось бы еще прочесть книгу какую-нибудь специально именно об этической стороне — возможно полный сборник буддийских притч. Если вы еще в Москве, то попросите кого-нибудь навести для моей работы эту справку. Посылаю вам два листка из вашей программы. Оказывается, что ваши ссылки на Beal’я, отмеченные мною синим, соответствуют моему изданию этой книги; но мне очень важно узнать от вас, на какой источник указывают ваши ссылки, подчеркнутые мною красным. Пожалуйста, сообщите мне это и верните листки». Упоминаемая Чертковым книга Спенс Гарди, повидимому: «Manual of Budhism by R. Spence Hardy. London. 1880».

В письме от 15 мая Чертков писал, что Анна Константиновна кормит ребенка сама, хотя кормление идет с большими затруднениями, и сообщал, что крестьянин Макар Прохорка находится в тюрьме.

1

2 Крестьянин Макар Прохорка служил скотником в имении Елизаветы Ивановны Чертковой и она могла его знать. В письме от 15 мая 1889 г. Чертков писал о нем: «Макар всё в тюрьме. Страдает от клопов, но обращаются с ним очень человечно. Он помещен в общей камере и его отпускают без присмотра на работу в город. Духом он бодр».

Раздел сайта: