Толстой Л. Н. - Черткову В. Г., 7 января 1887 г.

126.

1887 г. Января 7. Никольское-Горушки.

Нынче вечеромъ получу вероятно ваше письмо,1 к[оторое] мне пересылаютъ изъ Москвы, и тогда еще напишу. Живу я [у] Олсуф[ьевыхъ]2 5 дней и все время былъ нездоровъ — слабъ, въ упадке силъ. Нынче опять ожилъ. Въ Москве еще началъ вписывать середину повести объ Юлiи3 христiанской жизни. И для всякой не совсемъ одуревшей цензуры — очень удобное для напечатанiя. Ну да тамъ что выйдетъ. Если же выйдетъ, то выйдетъ длинно. Немножко и здесь писалъ и нынче надеюсь. Еще пересматривалъ здесь въ библiотеке книги масонскiя4 и нашелъ уже книгъ 6, к[оторыя] очень хорошо бы было, изменивъ старинный языкъ и кое что исключивъ, напечатать не только у Сытина,5 но и въ Посредникъ: христiанскiя мысли и поученiя о жизни безъ церковности. Я привезу въ Москву эти книги. Хорошо бы было, если бы кто-нибудь изъ насъ взялся за эту работу. Мне почему то кажется, что Ан[на] Конст[антиновна]6 хорошо бы это сделала, если только ей есть досугъ. Очень, очень хорошiя книги. Только нужно ясность своихъ убежденiй, чтобы знать, что и какъ выпустить, и нужно тонкость нравственнаго чутья и серьезность отношенiя къ делу. — Мне кажется, что превосходная будетъ духовная пища для Ещенко7 и ему подоб[ныхъ. ] Еще прочелъ я Vicar of Wakefield.8 — съ самыми маленькими исключенiями; а что за прелесть!

Нынче получилъ письмо отъ Стаховича9 и отъ жены — и статью въ Нов[омъ] Вр[емени]10 — все о драме. Чуть чуть опять не впалъ въ малодушество; но какъ-то въ более серьезномъ духе здесь и остаюсь равнодушнымъ и вполне увереннымъ, что въ Посредникъ она пройдетъ, что главное? желательно. — Что календарь?11 Пишите мне сюда еще дней 5. — Какъ вы живете? Прощайте, милые друзья.

Л. Т.

Полностью публикуется впервые. Отрывок напечатан в ТЕ 1913, отдел «письма Толстого», стр. 42—43. На подлиннике пометка синим карандашом рукой Черткова «Отъ Алсуфьевыхъ. 9 Янв. 87». Дата, проставленная Чертковым, в данном случае обозначает, повидимому, день получения письма. День написания письма определяется на основании сопоставления следующих данных. В письме к С. А. Толстой от 7 января 1887 г. Толстой пишет: «Вероятно нынче ночью приедет человек, который привезет твои письма и те, которые ты посылаешь». В комментируемом письме Толстой пишет, что ждет пересылаемое ему из Москвы письмо Черткова «нынче вечером». Письмо Черткова, написанное в Петербурге 2 января 1887 г. и полученное в Москве в отсутствие Толстого, должно было быть переслано С. А. Толстой в числе писем, которые ждал Толстой вечером 7 января 1887 г. Ответ на комментированное письмо имеется в письме Черткова, датированном 10 января 1887 г., и если бы письмо Толстого было написано в Никольском 9 января, оно не могло бы быть получено 10 января в Петербурге. Наконец, Толстой пишет, что он «нынче» получил статью о драме «Власть тьмы», статья же эта напечатана 5 января, и мало вероятно, чтобы газета «Новое время» получалась в имении Олсуфьевых, расположенном около станции Подсолнечная, Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д. на четвертый, а не на второй день после выхода. Слово «нынче» Толстой обычно употреблял в смысле «сегодня».

Комментируемое письмо, не будучи прямым ответом на какое-либо письмо Черткова, является в то же время непосредственным продолжением их переписки и содержит указания на книги, пригодные для переработки и издания книгоиздательством «Посредник», которым руководил в это время Чертков, при ближайшем участии Толстого.

1 Письмо Черткова от 2 января 1887 года, упоминаемое в тексте, осталось без прямого ответа. Оно содержит сведения о деятельности Черткова в связи с «Посредником», о чтении драмы «Власть тьмы» в аристократических салонах в Петербурге и о других мерах, принятых для получения цензурного разрешения на издание драмы Толстого «Власть тьмы». В этом письме Чертков писал: «Вне дома дела бездна, и я едва с ними справляюсь; но рад, что внутренно не засуечен. Дело хорошее с одной стороны, радостное, но его так много, что приходится ездить на извозчиках и с завистью смотреть на пешеходов. — Теперь о драме: Стахович прочел ее тете Шуваловой, которой она очень понравилась. Она не понимает, чтó в ней нецензурного, и находит, что вещь эта скорее против вашего направления — идеализации рабочего народа. Однако Шувалов неохотно взялся говорить об этом с Толстым, и навряд ли он поможет. Через мою мать мне завтра назначено свидание с княгиней Паскевич, сестрою Воронцова, и я попрошу ее прослушать чтение драмы Стаховичем, и, если можно, пригласить своего брата. Это может помочь. А тогда представим в цензуру. — Оказывается, что Татищев представил драму только в цензуру для разрешения на театре. Феоктистов сам взялся цензуровать и сделал такие помарки, при которых первоначальная редакция 4-го действия совсем кастрирована, но вариант и всё остальное не испорчено. Все резкие ругательства в роде «пес» вычеркнуты. Место о банке всё обчерчено. Второй экземпляр с отметками Феоктистова я имею в руках теперь для вставки ваших окончательных поправок. Завтра верну Татищеву и через несколько дней мы узнаем окончательный результат цензуры для театра. А так вообще ничего определенного еще не выяснилось. Вашу статью о жизни и смерти мы внимательно переписываем и надеемся на этих днях вам выслать. Завтра Стахович будет у меня читать драму «Власть тьмы» Репину, на которого я рассчитываю для рисунков. Сейчас не могу продолжать этого письма, но пошлю вам его и в таком виде, несмотря на его бессодержательность, так как не знаю, успею ли завтра утром продолжить. Надеюсь через несколько дней настолько избавиться от неотложных деловых хлопот, чтобы ходить пешком, заниматься столярничеством и собственной письменной работой для народных изданий; но боюсь, что это слишком хорошо и не так скоро осуществится. Прочел рассказ «Два брата» крестьянина. Он мне очень понравился и по содержанию и по слогу, требующему только самых незначительных переделок. Как радостно видеть, что чтение наших книжек вызывает такие неподражаемые подражания. — Мы получили интересное письмо от Манжуры, автора рассказа «О хлебном жуке», который мы вместе читали. Он не уверен, подходит ли к нам этот род рассказов, и говорит, что у него есть еще. Я ему написал сочувственное, одобрительное письмо и прошу выслать нам все его работы в этом роде.

Упоминаемые в письме Черткова лица:

—1922), тетка В. Г. Черткова, жена гр. П. А. Шувалова.

Гр. Петр Андреевич Шувалов (1827—1889), генерал-адъютант, член Государственного совета.

—1889). С 1882 по 1889 гг. занимал пост министра внутренних дел и шефа жандармов.

Княгиня Ирина Ивановна Паскевич (1835—1919).

—1916), с 1881 по 1897 гг. министр императорского двора и уделов, с 1897 по 1905 гг. — наместник на Кавказе.

—1895), пензенский губернатор, с 1886 года сенатор, затем член Государственного совета.

Евгений Михайлович Феоктистов (1829—1898). В 1883—1896 гг. занимал пост начальника Главного управления по делам печати.

Иван Иванович Манжура (1851—1893), этнограф.

2 —1901), генерал-лейтенант в отставке, знакомый семьи Толстых, Был женат на Анне Михайловне, рожд. Обольяниновой (1835—1899), имел сыновей: Михаила Адамовича (1860—1918), Дмитрия Адамовича (р. 1862 г) и дочь Елизавету Адамовну (1857—1898).

Толстой со своей дочерью Татьяной Львовной гостил в это время в имении гр. Олсуфьевых Никольское-Горушки или Обольяново, Дмитровского у. Московской губ., находившемся в 20 верстах от ст. Подсолнечная Николаевской (ныне Октябрьской) ж. д.

3 Юлiе. «Повесть об Юлии» — повесть Л. Н. Толстого «Ходите в свете, пока есть свет». Напечатана впервые в России в сборнике «Путь-дорога». Научно-литературный сборник в пользу общества для вспомоществования нуждающимся переселенцам. изд. К. М. Сибирякова, Спб. 1893. О возникновении этой повести и о своей работе над ней Чертков сообщает между прочим следующее в своем,, Примечании к повести «Ходите в свете, пока есть свет»“, напечатанном в полном собрании сочинений Л. Н. Толстого под редакцией П. И. Бирюкова, изд. Сытина. М. 1913, т. XVI, стр. 244—246: «В первое время моего знакомства со Львом Николаевичем в 80-х годах, приводя в порядок разные залежавшиеся его рукописи, я наткнулся на несколько листов, исписанных его убористым почерком, которые, как оказалось, содержали вступление к задуманной им повести из времен древних христиан, и начало и конец самой повести. Рукопись эту я, по своему обыкновению, переписал, и под впечатлением прекрасного содержания... попросил его пополнить, хотя бы начерно, оставшиеся в повести пробелы, для того чтобы общая идея всего замысла не пропала для читателей. Взявшись за это, Лев Николаевич довольно много поработал над повестью, вставив всю недостававшую в середине эпизодическую часть и особенно ярко выставив рассуждения язычника — материалиста, противодействующего идеалистическим стремлениям героя повести, под конец ставшего христианином. Но работа эта над произведением, задуманным Львом Николаевичем значительно раньше, когда он находился в другом настроении, уже не могла им завладеть целиком и, охладев к ней, он ее оставил в недоконченном по существу виде, хотя с внешней стороны она успела принять форму вполне закругленного произведения».

которые должны были вызывать недоумение и неудовлетворенность у читателей. По окончании работы она была представлена Толстому на просмотр, и он сделал в ней несколько поправок и сокращений, разрешив ее для распространения, однако, по цензурным условиям того времени, она не могла быть напечатана в России. В позднейшие годы, при новом просмотре этой вещи, Толстому бросилась в глаза чрезмерная пространность отвлеченных споров, и, почувствовав, что это произведение вообще не удалось по форме, не представляя из себя ни чисто художественного произведения, ни теоретического рассуждения, — он решил вовсе не включать этой работы в «Полное собрание сочинений». Но так как оно все-таки вошло в первое посмертное собрание сочинений, издания гр. С. А. Толстой (См. «Сочинения графа Л. Н. Толстого». М. 1911. XI, стр. 237—290, и притом без всяких оговорок от редакции), и так как вообще оно получило довольно широкое распространение в отдельных изданиях, то Чертков и Бирюков сочли себя в праве включить это произведение в «Полное собрание сочинений Л. Н. Толстого», выходившее в издании Сытина, отметив те места, которые были вставлены в 1887 году для пополнения незаконченные, рассуждений.

4 Масоны, т. е. «каменщики», тайное религиозно-мистическое общество, подразделяющееся на различные ордена, ставшее известным в начале XVII в., но возникшее значительно ранее и распространившееся в Англии, Германии и других странах западной Европы. В России масонство развивается во второй половине XVIII века, достигая особенной силы в семидесятых и восьмидесятых годах этого столетия, когда Н. И. Новиков вместе со своими единомышленниками усиленно издавал масонскую литературу. В основе союза масонов лежало учение о ценности христианской этики, о равенстве перед богом людей без различия наций и религий, которое было близко Толстому.

Масонские книги, о которых пишет Толстой, не были доставлены Черткову по неизвестным причинам и издание это не было осуществлено. Следует отметить, что еще в декабре 1885 года, гостя в имении гр. Олсуфьевых Никольском, Толстой обратил внимание на масонские книги в библиотеке гр. Олсуфьева и писал С. А. Толстой: «Я нашел много книг в библиотеке, из которых собираю то, чтò годится для издания — книги особенно хороши нравоучительные масонские». См. «Письма гр. Л. Н. Толстого к жене» (1862—1910). М. 1915, стр. 290.

5 —1935) — книгоиздатель, которому было поручено печатание и распространение изданий книгоиздательства «Посредник», выходивших под редакцией Толстого и Черткова. О нем см. примечания к письму Толстого к Черткову № 51 в апреле 1885 года, т. 85 и к письму Толстого к нему от 24 (?) ноября 1888 г., т. 64.

6 — ум. 11 июня 1927 г.) — жена В. Г. Черткова. О ней см. прим. к письму к Черткову № 119, т. 85.

7 Написано: Ященко. Толстой имеет ввиду Ещенко Емельяна Максимовича (род. 1848 г.) крестьянина Воронежской губ., Острогожского уезда, хутора Гирлы, отпавшего от православия. Ещенко очень интересовался религиозными вопросами и посещал молитвенные собрания евангеликов (пашковцев) в доме Е. И. Чертковой (в имении Лизиновка), где и познакомился с Чертковым и заинтересовался этической стороной христианского учения в понимании Толстого. Ещенко пользовался большим влиянием среди своих односельчан и приобрел кружок последователей, которые вместе с ним неоднократно подвергались гонениям и даже избиениям со стороны православного населения, подстрекаемого местным духовенством и полицейскими властями. Отпадение от церкви Емельяна Ещенко произошло около 1880 г. во время его поездки в Область Войска Донского, благодаря его общению с руководителем одной из имевшихся там сектантских групп, принадлежавших к секте «людей божьих», известной более под кличкой «хлысты», которую сами сектанты для себя считают оскорбительной. Отпавши от церкви, эти сектанты открыто с ней не порывали и в своеобразной форме сохранили многие ее верования и обрядность. В 1884 году Ещенко посетил вождя этой секты П. П. Катасонова и был назначен им «духовным руководителем» группы сектантов, имевшейся в с. Гирлы. Под влиянием жизнепонимания Толстого, Емельян Ещенко отказался от обрядности и сообщил о том своим бывшим последователям в Гирлах, которые избрали себе из своей среды другого духовного руководителя. Емельян Ещенко остался один, покинутый своими прежними последователями, и вскоре уехал на Кавказ, a затем — в 1896 году — в Акмолинскую область. О Ещенко упоминается неоднократно в переписке Толстого с Чертковым с 1887 г. по 1894 год. Ещенко написал неоконченные им записки, хранящиеся в AЧ: «Жетее Е. ещенко» (орфография подлинника).

8 «Viсаr of Wakefield» — «Векфильдский священник», повесть Оливера Гольдсмита (1728—1774). Толстой очень ценил эту книгу, которую читал еще в молодости. (См. Дневник Л. Н. Толстого от 7 апреля 1847 г., т. 46.) Книга переводилась с английского и готовилась к печати в несколько сокращенном виде для издания «Посредником», но в то время не была издана.

9 —1913), шталмейстер, крупный помещик Орловской губ., близкий знакомый Толстого и его семьи.

Письмо А. А. Стаховича от 28 декабря 1886 г. о драме «Власть тьмы», ныне хранящееся в АТБ, повидимому было переслано Толстому из Москвы в Никольское вместе с письмом С. А. Толстой, полученным им 7 января 1887 г.

10 Статья А. С. Суворина «По поводу драмы графа Л. Н. Толстого» в газете «Новое время» 1887, № 3898 от 5 января.

11 «Календарь с пословицами на 1887 год». Спб. 1887. Повидимому, Толстого интересовал вопрос о том, не встречает ли издание календаря препятствий со стороны цензуры. Разрешение на издание календаря было дано 7 января 1887 г. и не могло еще быть известно Толстому.

—11 января 1887 г., в котором между прочим, коснувшись некоторых затронутых в письмо Толстого вопросов и сообщив дальнейшие сведения о хлопотах по изданию «Власти тьмы», о деятельности книгоиздательства «Посредник» и о работах художника И. Е. Репина, пишет: «... Не знаю, что выходит из вашей работы над повестью о Юлии, наверно превосходное, как всё, что вы пишете. Мне же начало и конец этой повести оставили сильное и радостное впечатление. Что касается до работы над масонскими книгами, то Галя с радостью возьмется за нее, когда вы нам пришлете эти книги. Я очень рад, что вы указываете на «Viсаr of Wakefield». Мне как раз нужно было дать работу по переложению своей двоюродной сестре Чертковой. Я достану эту книгу, прочту и дам ей переложить».

— Александра Григорьевна Черткова, дочь Григория Александровича Черткова, в замужестве Пашкова, троюродная сестра В. Г. Черткова.

Раздел сайта: