Толстой Л. Н. - Бирюкову П. И., 19 июля 1910 г.

95. П. И. Бирюкову.

1910 г. Июля 19. Я. П.

Милый, милый Поша. Так радостно получить ваше письмо. Ведь сердце сердцу весть подает. Вы так же дороги мне, как я вам. — У Мар[ьи] Ал[ександровны] пожар,1 но она перенесла — главное потерю рукописей, как свойственно человеку, живущему духовной жизнью. Надо у ней учиться. Ее все любят и все готовы помочь. Передам ей ваши слова. У меня хуже пожара. С[офья] Ан[дреевна] взволнована, раздражена, почти душевно больна — ненависть к Черткову, ревность к нему, и мне оч[ень] трудно.2 Но я чувствую, что это и поделом и на пользу мне. Непременно приезжайте все со всей семьей.3 Думаю, что С[офья] А[ндреевна] будет рада принять вас, хотя ничего в ее положении нельзя предвидеть. А не у нее, то у Чер[тковых],4 у Николаевых.5 Да мы с Сашей сделаем всё, чтобы вас с семьей устроить. Мне такая радость побыть с вами.

Да, дети великий вопрос. Вот где: неделание: не сделать вредного.

6

Л. Т.

19 июля 1910.

Примечания

Впервые, опубликовано Б, IV, стр. 205. На конверте помета Толстого: Саша, припиши О Чертков[е], помета рукой А. Л. Толстой: «Отв. Л. Н. и А. Т. 19 июля 10 г.» и помета В. Ф. Булгакова: «Л. Н. будет отвечать».

Павел Иванович Бирюков (1860—1931) — один из друзей Толстого, его биограф. В 1910 г. служил в Костромском губернском земстве по отделу народного образования.

1 М. А. Шмидт жила в 6 км. от Ясной Поляны в д. Овсянникове. Об этом пожаре 6 июля 1910 г. Д. П. Маковицкий писал в неопубликованных ЯЗ: «У Марьи Александровны был пожар... Сгорели все ее рукописи. Между ними все письма Льва Николаевича к ней, с которых копий нет. А также коллекция копий и писем Льва Николаевича к другим с 80-х и начала 90-х годов и ею переписанные копии с сочинений Льва Николаевича с вариантами, например «Критика догматического богословия», «Соединение и перевод 4-х евангелий» — эти любимые ее сочинения Льва Николаевича».

2 Болезнь Софьи Андреевны Толстой была определена приезжавшим в Ясную Поляну 19—21 июля профессором Московского университета невропатологом Григорием Ивановичем Россолимо (1860—1928) как «дегенеративная двойная конституция: паранояльная и истерическая, с преобладанием первой. В данный момент эпизодическое обострение». См. А. Б. Гольденвейзер, «Вблизи Толстого», стр. 145; В. Ф. Булгаков, «Трагедия Льва Толстого», изд. «Прибой», Л. 1928, стр. 60. На почве обострившегося нервно-психического заболевания С. А. Толстой ее отношения к В. Г. Черткову приняли болезненно-ненормальный характер. Особенно неприемлемо для нее было стремление Черткова осуществить волю Толстого о передаче всех его сочинений в общую собственность. Непосредственным поводом «ненависти» С. А. Толстой к Черткову в данное время явилось то, что в распоряжении Черткова хранились Дневники Толстого последних лет. По ее настоянию Дневники эти были взяты у Черткова, но переданы не ей, а положены в сейф тульского отделения Государственного банка. См. заявление в тульское отделение Государственного банка от 16 июля, напечатанное в этом томе, № 303.

3 П. И. Бирюков с семьей приехал в Ясную Поляну 30 июля и пробыл там до 4 августа. Это последнее, при жизни Толстого, свое пребывание в Ясной Поляне Бирюков описал в т. IV «Биографии Льва Николаевича Толстого», стр. 207—209.

4 Чертковы жили тогда в Телятинках.

5

6 Павла Николаевна Бирюкова, рожд. Шарапова.

Раздел сайта: