Толстой Л. Н. - Петерсону Н. П., 5 октября 1910 г.

233. Н. П. Петерсону.

1910 г. Октября 5. Я. П.

Ясная Поляна, 5 окт. 10 г.

Получил ваше письмо, милый Николай Павлович, и узнал в нем вас и всё то, что я люблю в вас и что истинно достойно любви ото всех. Статьи ваши прочел и со многим согласился, с основною же мыслью вашей (о спасении, спасении в том смысле, как вы его понимаете), как всегда, к сожалению, не могу согласиться — ни с вами, ни с дорогою для меня памятью Николая Федоровича.1 эта ведь есть не что иное, как любовь, то самое чувство, которое свойственно всем людям, как каждый это сознает в себе и как это мы яснее всего видим на детях.

Любовь есть бог, бог есть любовь, как выражает это апостол Иоанн и как мы все — я, по крайней мере — вполне сознаем. И потому, с моей точки зрения, вся деятельность наша, преимущественно усилия неделания, должна быть направлена на соединение всех, которое составляет сущность и цель любви. Достигается же эта цель очень определенной деятельностью, деятельностью воздержания себя и исправления себя от всех тех грехов, соблазнов и суеверий — блуда, корыстолюбия, недоброжелательства, гордости, тщеславия, мстительности, ложных церковных научных учений, — которые препятствуют достижению цели любви — единения.

Вот всё, что я хотел сказать вам. Не помню, когда и о чем я просил вас не писать мне. Мне даже очень совестно, если я когда-нибудь просил вас об этом. Пожалуйста, пишите мне обо всем, что вам близко к сердцу и в особенности о том, в чем вы не согласны со мной и критикуете меня. Это всегда, в особенности от таких искренних людей, как вы, полезно, а потому и приятно. Книги Николая Федоровича у меня нет, и поэтому, пожалуйста, пришлите мне ее. Непременно внимательно перечту ее.

Прощайте!

Искренно любящий вас

Примечания

Печатается по подлиннику, находящемуся у сына Н. П. Петерсона, профессора М. Н. Петерсона. Кроме того, в ГМТ хранится копия, им удостоверенная.

В. Ф. Булгаков в своем Дневнике сообщает, что письмо к H. П. Петерсону было Толстым ему продиктовано (стр. 340). Впервые опубликовано в сборнике ПТС, II, № 559.

Николай Павлович Петерсон (1844—1919) — старый знакомый Толстого, был учителем в его школах в 1861 и 1862 гг. (см. т. 8, стр. 512—513), впоследствии разделял религиозно-аскетические взгляды Н. Ф. Федорова. В 1910 г. состоял членом окружного суда в г. Верном.

«Единение людей — может ли быть целью жизни человеческой», написанную по поводу письма Толстого к «Славянскому съезду в Софии» (см. т. 38, стр. 176—177). «Мне хотелось бы, чтобы Вы увидели, — писал Петерсон, — как я бываю счастлив, когда могу в чем-либо согласиться с Вами, и как мне тяжело, как мне больно и обидно, обидно за Вас самих, когда я вынужден бываю писать Вам то, что Вы просили не писать Вам. Во всяком случае около Вас немного таких, которые любили бы вас так искренно, как люблю Вас я. Вместе со статьею по поводу Вашего письма посылаю (заказным бандерольным отправлением) две статьи мои по поводу книги Родионова «Наше преступление» (И. А. Родионов, «Наше преступление (Не бред, а быль). Из современной народной жизни», Спб. 1910).

«Наше преступление» и выписать книгу «Философия общего дела».

1 Николай Федорович Федоров (1828—1903), библиотекарь Румянцевского музея, автор книги «Философия общего дела», 1, Верный, 1906; 2, М. 1913. См. т. 49, стр. 209, т. 63, стр. 83.

Раздел сайта: