Толстой Л. Н. - Ренскому Д. Н., 1 - 5 - 7 августа 1910 г.

126. Д. Н. Ренскому.

1910 г. Августа 1—5—7. Я. П.

Ренскому

5 августа 10 г. Ясная Поляна.

«Возлюбленные, будем любить друг друга, потому что любовь от бога, и всякий любящий рожден от бога и знает бога; кто не любит, тот не познал бога, потому что бог есть любовь.

«Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то бог в нас пребывает и любовь его совершенна есть в нас.

«Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в боге и бог в нем».

I Посл. Иоанна, гл. IV, ст. 7, 8, 12, 16.

1 Именно потому, что я верю в того бога, в которого учил нас верить Иисус Христос и сущность которого так ясно определена в этих стихах, да и во всем евангелии, я не могу последовать вашему совету и вернуться к учению той вредной секты, называющей себя православной церковью, к которой вы меня призываете. Не могу я вернуться к этой секте и потому, что секта эта отрицает истинного христианского бога — любовь, ставя на его место злое, неразумное существо, которое будто бы за исполнение и неисполнение людьми самых странных, неразумных и часто безнравственных требований обещает им или вечное блаженство, или вечное мучение (вечное мучение и бог любовь!). Не могу я вернуться, не только вернуться, но и не относиться с отрицанием к этой вредной секте еще и потому, что секта эта, соединившись с правительством, т. е. с людьми, захватившими власть и совершающими всякого рода злодеяния, старается для оправдания этого правительства развращать темный народ и молодые поколения, внушая им ложные понятия о боге и законе его. Сама же держится и распространяется только благодаря насилиям этого самого правительства.

исповедуете, оставить закоснелого грешника, меня, погибать в своем заблуждении, тем более, что вы не имеете ничего сказать нового, такого, чего бы я не знал и не слышал бы тысячи и тысячи раз от всех тех людей, которые именно потому, что сами в глубине души не верят в то, что проповедуют, всеми силами стараются всех обратить в свое суеверие. Для того, чтобы их суеверие могло казаться им твердым, им нужно, чтобы большинство людей верило тому же, чему они верят.

В заключение позвольте и мне дать вам такой же совет, как и тот, который вы даете мне, а именно тот, чтобы в хорошую, светлую минуту вы бы, забыв на время про свое священство и про других людей, которых, вам кажется, что вы призваны обращать и спасать, подумали бы серьезно и искренно не о том боге, который казнит людей вечными муками и улетел на небо и т. п., а о том едином, истинном, благом боге любви, который живет и в вашей душе и которого вы не можете не сознавать; подумали бы о себе, о своей душе и, сознав свои заблуждения, сделали бы то, что естественно вытекает из такого сознания.

Брат ваш2

Примечания

Печатается по копии, сверенной с двумя черновиками, из которых один начат Толстым на конверте письма Ренского и продолжен на двух страницах почтовой бумаги, а второй перепечатан на машинке и собственноручно исправлен Толстым. Впервые опубликовано в журнале «Голос Толстого и Единение» 1920, 1 (13), стр. 7.

«Засека, 1 августа 1910 г.» и по первой копии, перепечатанной с автографа; исправлено 5 августа, что видно по копии с подлинника и по записи Толстого в Дневнике за 1910 г. 5 августа: «Поправил письмо священнику» (т. 58, стр. 89). На конверте же письма Ренского помечено рукой A. Л. Толстой об ответе Толстого 7 августа 1910 г.

Как сообщает А. Б. Гольденвейзер, «письма этого Лев Николаевич, кажется, решил не посылать, считая его слишком резким» (см. «Вблизи Толстого», стр. 208), но, как видно из пометы на конверте, письмо все же было отправлено 7 августа.

Дмитрий Никифорович Ренский — священник Христорождественской церкви в Палашах, в Москве, прислал Толстому резкое письмо по поводу его религиозных взглядов и политических выступлений и призывал вернуться в лоно православной церкви.

1 В черновике имеется обращение: Дмитрий Никифорович,

2 Лев Толстой.

Раздел сайта: