• Наши партнеры
    Мрт в москве на аппарате открытого типа мрт открытого типа в москве.
  • Завещание, 1 ноября 1909 г.

    395. Завещание.

    1909 г. Ноября 1. Я. П.

    Тысяча девятьсот девятого года, ноября первого дня я, нижеподписавшийся, находясь в здравом уме и твердой памяти, на случай моей смерти делаю следующее распоряжение: все мои литературные произведения, когда-либо написанные по сие время и какие будут написаны мною до моей смерти, как уже изданные, так и неизданные, как художественные, так и всякие другие, оконченные и неоконченные, драматические и во всякой иной форме, переводы, переделки, дневники, частные письма, черновые наброски, отдельные мысли и заметки, словом, всё без исключения мною написанное по день моей смерти, где бы таковое ни находилось и у кого бы ни хранилось, как в рукописях, так равно и напечатанное, и притом как право литературной собственности на все без исключения мои произведения, так и самые рукописи я все оставшиеся после меня бумаги завещаю в полную собственность дочери моей Александре Львовне Толстой. Лев Николаевич Толстой. Сим свидетельствую, что сие завещание действительно составлено, написано и подписано завещателем, Львом Николаевичем Толстым, находящимся в здравом уме и твердой памяти. Александр Борисович Гольденвейзер. В том же свидетельствую. Федор Алексеевич Страхов.

    Примечания

    Впервые опубликовано без первой фразы в газете «Костромская жизнь» 1911, № 243 от 6 ноября. Факсимильно воспроизведено в «Толстовском ежегоднике 1913 года», стр. 25.

    Впервые отказ от авторских прав на свои произведения, написанные после 1881 г., Толстой опубликовал в газетах в 1891 г. (см. тт. 51, 66 и 83). Об этом же он записал в Дневнике 27 марта 1895 г. (см. т. 53). Запись эту он подтвердил в письме к В. Г. Черткову в 1904 г. (см. т. 89). По поводу своего литературного наследства Толстой писал в Дневнике 11 августа 1908 г. и 4 февраля 1909 г. (см. тт. 56 и 57). Летом 1909 г. Толстой решил оформить свою волю и в день отъезда из Крекшина, 18 сентября, подписал первое домашнее завещание.

    С юридической стороны это завещание оказалось неудовлетворительным. По закону частная собственность могла быть завещана только определенному юридическому лицу и нельзя провозглашать ее «ничьей частной собственностью». И по форме своей завещание не удовлетворяло юридическим требованиям. К составлению текста нового завещания В. Г. Чертковым был привлечен московский присяжный поверенный Н. К. Муравьев, который составил несколько проектов завещания. Чтобы выяснить, кому фиктивно Толстой пожелает завещать авторское право на свои произведения и какой проект завещания выберет, 26 октября ездил в Ясную Поляну Ф. А. Страхов. Толстой объявил Страхову, что он хочет завещать не только те произведения, которые были предусмотрены первым завещанием, но решительно все им написанное и все, что будет написано до его смерти. В соответствии с этим решением был составлен в Москве новый текст завещания, который А. Б. Гольденвейзер и Ф. А. Страхов привезли в Ясную Поляну 1 ноября. В тот же день Толстой собственноручно переписал и подписал его. А. Б. Гольденвейзер и Ф. А. Страхов были свидетелями.

    второе лицо на случай смерти первого раньше самого Толстого. На этот раз завещание получило свою окончательную редакцию. См. т. 82.

    Разделы сайта: