Толстой Л. Н. - Докшицкому М. М., 10 - 11 февраля 1908 г.

46. М. М. Докшицкому.

1908 г. Февраля 10-11. Я. П.

Ясная Поляна.

Письмо ваше я подучил и очень удивился вашему упоминанию о каком-то Санине,1 не столько гадости, сколько глупости, невежеству и самоуверенности, соответствующей этим двум свойствам автора. Хотя я к хотел в душе пожалеть автора, но никак не мог подавить недоброго чувства к нему за то зло, которое он сделал многим людям, в том числе и вам. Автор, очевидно, не только не знает, но не имеет ни малейшего понятия о всей работе лучших душ и умов человечества по разрешению вопросов жизни, которых он не только не решает, но не имеет даже понятия о их разрешении. Не имеет понятия ни о восточных, китайских мудрецах: Конфуции, Лао-Тсе, ни об индийских, греческих, римских мудрецах, ни об истинном христианстве, ни о более близких нам мыслителях: Руссо, Вольтере, Канте, Лихтенберге, Шопенгауэре, Эмерсоне и других. Есть у него художественная способность, но нет ни чувства (сознания) истинного, ни истинного ума, так что нет описания ни одного истинного человеческого чувства, а описываются только самые низменные, животные побуждения; и нет ни одной своей новой мысли, а есть только то, что Тургенев называет «обратными общими местами»: 2 человек говорит обратное тому, что всеми считается истиной, например, что вода сухая, что уголь белый, что кровосмешение хорошо, что драться хорошо и т. под. Стараюсь жалеть бедного и заблудшего автора, но самоуверенность его мешает этому. Вас же от всей души жалею за ту путаницу, которую произвело в вашей душе чтение книг. И потому, простите меня, не посылаю вам своих, а посылаю составленный мною из мыслей разных писателей «Круг Чтения». Думаю, что чтение это, если вы будете читать, внимательно обдумывая то, что читаете, поможет вам и выведет вас из той страшной путаницы мысли, при которой вы можете ставить вопрос, который был бы смешон, если бы не был так возмутителен: что лучше: санинство или христианство? Советую так же читать Евангелие. Помогай вам бог, тот бог, который живет в вас и который так заглушен, что вы едва, едва сознаете, и может быть, и совсем не сознаете его. Пишите, и я буду отвечать вам, если вопросы ваши будут серьезны.3 Сколько вам лет?

Лев Толстой.

11 февр. 08.

4

Примечания

Печатается по копировальной книге № 8, лл. 124—125. Подлинник утеряв адресатом. Написано и датировано рукой H. Н. Гусева (помета Гусева: «Под диктовку»), подпись собственноручная. Отрывок впервые опубликован (и содержание письма пересказано) в статье Н. Г[усева]: «Л. Н. Толстой о «Санине» — «Русское слово» 1909, № 54 от 7 марта». Опубликовано полностью в Г, 2, стр. 81—83. Основания датировки: согласно отметке на письма адресата и записи в Г, 2 (стр. 82) Толстой продиктовал письмо в фонограф 10 февраля. Дата 11 февраля, очевидно, относится ко времени подписания письма. В ГМТ хранится черновик-автограф, имеющий незначительные расхождения с подлинником.

Моисей Менделевич Докшицкий (р. 1890) — сын часового мастера. Жил в Фундуклеевке Киевской губ.

В письме от 4 февраля 1908 г. М. М. Докшицкий писал о своем увлечении Саниным, героем одноименного романа М. Арцыбашева, а затем мировоззрением Толстого. Но он не мог окончательно решить, что же лучше, «санинство или христианское учение». Спрашивал мнение Толстого о «санинстве».

1 «Санин», печатался в «Современном мире» 1907. №№ 1—5, 9, и выходил отдельными изданиями. Роман проникнут философией ницшеанства, культом эротических наслаждений, разнузданной аморальности. Отзывы Толстого об Арцыбашеве см. в Г, 2, стр. 81—82, 84, 188, в указанной в первом абзаце комментария статье Н. Гусева, в статье Н. Б., «Студенты у Л. Н. Толстого» — «Русское слово» 1908, № 253 от 31 октября; в письме к М. А. Стаховичу 1909 г. (т. 79) и в статье H. Н. Гусева «Отметки Л. Н. Толстого на томе рассказов М. Арцыбашева» в «Летописях», 2, стр. 270 и сл.

2 И. С. Тургенев, «Отцы и дети», гл. XXI (разговор Базарова с Кирсановым): «— Гм... это ты сказал противоположное общее место. — Что ты называешь этим именем? — А вот что: сказать, например — что просвещение полезно, это общее место, а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же».

3 Следующая фраза вписана собственноручно. В копировальной книге восстановлена рукой H. Н. Гусева.

4 «какого-то исступления». Опять просил ответить об отношении Толстого к «Санину».

В ответном письме Докшицкий благодарил Толстого за ту истину, которую узнал.