Толстой Л. Н. - Сухотиной Т. Л., 6 февраля 1908 г.

40. Т. Л. Сухотиной.

1908 г. Февраля 6. Я. П.

6 февраля 1908 г. Ясная Поляна.

Получил твое письмо,1 милая Таничка, и по слабости своей с первых же строк почувствовал слезы. Вот как я стал плох и слаб. Пишу это письмо, говоря в фонограф, поэтому прости за нескладность его, я к этому еще не привык. Насчет письма твоей дамы ты можешь (давать ей) разрешить ей говорить, что ей угодно. Очень меня тронуло то, что ты говорить о своем отношении к тому, что важнее всего в жизни. Хорошо тоже твое выражение о том, что с Евангелием трудно не соглашаться, хотя и трудно...

Продолжаю диктовать, но должен признаться, что это очень трудно, едва ли буду пользоваться этим фонографом.

Очень, очень порадовало меня твое отношение к пониманию жизни. Как ни говори и как ни забывай этого, смысл жизни только в нашем духовном движении, в том, насколько мы становимся лучше. Ты понимаешь это, а если понимаешь, то и надо держаться этого. Суворину постараюсь передать.2 У меня теперь гостит Павел Иванович3 во второй раз, чему я душевно радуюсь. Саша немножко захворала горлом, но нынче, надеюсь, встанет, такая же милая, хорошая. Мама в хорошем духе. Прощай, душа моя. Целую Мишу.4, 5 Хотел приписать тебе по-человечески побольше, но пригнал так, что тороплюсь отослать. Непременно напишу еще, особенно, если ты еще задерешь меня письмецом.

Твой Лев Т.

Таничку, Таничку помню и целую.

Примечания

Подлинник написан и датирован на машинке, окончание письма и подпись собственноручные. Продиктовано в фонограф.

1

2 Алексей Сергеевич Суворин (1834—1911), издатель реакционного «Нового времени». О чем идет речь в письме, редакции неизвестно.

3 П. И. Бирюков первый раз приезжал в середине января (уехал 23 января). Вторично приехал в первых числах февраля.

4

5 Далее собственноручно.