Толстой Л. Н. - Алексееву И. И., 14 декабря 1908 г.

314. И. И. Алексееву.

1908 г. Декабря 14. Я. П.

14 декабря 08 года. Ясная Поляна.

То, что вы мне советуете сделать, т. е. помогать людям открыть глаза на церковные обманы, я делаю уже много лет, как вы увидите из посылаемых вам книг.1 Вера же в мощи есть одно из самых грубых и не стоящих возражений суеверий. Вообще же должен сказать вам, что для меня в христианстве есть только один догмат, который выражен в посланиях Иоанна Богослова (гл. IV, ст. 7, 8, 12, 20), а именно то, что бог есть любовь и что вся жизнь наша есть только стремление к соединению с богом, которое достигается любовью.

Лев Толстой.

14 дек. 1908.

О мощах Анны Кашинской было в печати несколько лет тому назад исследование историка Костомарова, из которого видно, что всё это дело самого грубого обмана.2

Л. Т.

Примечания

Подлинник написан и датирован на машинке, подпись, нижняя дата и приписка собственноручные. Впервые опубликовано в «Вестнике литературы» 1921, 12 (36), стр. 18.

Иван Иванович Алексеев (р. 1885) — в 1908 г. учился в Высшем техническом училище в Москве, которое не кончил, впоследствии работал на электро-металлургическом заводе. Автор ряда статей по краеведению, а также статьи о переводчике Толстого японце Масутаро Конисси: «Небеса разны — люди одни» (газета «Новь» 1914, № 154). Лично с Толстым знаком не был.

В письме от 10 декабря 1908 г. И. И. Алексеев просил Толстого высказать свои взгляд на существование мощей вообще и, в частности, на предстоявшее в будущем году открытие в городе Катине мощей княгини Анны Кашинской.

1 В том же письме И. И. Алексеев просил прислать ему несколько книг и одну с автографом.

2 восстановление «почитания» Анны Кашинской. Стали появляться книги с прославлением «святой».

Возмущение Толстого предстоящим празднованием отражено в его Дневнике 14 июля 1909 г. (см. т. 57), а также в дневнике H. Н. Гусева 29 мая 1909 г. (см. H. Н. Гусев, «Лев Толстой против государства и церкви», изд. «Свободное слово», Берлин, [1912], стр. 90—91).

Раздел сайта: