314. И. И. Алексееву.
1908 г. Декабря 14. Я. П.
14 декабря 08 года. Ясная Поляна.
То, что вы мне советуете сделать, т. е. помогать людям открыть глаза на церковные обманы, я делаю уже много лет, как вы увидите из посылаемых вам книг.1 Вера же в мощи есть одно из самых грубых и не стоящих возражений суеверий. Вообще же должен сказать вам, что для меня в христианстве есть только один догмат, который выражен в посланиях Иоанна Богослова (гл. IV, ст. 7, 8, 12, 20), а именно то, что бог есть любовь и что вся жизнь наша есть только стремление к соединению с богом, которое достигается любовью.
Лев Толстой.
14 дек. 1908.
О мощах Анны Кашинской было в печати несколько лет тому назад исследование историка Костомарова, из которого видно, что всё это дело самого грубого обмана.2
Л. Т.
Примечания
Подлинник написан и датирован на машинке, подпись, нижняя дата и приписка собственноручные. Впервые опубликовано в «Вестнике литературы» 1921, 12 (36), стр. 18.
Иван Иванович Алексеев (р. 1885) — в 1908 г. учился в Высшем техническом училище в Москве, которое не кончил, впоследствии работал на электро-металлургическом заводе. Автор ряда статей по краеведению, а также статьи о переводчике Толстого японце Масутаро Конисси: «Небеса разны — люди одни» (газета «Новь» 1914, № 154). Лично с Толстым знаком не был.
В письме от 10 декабря 1908 г. И. И. Алексеев просил Толстого высказать свои взгляд на существование мощей вообще и, в частности, на предстоявшее в будущем году открытие в городе Катине мощей княгини Анны Кашинской.
1 В том же письме И. И. Алексеев просил прислать ему несколько книг и одну с автографом.
2 восстановление «почитания» Анны Кашинской. Стали появляться книги с прославлением «святой».
Возмущение Толстого предстоящим празднованием отражено в его Дневнике 14 июля 1909 г. (см. т. 57), а также в дневнике H. Н. Гусева 29 мая 1909 г. (см. H. Н. Гусев, «Лев Толстой против государства и церкви», изд. «Свободное слово», Берлин, [1912], стр. 90—91).