28. Б. Сахатову.
1908 г. Января 28. Я. П.
Любезный брат Б. Сахатов,
Получил ваше интересное письмо о путешествующих духоборах и о вашей интересной деятельности. Благодарю вас за эти известия, очень рад буду узнать больше как о том впечатлении, которое производят ваши отношения и речи с жителями, так и о настроении самих путешествующих. Чем подробнее вы опишете всё это, тем это будет приятнее и полезнее не только для меня, но для многих и многих близких нам людей. Помогай вам бог.
Любящий вас брат
Лев Толстой.
28 я. 3 февр. 1908.
Примечания
Печатается по копировальной книге № 8, л. 100.
Ответ на письмо Б. Сахатова от 24 декабря н. ст. 1907 г. Сахатов, полгода живший среди духоборов «свободников», описывал их жизнь. Движение «свободников», начавшееся в 1902 г., являлось формой протеста против канадского правительства, отвергнувшего отказ духоборов от частной формы владения землей. «Свободники» прогнали скот на свободу, в лес, перестали носить кожаную обувь, а впоследствии отказались и от шерстяной одежды. Землю обрабатывали без лошадей, на себе. Когда движение достигло крайней степени экзальтации (оно захватило тысячу семьсот человек), «свободники» покинули дома и стали ходить по селам и городам, проповедуя свою веру. Одно время они пытались ходить без всякой одежды («голый поход»). В начале 1903 г., после приезда в Канаду П. В. Веригина, это движение стало затихать. Под влиянием Веригина духоборы выполнили формальные требования правительства, и восстановилась нормальная трудовая жизнь. Только небольшая группа духоборов не подчинилась общему настроению, продолжала вести страннический образ жизни и мечтала переехать в теплую страну, где могли бы питаться «одною фруктою». «Свободники» считали, что Веригин изменил духоборческим идеалам, и боролись против его влияния. Веригин в свою очередь боролся со «свободниками».
«свободниках» 19 января 1908 г.: «Очень интересные люди. Тут есть некоторое педантство, внешнее: не пользоваться трудом животных» (ЯЗ).
Писал ли вторично Сахатов Толстому, редакции неизвестно.