Толстой Л. Н. - Гордееву, 17 ноября 1907 г.

290. Гордееву.

1907 г. Ноября 17. Я. П.

Bo-1-ых, человек, к[оторый] в состоянии бранить женщину только п[отому], ч[то] у ней нет того, ч[то] он называет широк[им] выработанным миросозерцанием, сам имеет очень узкое миросозерцание. Bo-2-x, почему он знает, ч[то] жизнь с таким человеком будет мученье. Я знаю сотни и тысячи примеров жизни — мученья с женщина [ми] с выработанным миросозерц[анием] и примеры счастливой жизни без него. Но это еще внешние соображения. В нравственных же вопросах такие соображения не имеют места для людей с действительно разумным миросозерцанием. Для таких людей вопрос о том, можно ли для ожидаемого мною блага себе или другим убить, точно такой же, как и вопрос о том, можно ли для блага себе и другим, прелюбодействовать, решается одинаково. Если, как я думаю, вы пишете о себе, то очень, любя вас, советую вам спросить себя, свою совесть, постаравшись забыть всё то, ч[то] вы называете миросозерцанием, и вы найдете один ответ при всех условиях: целомудрие. Как можно бояться целомудрия.

Лев Толстой.

17 ноября 1907.

Примечания

17.

В письме из Петербурга от 13 ноября 1907 г. (почт. шт.) Гордеев по поводу «Послесловия» к «Крейцеровой сонате» писал: «Но, великий мыслитель, ведь это же невозможно для человека с развитым, с широким выработанным миросозерцанием, ведь невозможно же связать всю свою жизнь с человеком, к которому чувствуешь только животную страсть. Ведь жизнь с таким человеком будет одно мучение и для нее. Неужели нет более никакого выхода?»

Раздел сайта: