Толстой Л. Н. - Иеромонаху Арсению, 14 мая 1907 г.

114. Иеромонаху Арсению.

1907 г. Мая 14. Я. П.

14 мая 1907 г. Я. П.

Вы пишете, что жить доброй жизнью, не имея уверенности в блаженстве будущей жизни, есть большая ошибка и что люди, поступающие так, самые несчастные, потому что лишаются здешних благ, не получая за это лишение вознаграждения.

Я же думаю, что добрая жизнь здесь и теперь носит сама в себе высшее вознагражденье и что человек, желающий тех благ телесных, которых он себя лишает ради будущего рая, по справедливости и не должен получить этих благ, так как недобрые и грешные желанья продолжают жить в нем. Кроме того, если бы этого и не было, самый поступок лишения себя телесных радостей ради больших радостей будущей жизни, есть, простите меня, очень нехороший расчет и вместе с тем очень неосновательный.

Объясню вам свою мысль следующей притчей:

Нанимается человек в рабочие, и приказчик одного хозяина говорит рабочему: «Иди к нам и знай, что хотя у нас и трудная работа, но если угодишь хозяину, то хозяин на всю жизнь устроит тебе жизнь царскую. Будешь пить, есть, веселиться и ничего не работать. Если же не угодишь хозяину, то не миновать тебе вечной каторги». Так говорит один приказчик. Другой же приказчик говорит так: «Иди к моему хозяину и знай, что работа по силам, хозяин разумный и милостивый, и если будешь работать хорошо, то и хорошо тебе будет. А что будет с тобой, когда отработаешься, я сказать не могу верно. Одно помни, что хозяин разумный, справедливый и милостивый. Это все знают, и ты тоже».

К какому хозяину пойдет всякий разумный рабочий? Я думаю, что ко второму.

В самом деле, какое же нужно еще обнадеживание доброй жизни человеку, если он знает, что тот бог, которому он работает, есть высший разум, справедливость и любовь?

есть только здешняя, настоящая и потому жизнь эта не может быть только искусом для человека. По моему мнению, наша здешняя жизнь есть та жизнь, в которой человек и может и должен проявить себя и исполнить в ней то, для чего он послан в мир.

Посылаю вам некоторые мои книги, которые уяснят вам мое отношение к тому вопросу, который занимает вас.

Пишу вам от всего сердца, как к брату, которому от души желаю лучшего, а лучшее же есть только одно: знание истины и смысла своей жизни. Братски приветствую вас.

Примечания

Печатается по рукописной копии (в копии подпись не восстановлена); в ГМТ имеется черновик, написанный на машинке и собственноручно исправленный. По тексту черновика исправлены ошибки, допущенные в копии.

— из крестьян Рязанской губ., иеромонах московского Донского монастыря.

Ответ на письмо иеромонаха Арсения от 12 мая 1907 г. с рассуждениями по поводу предисловия Толстого к «Краткому изложению Евангелия».

Раздел сайта: