Толстой Л. Н. - Горбунову-Посадову И. И., 24 ноября 1905 г.

82. И. И. Горбунову-Посадову.

1905 г. Ноября 24. Я. П.

Милый Иван Иванович,

Получил все ваши бумаги1 и отослал вам и познакомился с Поступаевым.2 Он мне очень понравился как человек, — он напоминает мне душевным складом В. Ф. Орлова,3 — но для журнала,4 к[оторый] вы напрасно хотите затевать и в к[отором] он будет участвовать, и много, он очень вреден. Он человек (совершенно как Орлов), увлекающийся своими мыслями, так горячо любящий их, что не дает себе труда критиковать, уяснять их и своим пылом увлекающий себя и других к отстаиванию шатких, неясных и неверных положений. Он вчера, чтобы показать мне всё значение и прелесть крестьянск[ого] съезда,5 прочел мне лучшие из «речей». И эти лучшие — отвратительны. А он говорит, что их напечатают в журнале. В этих речах столько же крестьянского, сколько во мне китайского. Это мальчишество невежественное, и если не совсем злое, то недоброе. Он, Пост[упаев], видит в них не то, что есть, а что он воображает. И вы хотите взять на себя, сверх ваших работ, обузу журнала, в к[отором] будут печататься такие глупости и гадости. Пишу, любя вас, чтобы вы бросили эту неладную мысль. У вас и так огромное и огромной важности дело.

Хорошо бы напечатать листок из Кр[уга] чт[ения] 30 июня, как образец имеющ[ей] выйти книги. Можно и хорошо бы прибавить в этот же день следующее: «Когда среди 100 чел[овек] один властвует над 99 — это несправедливо, это деспотизм. Когда 10 властвуют над 90 — это также несправедливо, это олигархия; когда же 51 властвуют над 49 (и то только в воображении, — в сущности же опять 10 или 11 из этих 51) — то это совершенно справедливо, — это свобода.

Может ли быть что-нибудь смешнее, по своей очевидной нелепости такого рассуждения, а между тем, это самое разсуждение служит основой деятельности всех «улучшателей государственного устройства».6

Написал в надежде, что будет случай переслать вам.

Л. Т.

24 н. 1905.

На конверте:

Примечания

Ответ на письмо Горбунова-Посадова от 22? ноября 1905 г.

1 Корректуры последних четырех листов первого тома «Круга чтения» и наклеенный на чистые листы бумаги «Круг чтения» (для работы Толстого по составлению на основании его «Народного круга чтения»).

2 Федор Емельянович Поступаев (1879—1931), поэт-самоучка, крестьянин Саратовской губ. Работал на заводе слесарем; за революционную деятельность и распространение нелегальной литературы был несколько раз арестован и подвергался админиcтративным высылкам. Стихи Поступаева вышли отдельной книжкой: Ф. Поступаев, «У земли и у котла», изд. «Посредник» М. 1906.

«У Л. Н. Толстого» — «Лев Николаевич Толстой. Юбилейный сборник», Гиз, 1928, стр. 238—240.

3 Владимир Федорович Орлов (1843—1898). См. т. 63, стр. 82.

4 И. И. Горбунов-Посадов предполагал издавать еженедельник, в котором бы помещались письма многочисленных корреспондентов Толстого и статьи лиц, сочувствовавших взглядам Толстого. Намерение это осуществлено не было.

5 —10 ноября 1905 г. (первый съезд состоялся в августе того же года). На съездах была выработана программа и тактика Союза. Всероссийский крестьянский союз — массовая политическая организация крестьянства, возникшая в 1905 г. Члены Крестьянского союза требовали политической свободы, отмены частной собственности на землю, немедленного созыва учредительного собрания. В своей политике, однако, Союз, руководимый в основном эсерами, проявлял половинчатость и колебания. С первых же шагов своей деятельности Крестьянский союз подвергался полицейским репрессиям. К концу 1906 г. Всероссийский крестьянский союз распался.

6 Рассуждение это было помещено в «Круге чтения» на 30 июня.