Толстой Л. Н. - Бирюкову П. И., 27 ноября 1903 г.

319. П. И. Бирюкову.

1903 г. Ноября 27. Я. П.

Спасибо, милый друг Поша, за ваше подробное письмо о своей семейной жизни. Как я рад, что это так, и верю, что то, что действует на посторонних, как капризность ваших детей, есть только то, что должно быть при не насильственном воспитании и при отсутствии нужды — самой искусной воспитательницы.

М-11е Marie С[офья] А[ндреевна] помнит, но Саша не помнит, говорит, что б[ыла] М-11е Marie, но не Droz, a Henry.1 С[офья] А[ндреевиа] очень хвалит.

То, что вы пишете о том, что религиозно-нравственное мировоззрение должно вырасти само собой, совершенно верно, но это не исключает того, что пример и разумные ответы на возникающие вопросы не могут не влиять на образование этого миросозерцания.

С статьею вашей об анархизме я не совсем согласен.2 Я бы ничего не сказал, если бы вы не спрашивали, п[отому] ч[то] ужасно боюсь разногласий с друзьями. Не согласен я потому, что отказ Нэна во имя анархизма, т. е. практической цели уничтожения существующего строя, не прочен. Анархист откажется в виду нескольких месяцев тюрьмы, но едва ли он может отказаться в виду казни или дисципл[инарного] батальона с розгами. Анархист не может не рассчитывать, что выгоднее: пострадать ему и содействовать внешней цели, или не страдать при отказе, а достигать внешней цели другим путем: себя исключить из лагеря борющихся (при казни) или идти служить и там и после действовать (вы знаете эти рассуждения). Только религиозный человек, понимающий свою жизнь не в одном этом существовании, не рассчитывает, а поступает так п[отому], ч[то] не может поступить иначе. Для анархиста отказ есть цель, для религиозного человека — неизбежное последствие. И потому все те сектанты, верования к[оторых] иногда самые дикие и к[оторые] я не разделяю, гораздо сильнее подрывают существующий строй, чем политические деятели анархисты, для к[оторых] отказ не может быть ничем иным, как делом расчета.

————

Я решительно не помню, когда я познакомился с Ге в Риме. Даже не помню, чтобы я видел его в Риме. У меня есть в моем прошедшем совершенно белые места, на к[оторых] ничего не отпечаталось — ничего не помню. В Риме же я был, должно быть, 1860, после смерти брата.3 Ваше желание написать мою биографию чрезвычайно трогает, умиляет меня, и я всей душой желал бы помочь вам. — О моих любвях:

Первая самая сильная была детская к Соничке Колошиной.4 Потом, пожалуй, Зинаида Молост[в]ова.5 Любовь эта б[ыла] в моем воображении. Она едва ли знала что-нибудь про это. Потом казачка в станице — описано в Казаках.6 Потом светское увлечение Щербатовой-Уваровой.7 Тоже едва ли она знала что-нибудь. Я б[ыл] всегда очень робок. Потом главное, наиболее серьезное — это была Арсеньева Валерия. Она теперь жива, за Волковым была, живет в Париже. Я был почти женихом («Семейное счастье»), и есть целая пачка моих писем к ней.8 Я просил Таню переписать их и послать вам.

Дневники мои я не даю кому попа[ло] переписывать, п[отому] ч[то] они слишком ужасны по своей мерзости. Но зато особенно интересны, и я сообщу их вам. Среди бездны грязи там есть признаки стремления на чистый воздух. Я непременно сообщу их вам. Самый светлый период моей жизни дала мне не женская любовь, а любовь к людям, к детям. Это б[ыло] чудное время, особенно среди мрака предшествующего.

Хочется взяться опять за воспоминания, да всё отвлекает другое. Писал ненужную статью о шекспировском навождении.9

Л. Толстой.

1903. 27 ноября.

Примечания

Отрывки впервые опубликованы в книге H. Н. Гусева «Толстой в молодости», М. 1927, стр. 88, 178, 298, 358.

1 Бирюковы пригласили себе в помощницы по хозяйству швейцарку Мари Дроз. По ее словам, она служила у Толстых. Бирюков спрашивал, верно ли это.

2 П. Бирюков, «Отказ адвоката Нэна от воинской повинности в Швейцарии» — «Свободное слово» 1903, 7, столб. 1—4.

3 В Риме Толстой был в декабре 1860 — январе 1861 гг.

4 Софья Павловна Колошина (1828—1911?), дочь декабриста П. И. Колошина. Изображена в «Детстве» под именем Сонички Валахиной.

5 —1897). Толстой познакомился с ней в 1844 г., вновь видел ее в Казани в 1851 г., по дороге из Ясной Поляны на Кавказ. См. Дневник 1851—1852 гг., т. 46, и письма 1851—1852 гг., т. 59.

6 Имя этой казачки (Марьяна в «Казаках») осталось неизвестным.

7 Прасковья Сергеевна Щербатова (1840—1924), с 1859 г. замужем за А. С. Уваровым. См. Дневник 1858 г., т. 48.

8 —1909). С 1858 г. была замужем за А. А. Талызиным (1820—1894). Спустя несколько лет, разведясь с ним, вышла замуж за H. Н. Волкова. Роман с Арсеньевой нашел отражение в повести «Семейное счастие». См. также Дневник 1856 г., т. 47. Упоминаемые письма к Арсеньевой опубликованы в т. 60.

9 «О Шекспире и о драме».