Толстой Л. Н. - Группе шведской интеллигенции, 7 - 9 ? января 1899 г.

3. Группе шведской интеллигенции.

1899 г. Января 7—9? Я. П.

Милостивые Государи,

Мысль, высказанная въ письме вашемъ, можетъ иметь очень важныя последствiя, и я постараюсь по вашему желанiю обратить на нее вниманiе царя и общества. Боюсь, однако, того, чтобы капризная и робкая русская цензура не запретила печатанiя какъ вашего прекраснаго письма, такъ и самый ответъ на него. Всетаки напишу, чтò думаю, и пришлю написанное вместе съ вашимъ письмомъ сначала въ русскiя, а потомъ въ иностранныя газеты. Мысль ваша о томъ, что всеобщее разоруженiе можетъ быть достигнуто самымъ легкимъ и вернымъ путемъ посредствомъ отказа отдельныхъ лицъ отъ участiя въ военной службе, совершенно справедлива. Я даже думаю, что это единственный путь избавленiя людей отъ все усиливающихся и усиливающихся ужаснейшихъ бедствiй военщины (милитаризма). Мысль же ваша о томъ, что вопросъ о томъ, какимъ образомъ и чемъ должна быть заменена воинская повинность для лицъ, не согласныхъ убивать своего ближняго, долженъ быть предложенъ и можетъ быть разсматриваемъ на имеющей собраться въ Петербурге1 правительства или ихъ представители условятся о томъ, чтобы не увеличивать больше вооруженiй своихъ, но для того, чтобы не увеличивать более вооруженiй, необходимо прежде уравнять вооруженiя респективныхъ2 государствъ, потому что те правительства, которыя во время сбора конференцiи случайно будутъ слабее, чемъ ихъ соседи, не могутъ согласиться на то, чтобы и въ будущемъ оставаться въ такомъ положенiи, не увеличивая своихъ военныхъ силъ. Если же дело конференцiи будетъ состоять въ томъ, чтобы уравнять военныя силы государствъ и на этомъ остановиться, то невольно возникаетъ вопросъ, почему правительства должны остановиться на такомъ вооруженiи, которое существуетъ теперь, а не на более низкомъ, почему, если выражать силу вооруженiя количествомъ полковъ, нужно, чтобы у Германiи и Россiи было то большое количество полковъ, которое теперь существуетъ, а не меньшее количество. Почему нужно и русскимъ и немцамъ иметь 810, 800 полковъ, а не по 499, не по 400, не по 300, не по одному, и, наконецъ, почему бы не выставлять вместо всехъ этихъ войскъ — борцовъ, Давида и Голiафа, и решать международныя дела, смотря по тому, кто поборетъ.

Я помню, въ Севастополе я пришелъ къ прiятелямъ адъютантамъ Сакена,3 начальника гарнизона, и въ это время пришелъ князь С. С. Урусовъ,4 офицеръ, известный своей храбростью и одинъ изъ лучшихъ шахматныхъ игроковъ того времени и вместе съ темъ очень наивный человекъ. Онъ сказалъ, что у него есть важное дело до Генерала, и его провели въ дверь комнаты. Черезъ 1/4 часа онъ вышелъ, а присутствовавшiе при аудiенцiи адъютанты, смеясь, разсказали намъ, въ чемъ было дело Урусова до Сакена. Урусовъ предлагалъ Сакену для того, чтобы решить, за кемъ останется передовая траншея передъ 5 бастiономъ, несколько разъ переходившая изъ рукъ въ руки и стоившая несколько сотъ жизней, вызвать отъ непрiятеля лучшаго шахматнаго игрока и сыграть партiю на эту траншею: кто выиграетъ, за темъ она и останется.

5 несмотря на проигрышъ своего чампiона, не прислалъ бы баталiонъ со штыками занять траншею. Точно также не могутъ согласиться и державы на то, чтобы уменьшить войска, потому что оне никогда не могутъ быть уверены въ томъ, что не явится вновь Наполеонъ6 или новый Бисмаркъ,7 который, наплевавъ на все условiя, увеличитъ свои войска и побьетъ техъ, которые будутъ такъ глупы, что будутъ держаться условiя уменьшать ихъ. Пока есть войска, то они нужны для того, чтобы побеждать. A побеждаютъ les gros bataillons,8 и поэтому если правительство имеетъ войско, то оно должно стараться, чтобы его было какъ можно больше. Въ этомъ состоитъ обязанность всякаго правительства. Оно поставлено затемъ, чтобы соблюдать могущество своей страны. Въ этомъ главное оправданiе существованiя правительства. И потому, если правительство не делаетъ того, къ чему оно приставлено, его и не нужно. Оно не исполняетъ своей обязанности и не нужно. Правительство можетъ делать очень многое во внутреннемъ управленiи, можетъ освобождать, просвещать, обогащать народъ, строить дороги, каналы, колонизировать пустыни, устраивать общественныя работы, но одного не можетъ делать, именно того, для чего собирается конференцiя, т. е. уменьшать свои военныя силы.

совершенно неуместно. Такое предложенiе можетъ иметь только одно благое последствiе, именно то, что оно явно обличитъ пустоту, праздностъ и лицемерiе конференцiи. Конференцiя не можетъ иначе отнестись какъ отрицательно къ такимъ предложенiямъ и никогда не допуститъ того, чтобы люди могли безнаказанно отказываться отъ исполненiя воинской повинности, п[отому] ч[то] такой отказъ подрываетъ въ ея основанiи власть правительства и даже смыслъ его существованiя.

Запутавшiеся въ своемъ многословiи либералы, соцiалисты и другiе, такъ называемые, передовые деятели могутъ, какъ они и делаютъ это, воображать, что ихъ речи въ палате, въ собранiяхъ, ихъ брошюры и книги имеютъ очень важное для прогресса человечества значенiе, но что отказы отдельныхъ лицъ по своимъ религiознымъ убежденiямъ отъ воинской службы суть неважныя и даже ничтожныя явленiя; но правительства знаютъ очень хорошо, что все трескучiя речи въ рейхстагахъ и все стачки рабочихъ и революцiонныя речи, демонстрацiи нетолько не страшны, но суть очень полезныя отвлекающiя средства отъ настоящаго опаснаго для правительства дела, состоящаго въ пробужденiи человеческаго достоинства и вытекающаго изъ этого сознанiя отказа отъ военной службы и податей, назначаемыхъ на военное дело, и потому никакое правительство никогда нетолько не приметъ разсмотренiя вопроса объ этихъ отказывающихся, а всегда более или менее грубо поступитъ, такъ, какъ поступило русское правительство, которое въ то самое время, когда съ трескомъ публиковало на весь мiръ свои будто бы миролюбивыя намеренiя, самымъ жестокимъ образомъ преследовало и продолжаетъ преследовать и мучать самыхъ лучшихъ и миролюбивыхъ людей Россiи — Духоборовъ,9 выгоняя ихъ за границу или мучая въ пустыняхъ Сибири. И всякое правительство более или менее грубо вынуждено поступать и будетъ поступать такъ. До техъ поръ, пока правительства будутъ управлять своими подданными силою, они будутъ разрешать свои международныя недоразуменiя тоже силою, и для этого войска правительствъ будутъ постоянно увеличиваться. Покуда будутъ правительства, будутъ и все увеличивающiяся войска, а покуда будутъ войска, будутъ и правительства. А потому уменьшиться войска не могутъ по воле, а могутъ уменьшиться и уничтожиться только противъ воли правительствъ. Уничтожиться же они могутъ противъ воли правительствъ только однимъ способомъ — сознанiемъ людей своего человеческаго достоинства, не позволяющаго имъ быть добровольными рабами-убiйцами. Уничтожатся войска только тогда, когда между народами будетъ распространено истинное просвещенiе, не позволяющее делаться безправнымъ рабомъ другихъ людей, подчиняясь той животной дрессировке, которая называется дисциплиной.

Не то просвещенiе, при которомъ человекъ, знающiй все науки и пользующiйся всеми последними изобретенiями, считаетъ для себя возможнымъ отдаваться на время въ рабство другихъ людей, допускаетъ возможность и необходимость убiйства и признаетъ однихъ людей стоящихъ неизмеримо высоко надъ другими и имеющихъ право на безграничное уваженiе, а то просвещенiе, при которомъ человекъ признаетъ священнымъ только одинъ законъ деланiя другимъ того, чтò себе хочешь,10 не считаетъ никого изъ людей ни выше, ни ниже себя, a всехъ безразлично считаетъ своими братьями и ни при какихъ условiяхъ, ни ради чего не отдастъ въ руки другихъ людей свою свободу, составляющую основу его человеческаго достоинства. Только тогда, когда будетъ распространено это истинное просвещенiе, уменьшатся, уничтожатся войска.

11 Известiе это передается какъ нечто необыкновенное. А между темъ удивляться можно только тому, что люди-солдаты въ наше время могутъ подчиняться начальству и итти Американцы на Кубу,12 Испанцы на Американцевъ,13 14 и тому подобное. Ведь все эти люди читаютъ книги, теперь читаютъ газеты, имеютъ знакомыхъ. Все американцы, идущiе на Манилiю,15 ò говорилъ Браiанъ16 о завоевательной манiи американскаго правительства. Они слышали, что онъ сказалъ, что это скверный, безнравственный поступокъ. Да и каждый разумный человекъ не можетъ не знать, что дурно нравственно подавлять свободу народовъ. Мало того, всякiй знаетъ, что дурно разорять, убивать, такъ что удивляться надо, какъ идутъ люди воевать, а не тому, какъ отказываются. Идутъ воевать и поступаютъ на службу только потому, что не распространено и скрывается теми, кому это выгодно — правительствомъ, истинное просвещенiе. И потому для того, чтобы уничтожить войска и зло, происходящее отъ нихъ, нужны не конференцiи правительствъ, a конференцiи гражданъ, обманутыхъ и обманываемыхъ правительствами, обманываемыхъ самымъ коварнымъ образомъ именно такими конференцiями. Для того, чтобы уничтожить войска, нужно, чтобы общественное мненiе приписывало важность не собранiю наряженныхъ въ смешные костюмы представителей державъ, которые после баловъ и обедовъ будутъ заседать въ роскошныхъ залахъ и съ важностью говорить безсодержательныя французскiя фразы, а напротивъ клеймило бы презренiемъ и насмешкой такого рода собранiя, имеющiя целью только закрепить рабство людей, и приписывало бы важность и значенiе только поступкамъ техъ людей, которые и словомъ и деломъ, не боясь страданiй и смерти, заявляютъ сознанiе своего человеческаго достоинства, отказываются отъ участiя въ безчеловечной организацiи убiйствъ. Уничтожатся войска тогда, когда такiе люди будутъ признаны темъ, чтò они есть — первыми, передовыми борцами за свободу и прогрессъ человечества, и когда такихъ людей будутъ тысячи и миллiоны, только тогда уничтожатся войска, а не тогда, когда будутъ собираться конференцiи.

И вотъ почему я думаю, что отказъ отъ воинской повинности и конференцiя правительствъ — два явленiя несовместимыя.

Примечания

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГТМ. Написано рукой переписчика с собственноручными исправлениями, сделанными дважды: карандашом и чернилами. При исправлении карандашом Толстой подписал письмо и проставил дату: «9 Я[нваря] 99. Л. Т.». Эта редакция является одной из самых первых редакций (в Государственном толстовском музее их имеется четыре). Исправления Толстого, внесенные в эту рукопись, не воспроизводятся, и письмо печатается в первоначальном виде, в той редакции, которую можно рассматривать как первоначальный набросок ответа на письмо группы представителей шведской интеллигенции. Дальнейшая обработка является уже обработкой письма-статьи. Одна из следующих редакций, напечатанная в иностранных газетах, и редакция последняя, опубликованная в «Листках свободного слова», Purleigh, 1899, 6, стр. 1—6, в этом томе не печатаются. Они помещены в серии «Произведения», т. 31. Основание датировки: в письме говорится об эпизоде Ило-Ило, известие о котором было «на-днях». В газетах сообщение было напечатано 3 января 1899 г. Исправленная редакция письма датирована Толстым 9 января. Поэтому датируется предположительно 7—9 января 1899 г. В этой редакции письмо публикуется впервые.

II. 12 августа 1898 г. министр иностранных дел обратился к представителям держав с предложением собраться для обсуждения вопросов о прекращении непрерывных вооружений и предупреждении будущих войн. «Духовные и физические силы народов, труд, капитал отвлечены в большей своей части от естественного своего назначения и расточаются непроизводительно. Сотни миллионов расходуются (непроизводительно) на приобретение страшных средств истребления [...] Просвещение народа и развитие его благосостояния и богатства пресекаются или направляются на ложные пути», — говорилось в циркуляре министра. Державы ответили принципиальным согласием, но, разумеется, никакого практического значения конференция не имела. Идея разоружения вызвала повсеместно усиление вооружения с тем, чтобы возможное постановление комиссии о сокращении вооружения привело бы к прежнему состоянию. Новый циркуляр русского правительства от 30 декабря 1898 г. наметил восемь пунктов программы будущей конференции, из которых четыре касались ограничения вооружения, три следующих — права войны и последний пункт ставил вопрос о мирных средствах разрешения международных конфликтов. Конференция состоялась в мае 1899 г. с представителями двадцати шести государств. Когда стало ясным, что основные вопросы — ограничение вооружения и международный третейский суд — не будут разрешены, конференция занялась второстепенными пунктами программы. Предложение о созыве Гаагской конференции вызвало волнение во всем мире. Многих удивляла и оптимистически настраивала мотивировка этого предложения. Но беспочвенность затеи, ее лицемерность постепенно становились очевидными для тех, кто возлагал на нее надежды, О Гаагской конференции см. официальное издание: «Conférence internationale de la paix», второе издание, Гаага, 1907; Ф. Мартенс, «Гаагская конференция» — «Вестник Европы» 1900, III; Гр. Комаровский, «Вопрос о посредничестве и международном третейском суде на Гаагской конференции» — «Русская мысль» 1900, I; его же, «Предложение России об ограничении вооружений» — «Русская мысль» 1900, V.

Подлинник письма шведов в архиве не обнаружен. Печатается в русском переводе, опубликованном в журнале «Свободная мысль» 1899, I, стр. 2—4: «Многоуважаемый Лев Николаевич! Зная ваше сочувствие к тем, которые, превосходя окружающих людей нравственным своим уровнем, терпят по недоразумению от них гонения, мы, нижеподписавшиеся рассчитываем на вашу доброжелательную помощь. За последнее десятилетие более тридцати беспорочных молодых людей осуждены в тюрьму и на штрафные работы, иные до трех лет и четырех месяцев за отказ от исполнения воинской повинности по своим убеждениям. В последнее время много голосов стало раздаваться против таких мер, и после того, как запрос об этом был сделан в рейхстаге в 1898 г., и Нижняя палата решилась с своей стороны обратиться с письменной просьбой к его королевскому величеству, правительство на этих днях передало на обсуждение особого комитета вопрос о том, в какой степени подлежащий воинской повинности, совести которого противно употребление оружия, может быть освобожден от нее в мирное время, и насколько можно заменить ее другой подходящей работой. В таком положении находится вопрос этот у нас. Но вопрос этот имеет значение не для одной нашей страны и потому должен, как вопрос общечеловеческий, быть рассмотрен и в других странах. Существующая система воинской повинности создала мучеников в Норвегии, Дании, Германии, Австрии, России, — вообще во всем христианском мире. Везде подвергались той же участи юноши, желавшие лишь поступать по совести, везде они были причислены к преступникам и с ними вместе осуждены. Никто лучше вас этого не знает, граф, и никто лучше вас не умел бороться со злом. Но нам неизвестно, думали ли вы об этом, и в какой степени возможно предложить этот вопрос на рассмотрение правительства именно теперь, когда приготовляются к великой конференции общего разоружения, и потому мы просим вас обдумать его. Нам кажется, что возбуждение этого вопроса не может быть более своевременным, чем теперь, когда правительственные представители великих культурных стран должны собраться, чтобы изыскивать средства для уменьшения бедствий войны. Имея в виду не только сокращение сумм, тратимых на воинское вооружение, но, как мы надеемся, желая противодействовать войнам или по крайней мере уменьшить возможность их возникновения или даже хоть их ужасы, — собравшиеся правительственные уполномоченные должны будут выслушать наше заявление, так как самая цель конгресса не позволит отнестись без внимания к такому важному, в интересах гуманности, заявлению. Отнесясь невнимательно к нашему заявлению, члены конгресса показали бы перед целым светом, что они лишены и тех искренних человеколюбивых намерений, которые необходимы людям, желающим осуществить благородные и гуманные идеи миролюбивого царя. В какой мере осуществятся эти идеи, предвидеть невозможно. Судя по запутанному положению, грозившему в последнее время зажечь весь мир, нельзя ждать серьезных результатов конференции. Но если бы могли согласиться, по примеру Швеции, предложить на обсуждение правительств, до которых это касается, вопрос об отказе от воинской повинности по религиозным убеждениям, то конференция наверно не осталась бы без значения. Конечно этим путем не будет достигнуто полное разоружение, но только уменьшится число войск на несколько сот человек, которые будут освобождены от участия в вооружении, но этим зато был бы сделан первый шаг по истинному направлению, связав органически осуществление стремлений к разоружению с живыми людьми, могущими их выполнить в жизни. Но скажут: если будет всякому дана свобода не пойти в военную службу по требованию совести, то из этого произойдет общая военная стачка. На это достаточно возразить то, что речь идет не об освобождении от гражданских обязанностей, а о превращении воинской повинности в такую повинность, которая не противоречила бы требованиям совести, как например, служба лесничих, работы по осушению болот, сооружение путей железных дорог и т. п. Если же таких людей окажется слишком много, ну что же, мы будем иметь культурное войско, могущее делать производительные и полезные работы. Так постепенно превратились бы войска в общественную армию спасения, осушающую болота, устраивающую жилища, обращающую пустыни в плодородные нивы, где бедные находили бы свое пропитание. Этим вопрос о разоружении получил бы свое естественное разрешение, которого никакими законодательными мерами, как бы они благонамеренны ни были, достигнуть невозможно. Могут сказать еще, что неразумно обременять царскую программу мирной конференции побочными вопросами, но мы того мнения, что данный вопрос не побочный, а самый центральный, и потому имеет право на первое место в ряду вопросов, имеющих быть возбужденными в программе. Впрочем, никто, многоуважаемый граф, не может понимать этого глубже вас, судя по вашим сочинениям, а потому мы почтительнейше просим вас обратить на это внимание царя или его министров, а также и публики. Выражая вам глубочайшее уважение, мы имеем честь почтительнейше подписаться. [Четыре члена рейхстага, один журналист, один секретарь редакции, два профессора, пять пасторов, один военный врач, один директор миссии, один учитель и другие.]»

1 Ошибка. Заседания Конференции происходили в Гааге.

2 соответственных

3 Гр. Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1790—1881) — участник походов против Наполеона и других войн. Во время Крымской кампании был начальником Севастопольского гарнизона и временно командовал войсками. Автор ряда статей, в том числе «Военный совет при обороне Севастополя» — «Русская старина», 1874. Толстой, будучи в Севастополе, был лично с ним знаком.

4 —1897) — участник Крымской кампании, математик и выдающийся шахматист, автор статей: «Об интегрирующем множителе разностных дифференциальных уравнений», доклад, прочитанный 16 марта 1865 г. — «Сборник математических наук», I. М. 1865; «Дифференциальные и разностные уравнения», М. 1864; «О решении проблемы коня (Problème du cavalier. Rösselsprung»), доклад, прочитанный 16 октября 1865 г. — «Сборник математических наук», II. М. 1867. Кн. Урусов был близко знаком с Толстым. См. письма 1870 г., т. 62.

5 Гр. Мари-Эдм-Патрис-Морис Мак-Магон (Mac-Mahon) (1808—1893) — французский маршал и политический деятель. В 1855 г., командуя дивизией в Крыму, взял Малахов курган.

6 Наполеон I (1769—1821) — император Франции.

7 Кн. Отто-Эдуард-Леопольд Бисмарк (1815—1898) — канцлер, государственный деятель и дипломат Германии.

8 большие войска,

9

10 «Евангелие» Матфея, VII, 12: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

11 Во время восстания на Филиппинских островах, согласно официальному телеграфному извещению, «американские войска, назначенные в Ило-Ило, подняли бунт и отказались отправиться туда. Генералу Миллеру предписано уйти из Ило-Ило и возвратиться в Манилью. Все американские войска получили приказание сосредоточиться в Манилье. Положение весьма серьезное» («Новое время» 1899, № 8208 от 3 января). Вскоре наступление возобновилось, и месяц спустя, «после бомбардировки с моря, американцы взяли Ило-Ило» («Новое время» 1899, № 8239 от 3 февраля).

12 Остров Куба (Антильские острова) с 1881 г. — испанская провинция. На почве освободительного движения на Кубе часто повторялись восстания. Северо-американские промышленники, вложившие крупные капиталы в предприятия на о Кубе, не могли спокойно смотреть на разорение острова, и назревший конфликт между САСШ и Испанией привел к войне. Остров был занят американцами. По Парижскому договору (декабрь 1898 г.) остров остался в военном управлении САСШ до 1901 г., когда был созван всеобщий учредительный конгресс.

13 Испано-американской войны Толстой написал статью «Две войны». Датирована 15 августа 1898 г. Опубликована в «Листках свободного слова», Purleigh, 1898, I, стр. 2—6. См. т. 31.

14 —1871 гг., закончившейся присоединением к Германии Эльзас-Лотарингии, отношения между этими государствами остались напряженными. Франция готовилась к реваншу, что вызвало увеличение вооружений.

15 всем натискам американцев. По Парижскому договору за Манилью Америка уплатила Испании двадцать миллионов долларов.

16 Вильям-Дженнингс Брайан (Bryan) (1860—1925) — северо-американский политический деятель, глава демократической партии. По окончании Испано-американской войны в своем выступлении за ратификацию мирного договора решительно высказался против присоединения Филиппинских островов. См. о нем письма 1904 г., т. 75.