Толстой Л. Н. - Трегубову И. М., 23 декабря ? 1900 г.

437. И. М. Трегубову.

1900 г. Декабря 23? Москва.

Получилъ вашу статью и очень одобряю ее и сейчасъ понесу по редакцiямъ съ намеренiемъ пристроить ее.1 Очень радъ буду не для васъ, а для дела, что ее напечатаютъ. Первую же статью вашу2 я не одобряю, п[отому] ч[то] въ ней есть ложка дектя, портящая всю бочку меда: вера — и не вера, а желанiе верить въ таинственныя, исключительныя проявленiя. То, чтò нужно людямъ, какъ воздухъ,3 вода, земля, хлебъ и всякiе плоды, разумъ, слово, любовь людей между собой, все это явно всемъ доступно, обычно.4 И не могъ иначе сделать это Богъ — Любовь. И всякiя попытки выведать или вообразить, что мы знаемъ и можемъ знать то, чего Онъ хотелъ, чтобы мы не знали, есть великiй грехъ и, какъ всякiй грехъ, какъ пьянство, распутство, самъ въ себе несетъ свое наказанiе — ослабленiе жизни и безумiе. То, чтò говорится въ Карме,5 т. е. о томъ, что наша здешняя личность складывается изъ прежнихъ жизней, есть только гаданiе, подобiе (говоря о прежней жизни и будущей, мы говоримъ о времени, а для Бога и божеств[енной] части души нетъ6 времени). Въ Карме существенно только то, что наша добрая или дурная жизнь не безразлична, а важна,7 8 тоже гаданiе и подобiе, и важно въ этомъ только сознанiе того, что, живя только для себя, для Бога, въ одиночномъ заключенiи, въ к[оторомъ] умрешь никому неизвестный — что и въ этомъ положенiи твое совершенствованiе (будьте совершенны, какъ Отецъ В[ашъ] Н[ебесный]) важно и нужно и въ нашей жизни важнее всего. Какъ Конфуцiй говорилъ: то, чемъ добродетельный человекъ превосходитъ всехъ, это то, чего никто никогда не узнаетъ. —

О Христе же, о его личности, пожалуйста, не думайте и не ищите разрешенiя въ европ[ейскихъ] университетахъ.9 Чемъ ближе мы будемъ следовать Его ученiю любви, темъ яснее и несомненнее намъ будетъ ответъ на вопросъ: кто Онъ. Онъ то, чемъ я хочу и могу быть и буду счастливъ, если буду.

Целую васъ. Л. Толстой.

Гробинъ, Курляндск. губ. Ивану Михайловичу Трегубову.

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. На подлиннике адресатом проставлена дата написания: «23 дек. 1900 г.»; на конверте его же пометки: «Письмо от 23 дек. 1900 г. о моей статье: «Мир мой даю...», «пол. 27 дек. 1900». Датируется по почтовому штемпелю: «Москва, 24 декабря 1900». Отрывок без указания даты впервые опубликован в брошюре Трегубова «Мир мой даю вам не так, как мир дает», изд. «Посредник», М. 1917, стр. 2.

1 Статья И. М. Трегубова „«Мир мой даю вам, не так, как мир дает» (Иоан. 14, 27)“. Прислана автором Толстому для опубликования в московских газетах или журналах. Толстой усердно добивался напечатания этой статьи, лично предлагая ее в газеты «Курьер», «Русские ведомости» и друг. В московских газетах статья напечатана не была. См. письмо № 444.

2 «Giebt es ein Weiterleben und Wiedersehen nach dem Tode» [«Есть ли жизнь и свидание после смерти»]. Трегубов прислал Толстому рукопись для ознакомления, с просьбой сообщить мнение и, в случае одобрения, содействовать опубликованию. Идея этой теософической книги, по словам Трегубова, близка тому, о чем пишет и говорит Толстой. «Кое-что в ней может показаться странным, но это такая мелочь, что из-за нее не следовало бы пренебрегать всей книжкой» (письмо к Толстому от 26 ноября 1900 г.).

3 Зачеркнуто: хлеб

4 На подлиннике пометка адресата: «А икс лучи? Сенситивы? Мать дает сначала молоко, а потом другую пищу?».

5 Карма — принцип индийской философии, по которому сумма заслуг одного индивида определяет судьбу другого, развиваясь в нем. По поводу книги Беме Трегубов писал Толстому: «Идея о «Карме», которую и вы, кажется, разделяете, составляет корень теософического мировоззрения» (письмо от 18 декабря 1900 г.).

6 Адресатом поставлен у этого слова знак вопроса.

7 «Почему?».

8 В том же письме (18 декабря 1900 г.) Трегубов писал в защиту книги Беме: «Идея о том, что не только мои добрые или худые дела, но и мои сокровенные добрые или худые мысли — эта идея теософии, также, я думаю, близка вам».

9 По поводу волновавшего его вопроса о божественности Христа Трегубов писал Толстому: «Меня опять одолевают сомнения на счет личности Христа, и от этого я очень страдаю и, главное, не могу сосредоточиться на одном деле. Поэтому я решил еще раз отдаться решению вопроса о личности Христа, но не в России, не в наших академиях, а в богословских факультетах за границей, или если не в факультетах, то при помощи западных богословов» (письмо от 28 сентября 1900 г.). — «Мои мысли о Христе все еще колеблются. Как бы мне хотелось установиться на чем-нибудь одном. Непременно, непременно мне надо ехать за границу и узнать там всё, что известно по этому вопросу» (письмо от 18 декабря 1900 г.). Трегубов предполагал слушать лекции берлинского протестантского богослова, главы церковно-исторической науки в Европе, Адольфа Гарнака.