Толстой Л. Н. - Ушакову Ф. А., 9 июня 1900 г.

311. Ф. А. Ушакову.

1900 г. Июня 9. Я. П.

Очень мне жалко васъ, дорогой Федоръ Андреевичъ, не за то, что васъ обыскиваютъ и не пускаютъ, а за то, что вы не пользуетесь теми душевными силами, которыя есть у васъ. Во-первыхъ, то, чтò съ вами делаютъ, не должно удивлять васъ: вы должны были знать, что всегда такъ поступаютъ съ тысячами людей вокругъ насъ. И потому то, что мы подпали подъ такое же притесненiе, есть то самое, чтò должно быть. И мы только должны быть благодарны судьбе, что до сихъ поръ не подпадали. Bo-2-хъ, то, что вы могли поступить не такъ, какъ хотели бы, тоже не должно нарушать вашего спокойствiя: все мы слабы теломъ и подпадаемъ разнымъ настроенiямъ. Важно только то, чтобы желать поступать по-божьи. И чемъ мы были слабее, темъ сильнее мы становимся для будущаго. Въ-3-хъ, все неважно, кроме того, чтò мы делаемъ въ настоящую минуту. А вы это настоящее губите унынiемъ. Въ-четвертыхъ, и главное, чтò меня всегда утешаетъ и поддерживаетъ въ минуты слабости, это мысль о томъ, что это-то самое, чтò меня тревожить, чтò я хотелъ бы уничтожить, это-то самое мне нужнее всего, мне послано для моего укрепленiя, улучшенiя, что это-то самое и есть случай мне проявить себя, то лучшее, чтò есть во мне. Быть хорошимъ, добрымъ, спокойнымъ, любовнымъ легко, когда все идетъ, какъ тебе хочется. А вотъ тутъ тебе случай употребить все то духовное богатство, которымъ ты владеешь, а ты спряталъ это все богатство и испугался и бежишь.

Поднимитесь духомъ, милый Федоръ Андреевичъ, и живите въ настоящемъ во всю нравственную силу, a событiя жизни предоставьте судьбе. Ничто не важно, кроме того, чтобы делать, чтò должно.

Примечания

Печатается по машинописной копии, хранящейся в АЧ. подлинник украден у адресата. Местонахождение его неизвестно. Датируется по той же копии. Отрывок впервые опубликован в дневнике А. Б. Гольденвейзера «Вблизи Толстого», 1. М. 1922, стр. 31.

сблизился с единомышленниками Толстого. Познакомился с Толстым во время его работы над «Воскресением», помогая одно время в переписке романа. В 1900 г. за размножение гектографированным способом запрещенных произведений Толстого был арестован вместе с Зоновым на его даче в Быкове, под Москвой. Под арестом был несколько месяцев, после чего был лишен права жительства в столицах. Переехал на Кавказ (в Батум), где обосновался, занимаясь сельским хозяйством и садоводством. Убит с целью грабежа. Толстой хлопотал об Ушакове через Н. В. Давыдова и А. Ф. Кони. Брат Ф. А. Ушакова, Александр Андреевич, сообщил о нем такую подробность: «Брат жил у нашего дяди, бухгалтера. Дядя рассказывал мне с большим волнением и гордостью, что однажды, после ареста, Лев Николаевич зашел к нему с кем-то [И. П. Накашидзе] справиться о племяннике, как он его не узнал сначала, а потом был ошеломлен тем, что сам Толстой приходил узнавать о Феде и беспокоился о нем. Дядя долго спустя при разговоре со мной никак не мог освоиться с мыслью, что Толстой, знаменитый писатель и граф, спрашивал Федю, которого за его «непрактичные» поступки дядя ценил невысоко, хотя и любил. После этого Федя сильно вырос в его мнении» (из письма А. А. Ушакова к В. А. Жданову от 25 января 1929 г.).

«Я не знаю, не сумею выразить чувство радости, облегчения, благодарности, которое было у меня, когда я прочел ваше письмо. Скажу одно, что оно ярко наполнило меня и подняло во мне ту правду о жизни, которую я сам глубоко сознаю, очень хочу и стремлюсь ею жить, так как она дает мне лучшее и достаточное основание для этого, лучшим и самым удовлетворительным образом отвечая на мои запросы о смысле жизни [...] Ваше письмо было маслом, подлитым на ослабший огонь. И за это я не знаю, как благодарить вас. Впрочем, зачем это я говорю, разве такие дела делаются за благодарность. Я увидел в вашем письме часть того дела божия, которое вы призваны делать и которое делаете вашими писаниями».

Раздел сайта: