Толстой Л. Н. - Духоборам, переселившимся в Канаду, 15 (27) февраля 1900 г.

246. Духоборам, переселившимся в Канаду.

1900 г. Февраля 15/27. Москва.

Любезные братья и сестры!

Всемъ намъ, исповедующимъ христiанское ученiе и желающимъ, чтобы жизнь наша согласовалась съ этимъ ученiемъ, надо помогать другъ другу. И самая нужная помощь въ томъ, чтобы указывать другъ другу те грехи и соблазны, в которые мы впадаемъ, не замечая ихъ.

Потому-то и я, прося братьевъ моихъ о помощи въ техъ моихъ грехахъ и соблазнахъ, которыхъ я не вижу, считаю своимъ долгомъ указать вамъ, любезные братья и сестры, на тотъ соблазнъ, которому, какъ я слышу, подпадаютъ некоторые изъ васъ.

Вы пострадали и были изгнаны и теперь еще терпите нужду за то, что захотели вести христiанскую жизнь не на словахъ, а на деле, отказались отъ всякаго насилiя надъ ближнимъ, отъ присяги, отъ полицейской, отъ солдатской службы, даже сожгли свое оружiе, чтобы не было соблазна защищаться имъ, и, несмотря на все гоненiя, остались верны христiанскому ученiю.1 Дела ваши стали известны людямъ, и враги христiанскаго ученiя смутились, узнавъ о вашихъ делахъ, и то запирали и ссылали васъ, то высылали изъ Россiи, стараясь всеми силами скрыть отъ людей ваше дело. Сторонники же христiанскаго ученiя радовались, торжествовали, любили, восхваляли васъ и старались подражать вамъ. Дела ваши много содействовали уничтоженiю царства зла и утвержденiю людей въ христiанской истине.

Теперь же я узнаю изъ писемъ нашихъ друзей о томъ, что жизнь многихъ изъ васъ въ Канаде такова, что смущены уже сторонники христiанскаго ученiя, а радуются и торжествуютъ враги его. «Вотъ они, ваши духоборы, — говорятъ теперь враги христiанства, — какъ только переехали въ Канаду, въ свободную страну, такъ и стали жить такъ же, какъ и все люди, такъ же копятъ имущество каждый для себя и не только не делятся съ братьями, но стараются захватить каждый для себя какъ можно больше. Такъ что все, чтò они прежде делали, они делали по приказанiю своихъ главарей, не понимая хорошенько, зачемъ они это делаютъ».

Любезные братья и сестры, знаю я2 и понимаю всю трудность вашего положенiя въ чужой стороне, среди чужихъ людей, ничего никому не дающихъ даромъ, и знаю я, какъ страшно думать о томъ, что близкiе слабые семейные люди останутся безъ средствъ и помощи. Знаю, какъ трудно бываетъ жить въ общине и какъ обидно бываетъ работать на другихъ, которые не заботливы и тратятъ прiобретенное чужими трудами. Все это я знаю, но знаю и то, что если вы хотите продолжать житъ христiанскою жизнью и не хотите отречься отъ всего того, за чтò пострадали и были изгнаны изъ отечества, то вамъ нельзя жить по мiрски и собирать каждому3 отдельно для себя и для4 своей семьи собственность и удерживать ее отъ другихъ людей. Ведь это только намъ такъ4 кажется, что можно быть хри стiаниномъ и иметь собственность и удерживать5 ее отъ другихъ людей, но это невозможно. Стоитъ людямъ признать это, и отъ христiанства очень скоро не останется ничего, кроме словъ и, къ сожаленiю, неискреннихъ и лицемерныхъ словъ. Христосъ сказалъ, что нельзя служить Богу и мамоне; одно изъ двухъ: или собирать6 для себя собственность, или жить для Бога. Сначала кажется, что между отрицанiемъ насилiя, отказомъ отъ военной7 службы и признанiемъ собственности нетъ никакой связи. «Мы, христiане, не поклоняемся внешнимъ богамъ, не присягаемъ, не судимъ, не убиваемъ, — говорятъ многiе; изъ насъ, — то же, что мы трудомъ своимъ прiобретаемъ собственность не для обогащенiя, а для обезпечиванiя своихъ близкихъ, то этимъ не только не нарушаемъ ученiя Христа, но еще исполняемъ его, если отъ избытка своего помогаемъ нищимъ». — Но это неправда. Ведь собственность значитъ то, что то, чтò я считаю своимъ, я нетолько не дамъ всякому, кто захочетъ взять это мое, но и буду защищать это отъ него. Защищать же отъ другого то, чтò считаешь своимъ, нельзя иначе, какъ насилiемъ, т. е., въ случае нужды, борьбою, дракою, даже убiйствомъ. Если бы не было этихъ насилiй и убiйствъ, то никто бы не могъ удержать собственности.

Если жъ мы удерживаемъ собственность, не делая насилiя, то только потому, что собственность наша ограждена угрозой насилiя и самымъ насилiемъ и убiйствомъ, которыя совершаются надъ людьми вокругъ насъ. У насъ, если мы и не защищаемъ ея, не отнимаютъ нашу собственность только потому, что думаютъ, что мы, также какъ и другiе, будемъ защищать ее.

И потому признанiе собственности есть признанiе насилiя и убiйства, и вамъ не зачемъ было отказываться отъ военной и полицейской службы, если вы признаете собственность, которая поддерживается только военной и полицейской службой. Те, которые исправляютъ военную и полицейскую службу и пользуются собственностью, поступаютъ лучше, чемъ те, которые отказываются и не несутъ военной и полицейской службы, а хотятъ пользоваться собственностью. Такiе люди, сами не служа, хотятъ для своихъ выгодъ пользоваться чужой службой. Христiанское ученiе нельзя брать кусочками: или все или ничего. Оно все неразрывно связано въ одно целое. Если человекъ признаетъ себя сыномъ Божьимъ, то изъ этого признанiя вытекаетъ любовь къ ближнему, а изъ любви къ ближнему одинаково следуетъ и отрицанiе насилiя, и присяги, и службы, и собственности.

Кроме того, пристрастiе къ собственности само по себе есть обманъ, и Христосъ раскрываетъ намъ его.8 нельзя, и что кто будетъ делать это, тотъ будетъ делать глупость, стараясь сделатъ невозможное. Человеку невозможно обезпечить себя, во-первыхъ, потому, что онъ смертенъ, какъ это показано въ евангельской притче о богаче, построившемъ житницы,9 и, во-вторыхъ, потому, что никогда нельзя найти пределъ нужнаго обезпеченiя. На сколько времени нужно обезпечить себя? На месяцъ? на годъ? на 10 летъ? на 50?10 Обезпечить ли только себя или и своихъ детей и своихъ внуковъ, и чемъ обезпечить? Едой или и одеждой и жилищемъ, и какой едой и какимъ жилищемъ?11 Кто начнетъ обезпечивать себя, тотъ4 никогда не придетъ къ концу обезпечиванiя, а только напрасно погубитъ свою жизнь, какъ и сказано: кто захочетъ сохранить свою жизнь, тотъ погубитъ ее.12 Разве мы не видимъ богачей, живущихъ бедственно, и бедняковъ, живущихъ радостно. Человеку не нужно себя обезпечивать, какъ и сказалъ Христосъ. Онъ обезпеченъ разъ навсегда Богомъ: такъ же, какъ обезпечены птицы небесныя и цветы полевые.

Да, но если такъ, и люди все не будутъ работать, не будутъ пахать, сеять, то все помрутъ съ голоду, — говорятъ обыкновенно те, которые не понимаютъ или не хотятъ принять ученiе Христа во всемъ истинномъ его значенiи. Но ведь это только отговорка. Христосъ не запрещаетъ работать человеку и4 не только не советуетъ быть празднымъ, но, напротивъ, велитъ всегда работать, но только работать не на себя, а на другихъ. Сказано: сынъ человеческiй пришелъ не для того, чтобы ему служили, а для того, чтобы самому служить людямъ, и трудящiйся достоинъ пропитанiя.13 Человекъ долженъ работать какъ можно больше, но только не удерживать себе, не считать своимъ того, чтò онъ сработалъ, а отдавать другимъ.

Чтобъ вернее всего обезпечить себя, человеку есть одно средство, и это средство то самое, которому учитъ Христосъ: какъ можно больше работать и довольствоваться какъ можно меньшимъ. Человекъ, который будетъ поступать такъ, везде и всегда будетъ обезпеченъ.

Христiанское ученiе нельзя брать кусочками: взять одно и оставить другое. Если люди, принявъ ученiе Христа, отказались отъ насилiя, судовъ,3 войны, то они должны отказаться и отъ собственности, потому что насилiе и суды нужны только для удержанiя собственности. Если же люди держатъ собственность, то имъ необходимо и насилiе, и суды, и все мiрское устройство.

Соблазнъ собственности есть самый тонкiй14 соблазнъ, вредъ котораго очень хитро скрыть отъ людей, и поэтому такъ много христiанъ претыкались объ этотъ камень.15

И потому, дорогiе братья и сестры, устраивая вашу жизнь на чужой стороне после того, какъ вы были изгнаны изъ своего, отечества за верность христiанскому ученiю, я вижу ясно, что вамъ со всехъ сторонъ выгоднее продолжать жить христiанскою жизнью, чемъ изменить этому, начать жить жизнью мiрскою. Выгоднее жить и работать сообща со всеми теми, которые захотятъ жить такою же жизнью, какъ и вы, чемъ жить каждому отдельно, собирая только для себя и для своей семьи, не делясь съ другими. Выгоднее жить такъ, во-первыхъ, потому, что, не припасая на будущее, вы не будете тратить безполезно силъ на невозможное для смертнаго человека обезпеченье себя и семьи; во-вторых, не будете тратить силъ на борьбу съ другими, чтобы удержать отъ ближнихъ каждый свое имущество; въ-третьихъ, потому, что безъ сравненiя больше сработаете и прiобретете, работая общиной, чемъ сколько сработали бы, работая каждый отдельно; въ-четвертыхъ, потому, что, живя общиной, меньше будете тратить на себя, чемъ живя каждый отдельно; въ-пятыхъ, потому, что, живя христiанской жизнью, вы въ окружающихъ васъ людяхъ, вместо зависти и недружелюбiя, вызовете къ себе любовь, уваженiе и, можетъ быть, и подражанiе своей жизни; въ-шестыхъ, потому, что не погубите того дела, которое вы начали и которымъ посрамили враговъ и порадовали друзей Христа. Главное же, выгоднее вамъ жить христiанской жизнью п[отому], ч[то], живя такой жизнью, вы будете знать, что исполняете волю Того, кто васъ послалъ въ мiръ.16

Знаю я, что трудно не иметь ничего своего; трудно быть готовымъ отдать то, чтò имеешь и нужно для семьи, всякому просящему; трудно покоряться избраннымъ руководителямъ, когда кажется, что они неправильно распоряжаются; трудно переносить недостатки другъ друга, трудно воздержаться отъ привычекъ17 роскоши, мяса, табаку, вина. Знаю, что все это кажется трудно. Но, любезные братья и сестры, ведь мы нынче живы, а завтра пойдемъ къ Тому, кто послалъ насъ въ этотъ мiръ для того, чтобы делать Его дело. Стоитъ ли изъ-за того, чтобы называть вещи своими и по своему распоряжаться ими, изъ-за несколькихъ пудовъ муки, долларовъ, шубы, пары воловъ, изъ-за того, чтобы не дать неработающимъ воспользоваться темъ, чтò я сработалъ, изъ-за обиднаго слова, изъ-за гордости, изъ-за вкуснаго куска итти противъ Того, кто послалъ насъ въ мiръ, и не делать того, чего Онъ ясно4 отъ насъ хочетъ, и чтò мы можемъ исполнить только въ этой нашей жизни. А хочетъ онъ отъ насъ немногаго: только того, чтобы мы делали другимъ то, чего для себя хотимъ. И хочетъ Онъ этого не для себя, а для насъ же, потому что если бы мы только согласились это делать,18 то всемъ бы было такъ хорошо жить на земле, какъ только можно. Но и теперь, хотя бы весь мiръ жилъ противно Его воле, всякому отдельному человеку, понявшему то, зачемъ онъ посланъ въ мiръ, нетъ расчета делать ничего иного, какъ только то, на чтò онъ посланъ.

Мне, старику, стоящему на краю жизни, со стороны ясно видно это; но и вы, дорогiе братья и сестры, если только подумаете спокойно, откинувъ на время соблазны мiра, ясно увидите тоже, что всякiй человекъ ничего не потеряетъ, а со всехъ сторонъ только выгадаетъ, если будетъ жить не для себя, а для исполненiя воли Бога. Сказано: «Ищите Царства небеснаго и правды его, а остальное приложится вамъ».19

И потому, любезные братья и сестры, держитесь крепко той жизни, которую вы начали, а то вы напрасно потеряете то, чтò имели, и не найдете того, чего ищете. Пославшiй насъ въ жизнь лучше насъ знаетъ, чтò намъ нужно, и впередъ такъ устроилъ мiръ, что человекъ получаетъ наибольшее благо и въ этой жизни и въ будущей, только исполняя не свою волю, а Его.

О томъ, какъ именно вы устроитесь20 въ своей общинной жизни, я не смею вамъ давать советовъ, зная, что вы, особенно ваши старички, опытны и мудры въ этомъ деле. Знаю только, что все будетъ хорошо, если только каждый изъ васъ будетъ21 помнить, что онъ не по своей воле пришелъ въ мiръ, а по воле Бога, который послалъ его въ эту короткую жизнь для исполненiя воли Его. Воля же Его вся выражена въ заповеди о любви. Собирать же собственность отдельно себе и удерживать ее отъ другихъ — значитъ поступать противно воле Бога и заповеди Его.

Простите.

Любящiй васъ братъ

Левъ Толстой.

15/27 Февраля 1900.

* Первая редакция.

Любезные братья христiане,

Я думаю, что всемъ намъ, исповедующимъ христiанское ученiе и желающимъ, чтобы жизнь наша согласовалась съ этимъ ученiемъ, надо помогать другъ другу. И самая нужная помощь та, чтобы указывать другъ другу те грехи и соблазны, въ которые впадаемъ.22 Соблазны различные: одинъ впадаетъ въ одинъ соблазнъ, другой въ другой, и потому те, кот[орые] свободны отъ соблазна, въ кот[орый] впали братья, должны помогать имъ, ожидая отъ нихъ помощи противъ того соблазна, которому сами подпали. Такъ и я, прося братьевъ моихъ о помощи въ техъ грехахъ и соблазнахъ, въ кот[орыхъ] я погрязъ, и потому не вижу ихъ, считаю своимъ долгомъ указать вамъ, любезные братья, на тотъ соблазнъ, которому, какъ я слышу, подпадаютъ некоторые изъ васъ.

Вы пострадали и были изгнаны и теперь еще терпите нужду за то, что захотели вести христiанскую жизнь не на словахъ, а на деле и отказались отъ всякаго насилiя надъ ближнимъ и, не смотря на все угрозы и гоненiя, не покорились правительству, не пошли въ солдаты и сожгли свое оружiе, темъ самымъ показавъ, что полагаетесь не на насилiе, а на Бога любви. Дела ваши стали известны людямъ. Враги христiанскаго ученiя23 смутились и путались, — то предавались безумной жестокости и хвастались ею, то, признавая правду24 на вашей стороне, сожалели о томъ, чтò было сделано, и старались скрыть все дело, чувствуя, что время ихъ царства приходитъ къ концу.

Сторонники христiанскаго ученiя, глядя,25 радовались на это, торжествовали, любили, восхваляли васъ, старались подражать вамъ.

И люди колеблющiеся все больше и больше переходили на вашу сторону. Дела ваши много содействовали наступающему уничтоженiю царства князя мiра сего и наступленiю царства Бога не только въ Россiи, но и во всемъ мiре.

Но только претерпевый до конца спасенъ будетъ. Только те люди поучаютъ другихъ людей, одушевляя ихъ и приближая ихъ къ Богу, кот[орые] всей своей жизнью до смерти останутся верными Богу, те, кот[орые], если даже и, какъ Петръ, отрекутся навремя отъ истины, раскаятся и вернутся къ ней, смертью своей запечатлевъ свою верность, а не те, кот[орые], какъ Іуда, будутъ верными учениками только до время, а потомъ откажутся отъ истины и предадутъ ее. Такiе люди нетолько не верные слуги Бога, но самые злые враги его. «Мы говорили, — кричатъ теперь и печатаютъ въ газетахъ враги христiанства, — что жить христiанской жизнью безъ насилiя, безъ войска нельзя, такъ и вышло по нашему. Ваши духоборы только безпокойные, грубые люди,26 27

Такъ говорятъ враги христiанства, друзья же христiанства молчатъ, страдаютъ въ душе, стараются не говорить про это и въ душе своей думаютъ: ошиблись мы, не въ этихъ людяхъ надо было искать примера христ[iанской] жизни, люди эти были той землей, въ кот[орой] семена не пускаютъ корней, и скоро засыхаютъ. Все, чтò они делали, было случайнымъ порывомъ, вызваннымъ внешними обстоятельствами, но все это было непрочно и не глубоко.

И, сколько я знаю по письмамъ нашихъ друзей, поступки многихъ изъ васъ таковы, что эти упреки и радость врагамъ христiанс[тва] и разочарованiе и стыдъ сторонник[амъ] его — справедливы.

Повторяю то, чтò я сказалъ въ начале, что наша обязанность, указывать другъ другу грехи и соблазны, въ к[оторые] мы попадаемъ, и что поэтому, несмотря на то, что я весь въ грехахъ и соблазнахъ, я считаю себя обязаннымъ особенно теперь, чувствуя близость смерти, указать вамъ, любезные братья, те ваши соблазны, отъ к[оторыхъ] меня спасъ Богъ, и к[оторые] я ясно вижу, и въ кот[орыхъ] я боюсь, что вы погибаете.

Я говорю о соблазне собственности, обезпеченности, желанi[я] прiобресть, удержать имущество. Знаю я и понимаю всю трудность вашего положенiя, страхъ нужды для своихъ семей на новомъ месте, знаю, какъ трудно, прiобретая необходимую собственность: скотъ, орудiя, одежды, жилища, знать, где кончается необходимое и начинается излишнее, знаю весь страхъ и жалость къ страданiямъ женщинъ, детей, старыхъ людей, чувствую и то, что мне, живущему въ обезпеченности, не пристало укорять васъ въ желанiи обезпечить себя; но не могу я не указать брату своему ту ошибку, въ кот[орую] я ясно вижу, что онъ впадаетъ. Я опытомъ знаю, что обезпеченность не даетъ счастiя.28 подъ соблазнъ собственности, говорятъ: чтò же дурнаго, что я обезпечу имуществомъ себя и свое семейство? Но29 обезпеченiе себя или семьи само по себе нелепо, во первыхъ, п[отому], ч[то] человекъ смертенъ, какъ это показано въ еван[гелiи] притчей о человеке, построившемъ житницы, и, вовторыхъ, п[отому], ч[то] никогда нельзя найти пределъ нужнаго обезпеченiя. По одному расчету нужно сто пудовъ,30 а могутъ понадобиться и 200 п[удовъ] и 300, и 500, и 1000, и нетъ конца того, чтò мож[етъ] понадобиться. Кто начнетъ обезпечивать себя на одинъ месяцъ, никогда не придетъ къ концу обезпеченiя. — И потому для христiанина слова о томъ, что31 не долженъ заботиться о завтрешнемъ дне,32 всегда должны служить правиломъ.

— человекъ сделанъ на то, чтобы работать, но не надо удерживать себе то, чтò сработано. Кроме того, если только вы пристально подумаете о томъ, чтò есть та собственность, кот[орой] вы думаете обезпечить себя и свое семейство, вы увидите, что прiобретенiе собственности есть отрицанiе всего того христiанскаго ученiя, к[оторое] вы исповедуете и во имя кот[ораго] вы понесли свои гоненiя, изгнанiя, и во имя кот[орыхъ] ваши сыновья и братья одни умерли, замученные врагами Христа, другiе вместе съ П[етромъ] В[асильевичемъ]33 несутъ и теперь еще свои тяжелыя страданiя. Соблазнъ собственности есть самый тонкiй34 соблазнъ, вредъ кот[ораго] очень хитро скрыть отъ людей, и поэтому такъ много христiанъ претыкались объ этотъ камень. И потому такъ радуются враги христiанства тому, что многiе изъ васъ увлекаются теперь прiобретенiемъ собственности. Враги всегда яснее насъ самихъ видятъ наши недостатки и наши отступленiя отъ того, чтò мы исповедуемъ. И оттого же огорчаются такъ сторонники христiанства, видя въ некот[орыхъ] изъ васъ это желанiе прiобретенiя собственности.

Сначала кажется, что между отрицанiемъ насилiя, отказомъ отъ военной службы и признанiемъ собственности нетъ никакой связи. Мы христiане въ жизни, мы не судимь, не убиваемъ, но собственность мы можемъ иметь, п[отому] ч[то] владенiемъ имущества мы не нарушаемъ ученiя Христа, думаютъ люди. Но только стоитъ людямъ признать это, и отъ христiанства очень скоро не остается ничего, кроме словъ, и, къ сожаленiю, неискреннихъ и лицемерныхъ словъ. Мало того, въ признанiи собственности, въ прiобретенiи и удержанiи ея, есть35 признанiе того самаго, во имя чего вы понесли все свои страданiя. Вы говорите: мы не будемъ насиловать и убивать, но собственность личную мы будемъ иметь. Но насилiе и убiйства узаконенныя только затемъ и существуютъ, чтобы защищать собственность. Если бы не было этихъ насилий и убiйствъ, то никто бы не могъ удержать собственности. И если мы удерживаемъ собственность сами, не делая насилiя, то только п[отому], ч[то] собственность наша ограждена угрозой насилiя и убiйства. И потому признанiе собственности есть признанiе и насилiя и убiйства; и не стоило того отказываться отъ военной и полицейской службы, если признавать собственность, к[оторая] под[д]ерживается только военной и полицейской службой. Это еще хуже. Не будемъ служить, а будемъ для своихъ выгодъ пользоваться чужой службой.

изъ этаго признанiя себя сыномъ Бога вытекаетъ любовь къ ближнему, и изъ любви къ ближнему одинаково —отрицанiе насилiя, присяги и блуда и собственности.

И поэтому простите меня, дорогiе братья, если въ этомъ письме что нибудь [не] такъ сказалъ и чемъ нибудь оскорбилъ васъ, и всетаки съ любовью примите мои слова и подумайте о нихъ. Мож[етъ] быть, и найдете что нибудь пригодное для васъ. Мне же кажется, что вамъ теперь устраивать жизнь въ новой стране после того, какъ вы были изгнаны изъ своего отечества за верность христiанскому ученiю, со всехъ сторонъ выгодно и разумно жить и работать, не удерживая свою работу для себя и своей семьи,36 а предоставляя выборнымъ изъ васъ людямъ распределять вами прiобретенное между всеми нуждающимися.37 Говорю, что это будетъ выгодно и разумно, во 1-хъ, п[отому], ч[то], живя такъ, общинною христiанскою жизнью, не называя ничего своимъ, вы нетолько не отречетесь отъ того христ[iанскаго] ученiя, ради к[отораго] вы были изгнаны изъ отечества, но только подтвердите деломъ истину этого ученiя, подрывая этимъ всю светскую власть враговъ христ[iанства] и утешая и поддерживая всехъ последов[ателей] ученiя; во 2-хъ, поступите выгод[нее] для себя темъ, что безъ сравненiя больше сработаете и прiобретете для всехъ, работая вместе общиною и не тратя силъ на удержанiе за собой своего имущества; и разумн[ее] темъ, что не будете тратить безполезно силы на невозможное для смертнаго человека обезпеченiе себя и семьи. И въ 3-хъ, наконецъ, поступите выгодно для своей души темъ, что спасете ее, улучшите ее, приблизите ее къ тому Богу, къ кот[орому] она должна идти, не пожалевъ временнаго, достигнете вечнаго и разумн[аго], п[отому] ч[то] человеку, посланному въ мiръ Богомъ и находящемуся во власти его, нетъ ничего более разумнаго какъ исполнять, чего отъ него хочетъ этотъ пославшiй его, владеющiй имъ Богъ.38

Примечания

Печатается в двух редакциях: последней и первой. Письмо несколько раз переделывалось, сохранились листы автографа и черновики с собственноручными поправками. Последняя редакция печатается по подлиннику, написанному переписчиками, с поправками, подписью и датой Толстого (хранится в ГТМ). Местонахождение подлинного письма, отправленного в Англию Черткову, для духоборов, неизвестно. Вероятно, с того экземпляра письмо было опубликовано в «Свободной мысли» 1900, 5—6, стр. 77—80. Впервые напечатано В. Г. Чертковым в двух тысячах экземпляров для распространения среди духоборов. Разночтения между сохранившимся подлинником и опубликованным текстом, а также зачеркнутые в подлиннике фразы оговорены в примечании. Дата указывает на время окончания письма; составлялось оно с декабря 1899 г. (см. ниже). В «Новом сборнике писем Л. Н. Толстого», изд. «Окто», М. 1912, № 117 ошибочно датировано 18 февраля 1900 года. По приговору Московской судебной палаты от 22 декабря 1911 г. письмо из Сборника было изъято и сохранилось лишь в ста экземплярах книги. Первая редакция печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ. Наиболее значительные вычеркнутые автором места приведены в примечании. Публикуется впервые.

В Канаде духоборы расселились в трех районах. На «северном участке», по р. Сван-ривер (Swan-River) построили свои селения «холодненские» ссыльные духоборы, прибывшие с первым пароходом. На «южном участке», по равнине Дед-Хорс-Крик (Dead Horse-Creek) и Уайт-Сенд (White-Sand) поселились карские и елисаветпольские духоборы второго парохода. Там же между речками Дед-Хорс-Крик и Стони-Крик (Stony Creek) обосновались «холодненские» духоборы с о. Кипра. Последняя партия карских духоборов, прибывшая с четвертым пароходом, расселилась частью на южном участке, частью в провинции Принца Альберта (Prince Albert land) по р. Саскачевань (Saskatchevan). Туда поехали зажиточные семьи и бедняки, бывшие у них в материальной зависимости. Экономическое положение этих колоний иллюстрируется следующей таблицей (В. Д. Бонч-Бруевич, стр. 190).

Что именно

— ссыльные кипрские

Духоборцы северного участка — ссыльные

Духоборцы южного уч. — карские и елисаветпольские

Духоборцы в земле принца Альберта — карские

1 лошадь...

на 27,9 чел.

на 22,6 чел.

на 14,6 чел.

1 бык.....

» 58,4 »

» 51,7 »

» 66,1 »

» 23,4 »

1 корова...

» 73,6 »

» 58,1 »

» 47,8 »

» 20,4 »

» 105,8 »

» 87,2 »

» 60,4 »

» 30 »

» 130,2 »

» 107,3 »

» 61,7 »

» 36,1 »

разоренные кипрские духоборы. Хозяйства духоборческие сложились в три формы: 1) частные хозяйства, 2) временные общины и 3) общины. Частные хозяйства вели по преимуществу елисаветпольские и карские зажиточные духоборы южного участка и особенно на земле принца Альберта (некоторые общинные навыки — общая запашка земли — сохранилась и у них). С первого же года стала явной зависимость бедняков от богатых самостоятельных хозяев. К 1 января 1900 г. всех духоборов — частных хозяев — насчитывалось 2215 душ, включая детей, стариков и женщин, т. е. около 2/7 всех канадских духоборов. Во временные общины объединилось 3574 человека, тридцать деревень, т. е. почти половина всех прибывших в Канаду. Общины замыкались в рамки своих сел, и дальнейшего объединения не осуществилось. В июне 1899 г. по инициативе В. Потапова состоялась «съездка» представителей духоборческих сел, на которой Потапов призывал к объединению в одну общину. На южном участке единой общины не образовалось. В северной колонии 9 июля 1899 г. было вынесено постановление об объединении тринадцати сел. Опыт ближайших недель доказал невозможность проведения в жизнь принципа полного коммунизма; — работы на отхожих промыслах выполнялись неряшливо, отдельные духоборы бесконтрольно и без разверстки брали товары под заработок для личных потребностей и т. п. Лишь после того, как снова разделились по деревням, производительность улучшилась. В этих общинах спайка была непрочной, порождалась часто внешними причинами — материальной необеспеченностью — и общины часто распадались; по мере накопления отдельными духоборами денег и собственности, многие семьи выделялись и жили частным хозяйством. Общинами в полном смысле этого слова жило к 1 января 1900 г. 1605 человек, т. е. немного более одной четверти всех переселенцев. Было два типа таких общин: придерживавшихся коллективного способа производства и полного коммунизма с крепкой внутренней организацией. Общины эти были на всех трех участках. О хозяйственной форме жизни духоборов см. Туган-Барановский, «В поисках нового мира», М. 1919; Л. Сулержицкий, «В Америку с духоборами», М. 1905; В. Д. Бонч-Бруевич, «Духоборцы в Канадских прериях», П. 1918; эта книга снабжена статистическими сведениями и сводными таблицами; цифровые данные взяты из нее.

Толстой получал известия непосредственно из Канады. Его корреспонденты, не соприкасавшиеся ранее с духоборами и составившие себе представление о духоборах, как о мучениках идеи, были удручены прозаическими явлениями их жизни в это переходное время. В письмах к Толстому они не скрывали своего разочарования и, быть может, не всегда объективно описывали создавшееся положение, иногда противореча друг другу, но все сообщения в основе сводились к одному: духовный подъем большинства духоборов понизился, и новые формы жизни далеко отошли от духоборческих идеалов. Письмо Толстой начал писать в конце декабря 1899 года. 31 декабря он сообщил В. Г. Черткову: «Две небольшие работы [...] загораживают мне дорогу к другим работам [...] одна [из них] — письмо духоборам канадским об их жизни, об обмане соблазна собственности. Я начал писать, но не вышло. А хочется очень показать молодым, увлекающимся людям из них, какой тò и тонкий и грубый обман — желание собственности и обеспечения». Письмо было закончено 15 февраля 1900 г. и отправлено Черткову для передачи духоборам. Чертков отпечатал письмо в двух тысячах экземпляров и разослал его по духоборческим селениям в Канаде. Уведомляя Толстого об этом, Чертков сообщил ему о новых планах некоторых духоборов переехать в Калифорнию и просил Толстого написать по этому поводу несколько строк как бы в продолжение письма от 15 февраля. См. письмо 257.

1 См. письма 1895 г., т. 68.

2 Напечатано: я знаю

3

4 В подлиннике этого слова нет, есть в опубликованном тексте.

5 Напечатано: удержать

6 Напечатано:

7 Напечатано: воинской

8 Зачеркнуто: Мы собираемъ и удерживаемъ собственность для того, чтобы обезпечить свою жизнь, a христiанинъ долженъ понимать, что жизнь его не можетъ быть обезпечена собственностью. Христосъ сказалъ, что человекъ не долженъ заботиться о завтрашнемъ дне, и что все заботы его не прибавятъ ему ни одного часа жизни. И это не мимо сказано, а сказано потому, что такова жизнь человеческая.

9 «Евангелие» Луки, XII, 15 и сл.

10 Напечатано: 30

11 Напечатано: какими жилищами

12 «Евангелие» Матвея, X. 39.

13 «Евангелие» Матфея, XX, 28; X, 10.

14 Напечатано: тяжкiй. Явная ошибка; в черновых также написано: тонкiй.

15 И потому-то и сказано: служить или Богу или мамоне [«Ев.» Мф. VI, 24]. Нетъ середины

16 Зач.: и велелъ вамъ жить братской жизнью, не удерживая другъ отъ друга того, что Онъ далъ намъ.

17 Напечатано:

18 Зач.: если бы хоть большая часть людей делала это,

19 «Евангелие» Матфея, VI, 33.

20 Напечатано:

21 Зачеркнуто: стараться не о своемъ личномъ благе, а объ исполненiи воли Бога, которая вся выражена въ заповеди о томъ, чтобы поступать съ другими, какъ хочешь, чтобы поступали съ тобой.

22 Зач.: <и которые видны со стороны, а не видны соблазнившимся, а>. Все мы исповедуемъ одно и тоже, п[отому] ч[то] Богъ одинъ и истина одна, но часто впадаемъ въ соблазны и <тогда> не видимъ того, чтò ясно видно не впавшимъ въ соблазнъ, и тогда темъ, которые свободны отъ соблазна, надо помогать темъ, кот[орые] впали въ него.

23 испугались и путались въ своихъ поступкахъ и сами не знали, чтò имъ делать противъ вашихъ братьевъ.

24 Зач.: свою неправду, старались скрыть свои поступки.

25 Зач.:

26 Зач.: бунтовщики,

27 Зач.: И, сколько я знаю по письмамъ нашихъ друзей, упреки эти справедливы, не для всехъ, но для многихъ. И слышать это больно.

28 Я живу въ обезпеченности и, не переставая, страдаю нравственно отъ этой неправой обезпеченности, изъ кот[орой] не умелъ выйти, не нарушивъ любви.

29 Зач.: не говоря уже о томъ, что самая мысль обезпеченiя

30 Зач.:

31 Зач.: птицы небесныя питают[ся], не заботя[сь]

32 «Евангелие» Матфея VI, 34.

33 Петр Васильевич Веригин.

34 и хитрый

35 Зач.: отреченiе отъ всего того, чтò мы исповедуемъ въ христiа[нстве]

36 Зач.:

37 Зач.: сначала более близкимъ, своимъ, а потомъ и чужимъ людямъ, к[оторые] могут треб[овать]

38 Зач.: Любящiй васъ