Толстой Л. Н. - Бонч-Бруевичу В. Д., 6 ноября ? 1899 г.

201. В. Д. Бонч-Бруевичу.

1899 г. Ноября 6? Я. П.

Получилъ ваше письмо, дорогой Бончъ (простите, не знаю имени, отчества) и очень порадовался хорошимъ вестямъ. Я же съ своей стороны только что собралъ все, чтò могъ, и посылаю черезъ Mc Creary1 St. John’у.2 ’у я посылаю п[отому], ч[то], во 1-ыхъ, очень уважаю его и знаю его истинно христiанскiй строго разумный взглядъ на вещи, и, во 2-хъ, п[отому], ч[то] я писалъ ему прежде, когда я не зналъ, кто есть изъ друзей въ Канаде, прося его взять на себя передать эти деньги. Съ вашимъ мненiемъ о томъ, что лучше на все деньги, получаемыя отъ постороннихъ лицъ, смотреть какъ на общест[венное] достоянiе всехъ духоборовъ и выдавать ихъ какъ заемъ — если только нетъ вопiющей нужды, такой, при кот[орой] не можетъ быть возврата.3 Я въ этомъ смысле и писалъ St. John’у.4 Помогай вамъ Богъ въ вашемъ труде. Любящiй васъ Левъ Толстой.

Передайте, пожалуйста, прилагаемую записку духоборамъ.5

Примечания

Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (р. 28 июня 1873 г.) — участник социал-демократического движения с 1894 г. В 1896 г. уехал вместе с В. М. Величкиной за границу в качестве московского представителя социал-демократической организации, вскоре превратившейся в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 1900 г. женился на В. М. Величкиной. После раскола РСДРП остался с большевиками. Член ВКП(б). Исследователь сектантства, автор ряда книг и статей о сектантах, собравший и издавший под своей редакцией обширные «Материалы к истории и изучению религиозно-общественных движений в России», печатавшиеся за границей (в изд. «Свободного слова») и в России. В 1899 г. на четвертом пароходе сопровождал духоборов в Канаду, где принимал участие в организации их поселения и записывал «вопросы и ответы», псалмы, «стишки» и другие произведения устной литературы духоборов (изданы как во втором выпуске «Материалов» — «Животная книга духоборов» — так и в других его книгахъ и исследованиях). Личное знакомство с жизнью духоборов положено в основу его книги «Духоборцы в канадских прериях». Кроме того, им выпущены в свет следующие книги: «Избранные произведения русской поэзии», пятое изд. Спб. 1909; «Волнения в войсках и военные тюрьмы», второе изд. «Коммунист», М. 1919; «Дело павловских сектантов», изд. «Жизнь», Лондон, 1902; «Кровавый навет на христиан», изд. «Жизнь и знание», М. 1919; «Знамение времени (убийство Андрея Ющинского, дело Бейлиса)», второе изд. Гиз. М. 1921; «Кривое зеркало сектантов», второе изд. «Безбожник», М. 1929; «Живая церковь и пролетариат», четвертое изд. «Жизнь и знание», М. 1929; «Из мира сектантов», Гиз. М. 1922; «В. И. Ленин и религиозный вопрос» — «Антирелигиозник» 1929, 1, 3, 7; «На боевых постах февральской и октябрьской революции», изд. «Федерация», М. 1930; «Нелегальная поездка в Россию», изд. «Молодая Гвардия», М. 1930; «Три покушения на В. И. Ленина», изд. «Федерация», М. 1930; «На заре революционной пролетарской борьбы», изд. «Федерация», М. 1932 и др. О знакомстве с Толстым см. его воспоминания «Мои встречи с Львом Николаевичем Толстым» — «Искусство» 1929, 3—4, стр. 28—38. Во время Февральской и Октябрьской революций принимал в них непосредственное и близкое участие. Был назначен первым Управляющим делами Совнаркома. В 1920 г. перешел на хозяйственно-административную работу. В настоящее время — член Государственной редакционной комиссии по изданию «Полного собрания сочинений Л. Н. Толстого».

«Дорогой Лев Николаевич, пишу вам наспех, а потому всего несколько слов. Положение духоборов, к счастию, улучшилось, и пропитание их на зиму более или менее обеспечено. [A. H.] Коншин дал уже четыре тысячи рублей и, наверное, даст еще около тысячи рублей. Я получил от знакомых (от Чертковых) четыреста тридцать четыре рубля, квакеры филадельфийские, по письму Веры Михайловны Величкиной, пожертвовали шесть тысяч рублей. И есть еще кое-что по мелочам. На все эти деньги мы закупаем провиант, лошадей для тех деревень, где нет лошадей (в некоторых богатые отняли у бедных, в одной пару лошадей убила гроза и пр.). Покупаем всё необходимое (стекло в окна, кое-что по хозяйству и пр. и пр.). Конечно, на всё это денег этих не хватит, но всё-таки положение не будет столь ужасно, какое было три недели тому назад. Тогда на нас надвигался и даже пришел голод и холод. У нас уже выпал снег и мороз 8°R. Надо спешить увозить муку и прочее, так как в декабре и в январе, как говорят местные жители, очень трудно будет возить по причине холода. Все деньги, кроме квакерских, мы решили не выдавать просто на руки, как милостыню, так как это — видно из практики — один разврат и смута и ссора из-за дележа. Мы решили обращать эти деньги в общественный капитал. На этот капитал мы покупаем товары и выдаем товары в долг на-веру с правом отдать тогда, когда будут. Организовываем две конторы, одна в Иорктоне для южного участка, другая в г. Сван-ривер для северного. При конторах склады всего. В каждой конторе дела будут вести три выборных от духоборов, а пока они привыкнут, письменную часть на южном участке взял на себя [А. М.] Бодянский, а на северном я. Идея такой организации чрезвычайно понравилась духоборам, они ясно поняли пользу от этого учреждения, и я уверен, что они будут расплачиваться акуратно и хорошо. Но, конечно, капитал наш очень маленький, а потому, пожалуйста, все деньги, которые вы намереваетесь послать духоборам (я слышал от Син-Джона, что вы собираетесь послать), посылайте не для раздачи по душам, а для присоединения к этой общественной кассе. Это самая лучшая форма жертвы, и каждый рубль принесет пользу духоборам во много раз больше, чем если его просто отдать, и развращающее влияние подачки устранится. Среди многих духоборов воскресли и проявились самые гнусные страсти, но многие так же тверды и непоколебимы, как и были. И я вижу здесь кое-где истинных христиан. Прощайте, Лев Николаевич. Если можете, пришлите два экземпляра (на две колонии) полного собрания Ваших сочинений (мы организовываем две библиотеки) и также побольше азбук Ваших или «Посредника», — большая нужда здесь в них. Всё и в особенности деньги высылайте ».

Об А. Н. Коншине см. письмо № 177.

О В. М. Величкиной см. письмо № 185.

Об А. М. Бодянском см. письмо № 29.

1 — правительственный агент по иммиграции в Канаде. См. письмо № 199.

2 Артур Син-Джон. См. письмо № 198.

3 Фраза, очевидно, не закончена; по смыслу, не дописано: я согласен.

4 См. письмо № 198.

5

«Дорогой Лев Николаевич, я получил Ваше заказное письмо и разослал копии с Вашего письма к духоборам по северному и южному участкам. Дела у нас идут недурно, но, к несчастию, только дела. Открылась кооперативная лавка на северном участке, в которой имеется весь необходимый для духоборов товар. К весне, наверное, будет дан духоборам крупный заимообраз одной английской компанией из семи процентов на продолжительное время, под обеспечение земли. Конечно, это хорошо в смысле хозяйственности, но заимообраз этот является также громадным соблазном почти для всех. Сейчас идут пространные толки о заимообразе среди духоборов, и ясно определяется тенденция многих отделиться от общества. Недавно, неожиданно для всех, целое селение Освобождение (двести шесть душ) заявило на съездке, что не хотят жить сообща, а будут жить по-себе. Это селение находится на северном участке, и члены его перенесли очень много на Кавказе, — они принадлежат к расселенным. Вообще вижу, заимообраз внесет большое разъединение среди духоборов. С продовольствием совсем сладилось в большинстве случаев. На северном участке все есть [...] На южном участке, как пишет Бодянский, дела хуже, в некоторых селах даже совсем плохо. Происходит это оттого, на мой взгляд, что большинство из этих маломощных сел с самого начала завели ссору промеж себя, результатом которой было большое разъединение, отказ от работы сообща, деление жертвы и прочего по душам, а не по нужде. Многие, очень многие духоборы вернулись с работы в английских костюмах, купленных для франтовства [...] Ясно, что хлеба, благодаря обуявшей рабочих страсти к приобретению, не хватит в самое трудное время — весной, т. е. в распутицу. На чтò они надеются? Надеются, что их «прокормят», так прямо и говорят. Сейчас был старик у меня и горько сетовал, что всё пропадает, — молодежь, а многие и старики перестали сдерживать себя, большинство ест мясо на работах, рыбу едят почти все, стали пить, курить, и, как реакция после долгого поста, всё это проявилось с большой силой. Впрочем, всему этому нечего удивляться. Во всех свободных странах буржуазия слишком сильна, она ловко расставляет свои сети и с неудержимой силой подгибает всех под себя. Здесь можно веровать во что хочешь, можешь жечь оружие сколько хочешь, и всё же люди, которые в своем сознании не поднялись выше принципа собственности, не отринули его окончательно, как правило, обязательно подчинятся буржуазии и будут делать всё то, чтò она хочет. Здесь нельзя быть собственником и вместе с тем бороться против насилия, как это бывает в России и тому подобных странах. Там гнетут всех почти равно, ибо единственное насилие, которое здесь есть, это собственность и ее атрибуты, и потому всякий собственник является столпом, поддерживающим это насилие. Кто же не хочет в этом участвовать, должен стать в ряды эксплоатируемых и бороться против основных принципов буржуазии. Духоборы, конечно, этого не понимают, ибо они доросли только до крупной филантропии, а не до отрицания принципа собственности. Очень характерно они выражают это сами, говоря: «Как же я могу быть теперь христианином, когда мне и помочь-то другому нечем?», или: «погодите, вот обзаведемся, будет у нас по паре лошадок, да по паре коровок, да по двадцать овечек на семейку, ну, тогда и заживем по-христиански». Эти слова мне приходилось слышать много, очень много раз и притом от самых правоверных, передовых духоборов, например, от [П. В.] Планидина. Вообще, нет никакого сомнения, что духоборческая община переживает теперь самый тяжелый переходный период, она разлагается. Власть П. В. Веригина пошатнулась, так как многое из того, чтò устами Веригина на Кавказе говорил сам бог, здесь говорит не только чиновник, но и полицейский надзиратель. Духоборы не могли этого не заметить, и в особенности молодежь прямо протестует против всякой подобной власти, говоря: «Мы здесь не в России, мы здесь свободны». Многие стремятся уйти на заработки, многие ушли и вот уже восемь — десять месяцев не являются домой, а кто явился, опять ушел. Ну, прощайте. Простите, что затруднил Вас своим разговором. Зовут меня — Владимир Дмитриевич».

О кооперативной лавке см. письмо № 177.

«Расселенные» духоборы — духоборы, в 1895 г. выселенные из своих домов в Карской области и расселенные по грузинским деревням Тифлисской губернии. Было выселено около четырех тысяч триста человек; за три года умерло от разных болезней около тысячи человек. См. письма 1895 г., т. 68.

«Духоборцы в канадских прериях», П. 1918.

Раздел сайта: