Толстой Л. Н. - Оболенскому А. Д., 27 сентября 1899 г.

179. Кн. А. Д. Оболенскому.

1899 г. Сентября 27. Я. П.

27 Сент. 1899 г.

Милостивый Государь

На дняхъ я получилъ письмо отъ Н. Л. Озмидова,1 извещающаго меня о томъ, что онъ, какъ человекъ вредный и, вероятно, какъ мой последователь, т. е. человекъ, распространяющiй мои взгляды, ссылается въ какой-то городокъ Остзейскаго края, такъ же какъ были сосланы мне близкiе люди: Бирюковъ, Трегубовъ2 и др. Если, какъ я предполагаю, цель ссылки состоитъ въ томъ, чтобы воспрепятствовать распространенiю моихъ считающихся вредными взглядовъ, то ссылка Озмидова есть полнейшее недоразуменiе и, кроме того, безполезная жестокость. Озмидовъ, во-первыхъ, не разделяетъ моихъ взглядовъ, постоянно оспаривалъ ихъ,3 во-вторыхъ, его взгляды не имеютъ ничего вреднаго и противоправительственнаго; главное же то, что онъ человекъ уже старый, тяжело больной, морфинистъ, страстно привязанный къ своей единственной дочери,4 — такъ что ссылка его почти наверное, кроме горя ему и дочери, сократить его жизнь, которая и такъ должна скоро окончиться.

Знаю, что это дело не зависитъ непосредственно отъ васъ, но думаю, что вы можете содействовать отмене этого безполезно жестокаго распоряженiя, и потому позволяю себе убедительнейше просить васъ объ этомъ.

Извините, что пишу вамъ не своей рукой, я нездоровъ, а боюсь откладывать.

Съ совершеннымъ уваженiемъ остаюсь готовый къ услугамъ

Левъ Толстой.

Печатается по листам копировальной книги, хранящимся в AЧ. Местонахождение подлинника неизвестно. Написано и датировано рукой М. Л. Оболенской, подпись собственноручная. Публикуется впервые.

Кн. Алексей Дмитриевич Оболенский (р. 1856 г.) — сын старинного знакомого Толстого, кн. Д. А. Оболенского (1822—1881), государственного деятеля эпохи реформ Александра II. Образование получил в училище Правоведения (его товарищем по училищу был шурин Толстого, Степан Андреевич Берс). Последовательно занимал должности управляющего дворянским и крестьянским земельными банками, с 1897 г. был товарищем министра внутренних дел, позднее — товарищем министра финансов. В апреле 1905 г. назначен членом государственного совета, в октябре того же года — обер-прокурором св. синода. Был одним из ближайших сотрудников гр. С. Ю. Витте. (В «Воспоминаниях» Витте есть о нем ряд упоминаний.) О знакомстве с Толстым опубликованы его воспоминания под заглавием «Две встречи с Л. Н. Толстым» — «Толстой. Памятники творчества и жизни», 3. М. 1923, стр. 26—44. Письмо Толстого от 27 сентября 1899 г. адресовано Оболенскому как товарищу министра внутренних дел.

1 Николай Лукич Озмидов находился в ссылке в Вятке, где служил в правлении Пермь-котласской жел. дороги. О решении департамента полиции перевести его, Озмидов писал Толстому 18 сентября. См. об Озмидове письма 1885 г., т. 63 и письмо № 192.

2 П. И. Бирюков и И. М. Трегубов за их участие в деле духоборов в 1897 г. были высланы в Прибалтийский край. См. письма 1897 г., т. 70.

3 «озмидовщиной», нежели «толстовщиной».

4 Ольга Николаевна, в замужестве Спенглер, учительница. Муж ее, Ф. Э. Спенглер, единомышленник Толстого. См. о ней письма 1886 г., т. 63. Среди неизданных произведений Н. Л. Озмидова имеется сочинение под названием: «Мое завещание милой моей детке Оле и ее милым моим детишкам: Котику, Шурочке, Федюшке и Гале, как сборник всех моих мыслей».

«Видите, как рука дрожит, — очень волнуюсь, что не смогу помочь Оле. Семь человек прожить на 75 рублей — и буар и манже [и пить и есть, фр.] и всё тут! Я все такой же молодой, как и в тридцать лет, но вот никак не вмещается в голове, что я умру, всё кажется, что это невероятная вещь. Вот правда моя вышла: к чему бросать морфий, если я умру раньше не от него?! Так и есть: год или два мне только жить, ибо с 1875 г. сужение мочевого канала идет crescendo, и мочеотравлением — смерть». Кн. Оболенский ответил Толстому 23 октября 1899 г.: «С радостью узнал я, что и помимо моего участия предположенная мера отменена, и что Озмидов оставлен в своем прежнем местожительстве, хотя и подчинен надзору полиции. Эту последнюю меру отменить вряд ли возможно, но она во всяком случае должна быть менее тяжела для Озмидова, чем высылка. Как бы то ни было, я постараюсь сделать, чтò могу, для облегчения участи старика, но в этого рода делах я могу очень мало». См. письмо № 192.

Раздел сайта: