Толстой Л. Н. - Кузминскому А. М., 3 сентября 1899 г.

167. A. M. Кузминскому.

1899 г. Сентября 3. Я. П.

Дорогой Александръ Михайловичъ,

Меня проситъ очень хорошiй и достойный доверiя и уваженiя человекъ, молодой писатель Н. Тимковскiй о Малове.1

Я надеюсь, что ты и безъ моей просьбы сделаешь, что можно, для избавленiя этаго несчастнаго человека отъ новыхъ страданiй, и потому только для очищенiя совести передъ Тимк[овскимъ] прошу тебя объ этомъ.

Соня вывезла отъ Кiева, а въ особенности отъ васъ, такое радостное светлое впечатленiе, что я пожалелъ, что не исполнилъ приходившую мне мысль съездить съ нею.2

Дружески жму руку. Приветъ Тане.3

Л. Толстой.

P. S. Письмо Т[имковскаго] не посылаю. Просьба его въ томъ, чтобы, если возможно, Малова, нервно разстроеннаго человека, не подвергать испытанiю въ лечебнице для душевно больныхъ, где онъ можетъ действительно душевно заболеть. Теперь же, какъ пишетъ Т[имковскiй], онъ совершенно здоровъ.4

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ГТМ (архив Т. А. Кузминской). Публикуется впервые.

Александр Михайлович Кузминский (1843—1917) — в то время председатель киевской судебной палаты, муж Татьяны Андреевны Кузминской, свояченицы Толстого. См. письма 1869 г., т. 61.

1

2 С. А. Толстая в августе 1899 г. ездила к своей сестре, Т. А. Кузминской, жившей на даче в Китаеве, под Киевом.

3

4 Об участии Кузминского в деле Малова редакция точных сведений не имеет. В статье «Мое личное знакомство с Л. Н. Толстым» Н. И. Тимковский пишет: «Один мой знакомый, честный и добрый человек, доведенный обстоятельствами до исступления стал убийцей... Лев Николаевич, узнав от меня про условия, в которых всё произошло, тотчас же вступился и написал, кому следовало, горячее, убедительное письмо, быть может, избавившее невольного убийцу от каторги» («Душа Л. Н. Толстого», М. 1913, стр. 164).

Раздел сайта: