Толстой Л. Н. - Бондареву Т. М., 3 февраля 1893 г.

589. Т. М. Бондареву.

1893 г. Декабря 3. Москва.

Тимофей Михайлович!

Очень был я обрадован вашим письмом, во-первых, потому, что из него узнал, что вы живы и здоровы и меня помните, а во-вторых, тем, что вас занимает самый, по моему мнению, важный вопрос. Постараюсь, как сумею, дать вам на него свой ответ.

Ответ мой будет следующий:

Евреи и суботники ненавидят Христа по недоразумению, потому что заблудшие люди на место единого вечного бога поставили в виде Христа другого бога и этим заслонили истинного бога и даже скрыли его от людей. Я говорю, что ненавидят они Христа по недоразумению, потому что им обвинять надо не Христа, который никогда не говорил про себя, что он бог, а называл себя сыном божьим так же, как и всех людей, а обвинять им надо тех людей, которые его сделали богом. Этим же я объясняю ненависть евреев к Христу.

Христос, по моему понятию, не бог и никогда не выдавал себя за бога, а был великий и последний пророк еврейский, учивший не только евреев, но и всех людей тому, как надо служить единому истинному богу, сознавая себя так же, как и всех людей, сыном его.

И потому евреи и суботники не только не должны ненавидеть Христа, а должны почитать его и следовать тому божескому закону, который он открыл нам. Закон Христов согласен с законом Моисеевым и с пророками не во всех мелочах, но в главном, в любви к богу и ближнему. Христос только точнее, яснее выразил этот закон, а главное, он, один Христос из всех пророков еврейских, дал закон не одним евреям, а всему миру и прекратил отделение евреев от других народов. Со времени Христа закон божий стал общим для всех людей, как и предсказывали пророки. (Про это сказано в главе XII, 20, Иоанна, когда он прямо объявил истину эллинам.) Мучали и распяли Христа первосвященники, фарисеи и садукеи, а не все иудеи. Иудеи, напротив, были его учениками и разнесли его учение по миру. И если бы безбожники не назвали бы Христа богом, все евреи уже давно бы не только не ненавидели бы Христа, но почитали бы и любили его, как самого последнего и великого пророка, открывшего нам истину. Кощунство безбожников, назвавших Христа богом, помешало этому, но евреи все-таки придут и уже приходят к этому. Еврею нельзя перейти в православие, но евреям, так же как и православным, надо признать Христа человеком,* пророком божьим, и тогда и те и другие соединятся.

Книгу вашу по-французски1 пришлю вам на-днях. Она осталась в деревне. А я теперь в Москве. Очень рад буду получить от вас еще писание, как обещаете.

Дай бог вам всего хорошего.

Лев Толстой.

Пишите в Москву: Хамовнический переулок, д. № 15.

* К Тимофею послание, глав. II, 5.

Примечания

Печатается по копии рукой В. Г. Черткова. Впервые, с цензурными пропусками, опубликовано в ТЕ, 1913, стр. 47—48.

—1898) — крестьянин из области Войска Донского, сосланный в 1867 г. за переход в секту субботников в Минусинский уезд Енисейской губ.; автор книги «Торжество земледельца или трудолюбие и тунеядство». См. т. 63, стр. 277—278.

1 Перевод книги Бондарева «Торжество земледельца или трудолюбие и тунеядство»: «Le Travail». Traduit du russe par В. Tseytlineet A. Pagès. Париж 1890.

Раздел сайта: