Толстой Л. Н. - Русанову Г. А., 31 мая 1892 г.

289. Г. А. Русанову.

1892 г. Мая 31. Я. П.

Дорогой Гаврило Андреевич.

Вчера в одно и то же время получил письма и от Алмазова, и от милой Антонины Алексеевны, извещающие меня о вашей болезни. Письмо Алмазова утешительное. Он даже как бы обвиняет вас в пристрастии к лечению.1 Не знаю, насколько это справедливо относительно вас, но, несмотря на всё мое желание помириться с медицинской наукой и не быть несправедливым относительно ее, чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что мания лечения (надежды исцеления от смерти), кот[орой] пользуются доктора, есть одно из тех бедствий человечества, кот[орые], как всякие роскоши, бесполезные траты сил, я понимаю как запасы, собираемые человечеством, и кот[орые] ему, как придет нужда, придется только выпускать, т. е. перестать делать пустое и глупое, чтобы освободить огромное количество сил и увеличить свое благосостояние.

Много я за нынешний год, копаясь во внутренностях народа и пытаясь делать невозможное — помогать деньгами беде людской, многое я узнал, передумал и более всего проверил и подтвердил известное, а именно, что внешней беды нет, а все беды внутренние. Какая будет развязка, не знаю, но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может, — я уверен.2

Всю зиму и теперь продолжаю писать и кончать сочинение, кот[орое] озаглавлю: «Царст[во] Бож[ие] внутрь вас есть», и всё не могу кончить последнюю 8-ю главу, над кот[орой] сижу более полугода. И не скажу, чтобы я только на одном месте, — я подвигаюсь, но очень медленно. Предмет, — о новой форме жизни, о новой ступени цар[ства] бож[ия], на к[отор]ую мы вступаем, — мне кажется так важен, что хочется всё сказать и как могу лучше. Никогда я не писал с таким напряжением.

3Первую ступень, статью в Вопр[осах] Фил[ософии], вы, верно, читали. Если же нет, то посылаю оттиск. —

3Напишите про себя, милый друг, продиктуйте кому-нибудь. Что вы думаете? Как приближаетесь к смерти? Спокойнее ли еще, чем прежде? Хотя я и прежде радовался на ваше отношение к своим страданиям и плотскому концу, т. е. пробуждению. Я думаю, что у людей, как мы с вами, любящих красоту эстетическ[ую] и, главное, этическую жизни, никогда нельзя придти к желанию смерти, к возможности самоубийства, и потому всегда есть работа — и радостная работа — увеличивать в себе готовность к смерти, из готовности этой делать даже что-то в роде радости ожидания: «Здесь хорошо и там будет еще лучше». Я начинаю испытывать это — иногда — и желаю вам этого.

Благодарю вас за вашу любовь ко мне.

Любящий вас Л. Толстой.

Примечания

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы» 1915, 3, стр. 22—23. Дата определяется почтовым штемпелем отправления.

Ответ на письмо А. А. Русановой от 20 мая из Землянского уезда Воронежской губ. о болезни мужа.

1

2 «Царство божие внутри вас», неоднократно высказывался в течение последующей своей жизни, а в 1905 г. посвятил этому вопросу статью «Конец века» (см. т. 36).

3 Абзацы редактора.

Раздел сайта: