Толстой Л. Н. - Кудрявцеву Д. Р., 10 февраля 1891 г.

232. Д. Р. Кудрявцеву.

1891 г. Февраля 10. Я. П.

Любезный брат!

Всегда с особенной радостью откликаюсь на такое обращение, особенно с человеком, как вы, с которым, судя по вашим писаниям, чувствую духовное единство.

Я прочел ваши обе статьи1 и очень сожалею, что вы нашли повод разногласия в том, что высказано в «Послесловии». Мне кажется, что этого повода нет и что мысли, высказанные там, не только не разногласят с вашими, но подтверждают и включают их в себе.

Я не возражаю и не спорю, но мне хотелось бы разъяснить недоразумение.

Учение Христа отличается от всех других учений, и в особенности от церковного, именно тем, что оно никакое состояние не считает оправдывающим, а говорит: «будьте совершенны, как отец ваш небесный». Чистота, перенесение жизни в настоящий момент, отсутствие забот о завтра, самоотвержение — всё это идеалы такие же, как совершенный круг, совершенная прямая, которых нет в действительности, но которые необходимы для приближения к ним.

Все же веры языческие и церковные состоят в утверждении того, что известное понимание истины и известная степень исполнения окончательны и вполне оправдывают человека.

— это вечное движение и приближение к совершенству; церковные веры, какие бы они ни были рациональные — застой.

Заповеди Христовы не предписывают идеала, а только привывают на ту ступень, ниже которой не должно опускаться ученикам Христа, если они хотят быть учениками его, и которая может и должна быть исполнена.

1) Не сердиться и не презирать брата, это ступень, которая может и должна быть исполнена. Идеал — всегда любить его.

2) Не прелюбодействовать, это ступень, которая может и должна быть исполнена. Идеал — быть вполне чистым.

3) Не клясться — та ступень, которая должна быть исполнена. Идеал — быть вполне свободным и не связанным ничем.

— не противиться насилию, злу животных.

5) Не иметь врагов — та ступень, которая должна быть исполнена. Идеал любить врагов.

Сознание идеала не только не мешает, но без этого сознания всё учение делается мертвой буквой, хотя и стоящей выше учения церковного, но столь же мертвым, как и то.

Пожалуйста, дорогой брат, подумайте об этом спокойно и вникните любовно в мои доводы. Они, как вы понимаете, набросаны как попало, в расчете на такое любовное ваше вникновение в их смысл.

Пока прощайте. Дай бог вам всего хорошего.

Примечания

Печатается по машинописной копии из AЧ. Впервые опубликовано Д. Р. Кудрявцевым в Швейцарии, с датой «12 февраля 1891 г.», в его книге: «Первое Presto» и «Идеалы Христа», коим предшествует письмо Льва Николаевича Толстого к автору и ответ на него», изд. М. К. Элпидина, Carouge (Genève) 1893, стр. 3—4. В России опубликовано в журнале «Вестник теософии» 1911, № 4 от 7 апреля, стр. 51—52. Дата определяется записью в Дневнике Толстого 11 февраля (см. т. 52, стр. 7) и упоминанием этого письма под датой «10 февраля» в Списке И. И. Горбунова-Посадова.

Дмитрий Ростиславович Кудрявцев (ум. 1906) — богатый помещик Николаевского уезда Херсонской губ.; был близок с сектантами-штундистами; занимался распространением запрещенных произведений Толстого, составил несколько сборников из выдержек из Дневников и писем Толстого, напечатанных под заглавием: «Л. Н. Толстой. Спелые колосья. Сборник мыслей и афоризмов, извлеченных из частной переписки Л. Н. Толстого», изд. М. К. Элпидина, Женева 1894—1896 (вып. 1 — 1894, вып. 2 и 3 — 1895, вып. 4 — 1896). Распространение Кудрявцевым нелегальной литературы вызвало недовольство властей. В 1894 г. у него был сделан обыск, а сам он был подвергнут двухнедельному аресту и потом взят под следствие. Желая избежать дальнейших преследований, переселился в Швейцарию, где и умер.

1 «Первое Presto. (Размышления вагонного пассажира, выслушавшего исповедь Василия Гавриловича Позднышева)» и «Идеалы Христа». Обе статьи написаны по поводу «Крейцеровой сонаты» Толстого.

Раздел сайта: