Толстой Л. Н. - Алчевской X. Д., 20 (25) декабря ? 1882 г.

139. X. Д. Алчевской.

1882 г. Декабря 20—25? Москва?

Христина Даниловна!

Получивъ съ некоторымъ недоверiемъ отъ неизвестнаго мне лица ваше письмо, я тотчасъ же по прочтенiи его почувствовалъ, что имею дело съ человекомъ искреннимъ и серьезнымъ, и почувствовалъ себя нравственно обязаннымъ вникнуть въ то, что отъ меня требуется, и исполнить это сколько могу. Прочтя отрывокъ изъ школ[ьныхъ] замет[окъ],1 2 привело въ сильнейшее волненiе; я читалъ ихъ, плакалъ отъ умиленiя, чего терпеть не могу. Успокоившись теперь, пишу вамъ. — Следуетъ ли печатать отзывы рецензентовъ и библiотекарей? — Не знаю, такъ какъ не имею образцовыхъ. Боюсь влiянiя личныхъ вкусовъ при сужденiяхъ. Если рецензiи эти только какъ-бы статистическiя сведенiя о томъ, чтò больше читается и спрашивается, чтò лучше, полнее разсказывается,—тогда это очень, очень важный и полезныя сведенiя. Но достоинство такихъ сведенiй темъ больше, чемъ сведенiя эти независимее отъ всякой предвзятой мысли. Поль-дэ-Коки3 и Житiя Святыхъ,4 положимъ, разбираются въ библiотеке больше всего и пересказываются лучше всего, какъ ни странно это можетъ показаться; если положимъ, это такъ, то это драгоценный матерiалъ, изъ котораго могутъ быть сделаны выводы огромной важности. Но только, чтобы выводы не смешивались съ деломъ собиранiя матерiала. Собиранiе-же этого матерiала драгоценно, чрезвычайно важно и можетъ быть сделано, именно, въ такомъ учрежденiи, какъ ваше, и будетъ темъ полезнее и важнее, чемъ больше будетъ выборъ предлагаемаго и чемъ больше свободы при этомъ выборе. Что-же касается до отзывовъ ученицъ, то это и драгоценнейшiй матерiалъ, и вместе самое важное поученiе для всякаго педагога и писателя, не ограничивающагося при своемъ писанiи одной маленькой кликой близкихъ ему людей. Но не отзывъ. Отзывъ, т. е. сужденiе о прочитанномъ, человекъ неиспорченный, слава Богу, не можетъ сделать. Тутъ происходить совершенно обратное: наша интеллигенция такъ воспитывается, чтобы уметь не понимать того, чтò она читаетъ, судить о читаемомъ такъ, что выходитъ похоже на то, что она понимаетъ. Гимназическiй курсъ въ этомъ состоитъ. Человекъ же съ уцелевшимъ здоровымъ мозгомъ прежде всего старается понять глубже то, чтò онъ читаетъ, а понять можно всякую вещь мелко и глубоко. Судить же неиспорченный человекъ и не любитъ, и не умеетъ, и потому, по моему мненiю. нужны и драгоценны будутъ во всехъ отношенiяхъ не отзывы, а различные пересказы ученицами читаемаго. Въ нихъ будетъ и самый верный, и серьезный отзывъ. Сколько разъ я замечалъ въ своей практике — все хорошее, все правдивое, гармоничное, меткое запоминается и передается; все фальшивое, накладное, психологически неверное пропускается или передается въ ужасающемъ безобразiи. Кроме того, пересказы эти драгоценны по отношенiю къ русскому языку, которому мы только начинаемъ немножко выучиваться.

Боюсь, что я вамъ говорю то, что вы сами лучше меня знаете, и потому извините меня, что я заболтался. Я такъ люблю это дело, и письмо ваше такъ расшевелило во мне старыя дрожжи.

ò больше читается и лучше передается, и отзывы учащихся въ форме пересказовъ прочитаннаго съ наивозможной точностью передачи.

Очень благодарю васъ за ваше письмо и желаю успеха вашему прекрасному делу.

Л. Толстой.

Примечания

Печатается по тексту, впервые опубликованному в кн. «X. Д. Алчевская. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминанiя», М. 1912, стр. 115—117. Датируется на основании письма X. Д. Алчевской от 18 декабря 1882 г., на которое отвечает Толстой.

— ум. 1918 г.) — видная деятельница по народному образованию. Родилась в Борзне, Черниговской губ. Образование получила в Нежинском пансионе. С 1862 г. — преподавательница Харьковской женской воскресной школы. Автор ряда статей по вопросам школы и воспитания (в «Южном крае», «Северном вестнике» и др. См. изданный комиссией по устройству чествования ее пятидесятилетней педагогической деятельности сборник ее статей и воспоминаний: «X. Д. Алчевская. Передуманное и пережитое. Дневники, письма, воспоминания», М. 1912); одна из главных сотрудниц по составлению критического указателя для народного чтения: «Что читать народу?» (СПБ., т. I, 1884, т. II, 1889). За свою деятельность по народ, ному образованию и учебно-литературные работы на Парижской всемирной выставке 1889 г. получила высшее отличие — diplоme d’honneur и академической пальмы по званию officier de l’instruction publique de FrancЕ. — Обратилась к Толстому с письмом, в котором, описывая жизнь своей школы и характер занятий в ней, между прочим говорила: «Что составляет нашу настоящую гордость, так это ведение библиотеки: мы рецензируем каждую книгу, прежде чем она поступит в школу, читаем рецензии в нашем педагогическом заседании, затем даем читать десяткам учениц разных возрастов и различного развития, расспрашиваем, как усвоено ими и понравилось ли прочитанное и записываем с их слов в наши школьные тетради.... Теперь мы насчитываем до пятисот рецензий на книги для народного чтения вне школы и до тысячи «отзывов о них учениц». Нам советуют издать всё это и мы кажется решимся на это, хотя и боязливо относимся к этому предприятию... со стороны нравственной: между нами нет имен, известных в печати, нет педагогов по профессии и какое право имеем мы диллетанты делиться с обществом нашими опытами, кто нас знает? кто нам поверит? кто нас послушает?!! Особенное сомнение вызывает в нас вопрос: помещать ли при рецензиях «Отзывы учениц о книгах»?!» (из письма X. Д. Алчевской от 18 декабря 1882 г. АТБ).

«Школа и жизнь» 1911, 19 и 20. (Вошли также в сборник: «X. Д. Алчевская. Передуманное и пережитое», стр. 103—117).

1 При письме X. Д. Алчевской приложено «Пять отрывков из школьных заметок учительницы X. Д. Алчевской (в ответ на вопрос: воспитывает ли воскресная школа?)», читанные ею в заседании учительниц Харьковской женской воскресной школы 12 января 1882 г.

2 «Отзывов учениц» при письме не сохранилось. Об этом X. Д. Алчевская писала: «Для того чтобы показать, что такое наши «Отзывы учениц о книгах», прилагаю несколько отзывов о Вашем художественном рассказе «Чем люди живы», который берется в школьной библиотеке нарасхват. Вам ли — творцу его не ответить на вопрос интересны ли эти отзывы, или нет» (из письма X. Д. Алчевской от 18 декабря 1882 г. АТБ).

3 —1871) — французский романист.

4 «Жития святых» — один из обширнейших отделов церковно-христианской литературы, включающий в себя сведения о жизни и деятельности подвижников церкви.

Раздел сайта: