Толстой Л. Н. - Тургеневу И. С., 1 (5) мая ? 1882 г.

106. И. С. Тургеневу.

1882 г. Мая 1—5? Москва?

Дорогой Иванъ Сергеичъ!

Известiя о вашей болезни,1 2 и про которую потомъ стали писать, ужасно огорчили меня, когда я поверилъ, что это серьезная болезнь. Я почувствовалъ, какъ я васъ люблю. Я почувствовалъ, что если вы умрете прежде меня, мне будетъ очень больно. Последнiя газетныя известiя утешительны. Можетъ быть, еще и все это мнительность и вранье докторовъ и мы съ вами опять увидимся въ Ясной и въ Спаскомъ.3 Ахъ, дай Богъ!

Въ первую минуту, когда я поверилъ — надеюсь напрасно — что вы опасно больны, мне даже пришло въ голову ехать въ Парижъ, чтобъ повидаться съ вами. Напишите или велите написать мне определительно и подробно о вашей болезни. Я буду очень благодаренъ. Хочется знать верно.

Обнимаю Васъ старый милый и очень дорогой мне человекъ и другъ

Примечания

«Отчете Императорской публичной библиотеки за 1908 г.» Спб., 1908, стр. 224 (отр.); полностью в «Вестнике литературы» 1920, 8. Датируется на основании ответного письма И. С. Тургенева от 14/26 мая 1882 г. (АТБ).

1 Вначале эта болезнь была определена как подагрическая грудная жаба; впоследствии оказалась раком позвоночника.

2 Дмитрий Васильевич Григорович (1822—1899) — писатель.

3 «Спасское-Лутовиново» — имение И. С. Тургенева в десяти верстах от Мценска, Орловской губернии.

«Милый Толстой, не могу сказать, как меня тронуло Ваше письмо. Обнимаю Вас за каждое в нем слово. Болезнь моя (angine pectoraie goutteuse) — которой я почти готов быть благодарен за доставленные мне ею выражения сочувствия — вовсе не опасная, хоть и довольно мучительная; главная беда в том. что плохо поддаваясь лекарствам, она может долго продолжаться — и, лишив меня способности движения, она на неопределенное время отдаляет мою поездку в Спасское. А как я готовился к этой поездке, как заранее радовался! Но всякая надежда еще не потеряна. Что же касается до моей жизни — так я, вероятно, еще долго проживу, хотя моя песенка уже спета; — вот Вам надо еще долго жить — и не только для того, что жизнь всё-таки дело хорошее — а для того, чтобы окончить то дело, к которому Вы призваны и на которое кроме Вас, у нас мастера нет. Вспоминаю Ваши прошлогодние полуобещания и не хочу думать, чтобы Вы их не исполнили! Не могу много писать — но Вы меня понимаете. На днях меня перевозят в Буживаль — авось перемена воздуха подействует! Кланяюсь всем Вашим. Вторично Вас обнимаю и радуюсь, что нахожу в сердце своем самый горячий отзыв на Ваши добрые дружеские слова. Любящий Вас Ив. Тургенев» (см. «Толстой и Тургенев. Переписка». Редакция и примечания А. Е. Грузинского и М. А. Цявловского, изд. М. и С. Сабашниковых, 1928, стр. 102—103).

Раздел сайта: