Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 26 мая 1881 г.

48. Н. Н. Страхову.

1881 г. Мая 26? Я. П.

Дорогой Николай Николаевичъ!

Вчера только получилъ и прочелъ ваши 3-ю и 4-ю статьи.1 20 летъ гонялись за добрымъ Царемъ и убили его. Что это за злодеи? И вы выставляете все недостатки этихъ злодеевъ во 2-й статье. — Но, по мне, вопросъ поставленъ неправильно. Нетъ злодеевъ, а была и есть борьба двухъ началъ, и, разбирая борьбу съ нравственной точки зренiя, можно только обсуживать, какая изъ двухъ сторонъ более отклонялась отъ добра и истины; а забывать про борьбу нельзя. Забывать можетъ только тотъ, кто самъ въ борьбе. Но вы обсуживаете.

Другой упрекъ въ томъ, что для того, чтобы обсуживать, необходима твердая и ясная основа, съ высоты которой обсуживается предметъ. — Вы же выставляете основой «народъ». — Долженъ сказать, что въ последнее время слово это стало мне также отвратительно, какъ слова: церковь, культура, прогрессъ и т. п. — Что такое народъ, народность, народное мiровоззренiе? Это ничто иное, какъ мое мненiе съ прибавленiемъ моего предположенiя о томъ, что это мое мнеыiе разделяется большинствомъ русскихъ людей. — Аксаковъ,2 напримеръ, наивно уверенъ, что самодержавiе и православiе это идеалы народа. Онъ и не замечаетъ того, что самодержавiе известнаго характера есть ничто иное, какъ известная форма, совершенно внешняя, въ которой действительно въ недолгiй промежутокъ времени жиль русскiй народъ. Но какимъ образомъ форма, да еще скверная,3 — это надо у него спросить. Какимъ образомъ внешняя религiозная форма Греко-росiйско-Іосифлянскихъ4 догматовъ вероисповеданiя и уже очень несостоятельная, и очень скверная можетъ быть идеаломъ — народа? Это надо у него спросить. Ведь это такъ глупо, что совестно возражать. Я буду утверждать, что я знаю Страхова и его идеалы, потому что знаю, что онъ ходить въ библiотеку каждый [день] и носить черную шляпу и серое пальто. И что потому идеалы Страхова суть: хожденiе въ библiотеку и серое пальто, и страховщина. Случайныя две, самыя внешнiя формы — самодержавiе и православiе, съ прибавленiемъ народности, к[оторая] уже ничего не значитъ, выставляются идеалами. Идеалы Страхова — хожденiе въ библiотеку, серое пальто и страховщина. Сказать, я знаю народные идеалы, очень смело, но никому не запрещено. Это можно сказать, но надо сказать ясно и определенно, въ чемъ я полагаю, что они состоятъ, и высказать действительно нравственные идеалы, а не блины на маслянице или православiе, и не мурмолку или самодержавiе.

Ошибка вашей статьи почти таже. Вы осуждаете во имя идеаловъ народа и не высказываете ихъ вовсе въ первыхъ двухъ статьяхъ и высказываете неопределенно для другихъ (для меня ясно) въ последнихъ статьяхъ. Въ последнихъ статьяхъ вы судите съ высоты христiанской и тутъ народъ ни при чемъ. И эта одна точка зренiя, съ к[оторой] можно судить. Народъ ни при чемъ. Сошелся этотъ какой то народъ съ той точкой зренiя, к[оторую] я считаю истинной, — темъ лучше; не сошелся, — темъ хуже для народа. — И какъ только вы стали на эту точку зренiя, то выходитъ совсемъ обратное тому, что было въ прежнихъ статьяхъ. То были злодеи; а то явились те же злодеи единственными людьми, верующими — ошибочно,— но все таки единственными верующими и жертвующими жизнью плотской для небеснаго, т. е. безконечнаго.

— недолго мне осталось жить, чтобы не говорить прямо всю правду людямъ, которыхъ я люблю и уважаю, какъ васъ. — Разберите, что я говорю, и если не правда, — укажите, а если правда, то и мне при случае скажите такую же правду. Ваше молчанiе тяготило меня. Я дорожу и не перестану дорожить дружескимъ общенiемъ съ вами.

————

Что вы делаете летомъ? Ясная Поляна, какъ и всегда, раскрываетъ вамъ свои любящiя объятiя. — Надеюсь, что вы, если выедете, то не минуете насъ и проживете чемъ дольше, темъ радостнее для насъ всехъ.

Я живу постарому, росту и ближусь къ смерти все съ меньшимъ и меньшимъ сомненiемъ. Все еще работаю и работы не вижу конца.

Обнимаю васъ отъ всей души

Примечания

Печатается по автографу, хранящемуся в ИЛ. Впервые опубликовано Б. Л. Модзалевским в СМ 1913, 10, стр. 277—279. Датируется на основании пометки Н. Н. Страхова: «28 мая 1881 Ясн.» (дата получения письма}.

1 Н. Н. Страхов, «Письма о нигилизме» — «Русь», 1881, №№ 25 и 27.

2 Иван Сергеевич Аксаков (1823—1886) — младший сын писателя С. Т. Аксакова, публицист, в то время редактор газеты «Русь». О нем подробнее см. в прим. к письмам Толстого к нему, т. 60.

3 скверная в прежних изданиях выпущено, очевидно, по цензурным соображениям.

4 Слова: росiйско-Іосифлянскихъ

5

На это письмо Толстого Н. Н. Страхов отвечал письмом от 12 июня 1881 г. (см. ПС, № 161).

Раздел сайта: