Толстой Л. Н. - Оболенскому Л. Е., 17 октября ? 1886 г.

558. Л. Е. Оболенскому.

1886 г. Октября 17? Я. П.

Сейчасъ получилъ ваше письмо, Леонидъ Егоровичъ.1 Оно очень обрадовало меня вашей добротой ко мне. А я передъ вами виноватъ — не отвечалъ вамъ. На одно письмо2 о вашемъ горе я не могъ отвечать несмотря на душевное сочувствiе вамъ; на другiя письма не отвечалъ, п[отому] ч[то] все лето жилъ до такой степени занято, вне умственныхъ, внешнихъ интересовъ, что не вникалъ въ смыслъ писемъ и не успевалъ отвечать. Ваши статьи3 я долго не читалъ, но слышалъ о нихъ самыя сочувственныя мненiя отъ всехъ близкихъ мне людей — особенно о первой. Прочелъ же я статьи во время болезни.4 Домашнiе мои, жена, сынъ — не разделяющiе моихъ взглядовъ — прочли 2-ю статью5 и очень были ею довольны. Про себя, свое мненiе скажу, что мне прiятно б[ыло] читать эту 2-ю статью, но прiятность эту,6 состоящую въ томъ, что меня оправдывали, я самъ въ себе осуждалъ, но прiятно б[ыло] и то, что я чувствовалъ еще однаго человека — работника въ общемъ деле, томъ деле, к[оторымъ] я живу, и работника хорошаго, и эту прiятность я не осуждалъ въ себе. —

— жатва поспела и гибнетъ. Нужно жнецовъ работниковъ сейчасъ и усердныхъ, безъ разговоровъ. И вы такой жнецъ и работайте впередъ и впередъ, темъ более, что вы уже въехали въ работу.

Вы пишете уныло, а я за васъ, за вашъ журналъ и вашу работу всегда радуюсь. Не знаю, много ли у васъ подписчиковъ (много-ли?), но я не встречалъ за это последнее время ни однаго живаго молодого человека, к[оторый] бы не питался, хотя отчасти умственно Р[усскимъ] Б[огатствомъ]. Мне кажется, что Р[усское] Б[огатство] теперь единствен[ный] журналъ, воздействующiй на общество. Его статьи вызываютъ работу мысли, статьи эти ждутъ, о нихъ говорятъ, и оне составляютъ событiе въ некоторомъ кругу людей. Какъ ни много читателей другихъ журналовъ, читатели эти люди готовые, кладутъ на столъ книжку своего направленiя журнала и потомъ отъискиваютъ въ ней, нетъ ли чего почитать, но только одни читатели Р[усскаго] Б[огатства], учители, фельдшерицы, студенты, курсистки, читаютъ для того, чтобы найти направленiе и разрезаютъ листы въ надежде найти ответы на волнующiе ихъ вопросы. Ихъ мало, это люди все молодые и незаметные, но они то те люди, въ к[оторыхъ] брезжится или светится настоящiй светъ, и ихъ будетъ много, и они будутъ 40 летнiе и заметные. —

Меня такъ на вашемъ месте ужасала бы та ответственность, к[оторая] лежитъ на васъ, чтобы не отдать ответа за слово праздно. — Это я говорю совсемъ не затемъ, чтобы укорять васъ; напротивъ, если вы съумели прiобрести этотъ самый дорогой кругъ читателей, это доказываетъ, что ваше слово б[ыло] не праздно; но для того, чтобы поощрить васъ къ усиленiю этой деятельности. Я же, если мой даймонъ, руководящiй моей умственной работой захочетъ этаго, буду всегда помогать вамъ по мере силъ. Бирюковъ мне говорилъ, что вы хотите издавать народный журналъ; не советую вамъ этаго, не разбрасывайтесь. Дело ваше такъ важно, что если вы продержитесь на той же высоте, или еще подниметесь, нисколько летъ, то вы сделаете самое лучшее дело жизни — поможете очнуться и найти дорогу, если бы даже и не тысячамъ, и не сотнямъ, а десятку искренно ищущихъ пути молодымъ людямъ, разбросаннымъ среди милiоновъ слепыхъ. — О вашихъ разногласiяхъ со мной я ничего не буду говорить, п[отому] ч[то] эти разногласiя, по правде сказать, меня не занимаютъ теперь. Мы идемъ по пути и для указанiя пути видимъ впереди одно и тоже. Вы кроме этаго общаго намъ указателя видите еще веху, кот[орая] направляетъ васъ. Что же мне въ этомъ можетъ быть непрiятнаго? Мне кажется, что это не нужно, но это кажется мне, а не вамъ. Мне бы было не досадно, а жалко васъ, если бы я подозревалъ васъ въ неискренности того, чтò вы видите общаго со мной и всемъ мiромъ указателя и идете къ нему; но такъ какъ этаго нетъ, то что же мне въ томъ, что вамъ нуженъ еще указатель, a мне нетъ. Это только различiе свойствъ нашихъ умственныхъ. Если вы мне говорили: брось главнаго указателя и смотри на моего побочнаго, я бы не согласился; но если вы говорите, что нуженъ еще другой указатель, я говорю: мне не нуженъ, но если вамъ нуженъ для достиженiя главной цели, то держитесь его непременно. И я говорю это темъ более охотно, что вы въ этомъ случае служите представителемъ очень многихъ. Я же въ васъ не могу видеть ничего другаго, какъ товарища въ общей работе, а по смыслу работы — брата, котораго люблю. По этой же причине вы не можете разойтись съ людьми Посредника.7

Черткову я поручилъ передать вамъ кое что изъ того, чтò пишу, вы верно увидите его. Здоровье мое совсемъ поправляется. Л. Т.

Примечания

«Биржевых ведомостях» 1908, № 10673 от 26 августа (утр. вып.). Датируется на основании письма Л. Е. Оболенского от 15 октября 1886 г., на которое отвечает Толстой. Л. Е. Оболенский писал: «Очень бы хотелось знать Ваше мнение о моих статьях. В последней статье я на Вас нападаю. Простите меня. Я высказал то, что думал, что передумал и перечувствовал в течение многих лет. Дай бог, чтобы моя статья не восстановила Вас против меня. Это было бы для меня величайшим горем, ибо никого я в жизни не любил и не люблю, как Вас» (АТБ).

1 Слово Егоровичъ написано по: Дмитрiевичъ

2 Это письмо Л. Е. Оболенского без даты. В нем читаем: «Очень большое горе постигло меня и хочется мне им поделиться с Вами, чтобы Вы мне хотя словечко сказали и даже не мне лично, а той, которая страдает в тысячу раз больше меня — моей жене. Сейчас я получил от нее телеграмму, что умерла наша шестилетняя девочка, лучший мой друг и утешительница, которую мы любили больше жизни своей. На днях только отпустил ее и старшего сына с их матерью, моей женой, к бабушке, в Костромскую губернию, и через несколько дней получил телеграмму, что она опасно заболела, а сегодня утром получил телеграмму, что умерла от крупа в страшнейших мучениях» (АТБ).

3 «Русском богатстве» за 1886 г. поместил ряд статей, так или иначе связанных с идеями Толстого: в № 1 — «Научные основания учения любви», в № 4 — «Лев Толстой о женском вопросе, искусстве и науке. По поводу статей г. Скабичевского»; в № 5 — «К вопросу о насилии» и «Лев Толстой и О. Конт о науке» (ответ Скабичевскому); в № 8 — «Русская мыслебоязнь и критики Л. Толстого»; в № 10 — «Мораль и социальные взгляды Л. Толстого».

4 См. прим. 3 к письму № 538.

5 Толстой вероятно разумеет статью Л. Е. Оболенского: «Лев Толстой о женском вопросе, искусстве и науке». О ней же Толстой писал В. Г. Черткову: «Оболенский хорошо защитил меня, но как видно, что курсы и царствующая наука есть святыня для верующих» (из письма Толстого к В. Г. Черткову от 18 апреля 1886 г. AЧ).

6 Зачеркнуто:

7 «Горько, что и «Посредник», кажется, на меня. Это мне особенно больно» (из письма Л. Е. Оболенского к Толстому от 15 октября 1886 г. АТБ).

Раздел сайта: