Толстой Л. Н. - Озмидову Н. Л., 4 октября 1886 г.

550. Н. Л. Озмидову.

1886 г. Октября 4. Я. П.

Сейчасъ получилъ ваше письмо, дорогой другъ, съ приписками и дневниками Ольги1 и несколько разъ во время чтенiя слезы выступали мне на глаза — не знаю, отъ какого чувства, но отъ хорошаго. Пишу вамъ, но невольно обращаюсь и къ Оле. Плохой пахарь, ненадежный для царства Божiя, который оглядывается назадъ — можно прибавить — и тотъ, кот[орый] глядитъ впередъ, а не на свою борозду. Думать о томъ, что бы я могъ сделать, если бы было то-то, и я былъ бы тамъ-то, или о томъ, какъ много я сделалъ, — одинаково обезсиливаетъ для жизни, какъ и думать о томъ, чтò я впередъ могу сделать. и какъ будетъ важно то, чтò я сделаю. Это я говорю къ тому, чтобы Оля разъ навсегда выкинула изъ головы сравненiе своей настоящей жизни съ какою бы то ни было предшествующей или последующей, по той простой причине, что ни последующей, ни предшествующей — нетъ, а есть только представленiе о ней; а настоящая — есть и только одна она и важна, и свята. И сравнивать высшую сущность съ фантазiями, и подчинять эту сущность фантазiямъ есть большой грехъ, т. е. ошибка. — И жизнь моя во время моей болезни въ тесномъ кружке людей, и невозможность двигаться, и переменять людей, и ваше письмо, и дневникъ Оли, рисующiй вашу жизнь, навели меня на следующее: чтò я делаю, когда хочу всучить щетинку въ дратву? Какъ обращаюсь съ этими предметами? Съ величайшей внимательностью, осторожностью, нежностью, съ любовью почти. Что делаетъ часовщикъ, собирая часы, если онъ мастеръ и точно умеетъ делать часы? Все пальцы его заняты: одни держатъ колесо, другiе подставляютъ ось, третьи придвигаютъ шестерню. Все это они делаютъ съ мягкостью, нежностью. Онъ знаетъ, что не только, если онъ грубо засунетъ одно въ другое, но если даже чуть наляжетъ неловко на одну часть, забывъ другую, то все разлетится и ему лучше не делать этого дела, если онъ не можетъ отдать ему всехъ своихъ силъ. —

Это я говорю вотъ къ чему. Сначала люди живутъ, сами не зная зачемъ, живутъ въ свое удовольствiе, которое подменяетъ имъ вопросъ «зачемъ?». Но потомъ приходитъ время для всякаго разумнаго существа, онъ спрашиваетъ зачемъ и получаетъ тотъ ответъ Христа, кот[орый] мы съ вами знаемъ: чтобы делать дело Божье. Неужели же дело Божье или менее важно, или менее сложно, чемъ щетинка или часы? Неужели можно делать дело Божье съ плеча и все выйдеть? Въ часахъ нельзя надавить не туда, куда надо. (Защитники мiрской жизни, те прямо говорятъ: «Эка, тутъ разбирать! Не входить въ место, бабацни молоткомъ хорошенько, прямо войдетъ». Ему все равно, что остальное все сплющится; онъ и не видитъ этого). Такъ въ часахъ нельзя работать безъ полнаго вниманiя и, такъ сказать, любви ко всемъ частямъ; неужели же можно такъ работать дело Божье? Хорошо такъ съ плеча делать дело Божье (т. е. жить не въ любви съ братьями) тому, кто не совсемъ веритъ, что его дело есть дело Божье. И такъ это и бываетъ, и было со мной, когда человекъ начинаетъ верить въ то, что онъ живетъ только затемъ, чтобы делать дело Божье. Но когда человекъ поверитъ, что смыслъ его жизни только въ томъ, чтобы содействовать единенiю людей, то онъ не можетъ не отдаться весь тому делу, которое онъ делаетъ, не можетъ уже безъ осторожности, вниманiя, любви относиться ко всемъ людямъ, съ которыми онъ соприкасается, потому что все люди — это колеса, шестерни и шпеньки дела Божiя. Разница между человекомъ и часовщикомъ только та, что часовщикъ знаетъ, чтò выйдетъ изъ всехъ частей; человекъ же, делая дело Божье, не знаетъ, не видитъ внешней стороны дела Божьяго. Человекъ скорее подмастерье, кот[орый] подаетъ, очищая, смазывая и отчасти соединяя составныя части неизвестныхъ ему по форме, но известныхъ ему по сущности (благо) часовъ. — Я хочу сказать, что у человека, верующаго въ то, что жизнь есть исполненiе дела Божiя, должна выработаться серiозность, внимательность, осторожность въ отношенiяхъ съ людьми такая, при кот[орой] невозможны скрипенiя, насилiя, поломки. А все всегда будетъ мягко и любовно не для моего удовольствiя, а для того, что это единственное условiе, при кот[оромъ] возможно дело Божье. A нетъ этого условiя, то одно изъ двухъ: или выработать это условiе, или бросить дело Божье и не обманывать себя и другихъ. Какъ часовщикъ прекращаетъ работу, какъ только деретъ и скрипитъ, такъ и человекъ верующiй долженъ остановиться, какъ только есть нелюбовное отношенiе къ человеку, и долженъ знать, что какъ бы ни казался ему неваженъ этотъ человекъ, важнее отношенiй къ этому человеку, пока съ нимъ скрипитъ, ничего нетъ. Потому что человекъ есть необходимое колесо въ деле Божьемъ, и пока онъ не войдетъ туда любовно, все дело стало.2

По тому, какъ я расписался на эту тему, вы поймете, что я пишу о своемъ опыте и опыте, увенчавшемся успехомъ. — Есть Сазоновы,3 знаю, но Сазоновъ-посетитель обязываетъ меня къ любовной правдивости и вникновенiю въ его желанiя на время его посещенiя. Сазоновъ же — мужъ мой, или товарищъ, или отецъ, или дочь, или сынъ обязываетъ меня къ тому, чтобы найти въ немъ и въ себе сына человеческаго, соединиться въ немъ, вызвать и въ себе, и въ немъ желанiя сближенiя, т. е. любовь. Выскажете — трудно найти это. Только обращайтесь, какъ часовщикъ, нежно, осторожно, не для себя, а для дела, и оно найдется само собою. Происходятъ же разъединенiя только отъ того, что я силомъ хочу вогнать ось не въ то колесо. Если же оно не подходить такъ, ищи иначе, поправляйся. Место ему есть, оно нужно и войдетъ въ дело. И тогда только я могу продолжать делать другое дело Божье, если оно призываетъ меня.

Здоровье мое поправляется, говорятъ, но мне кажется, что совершенно все равно жить съ большей или меньшей вероятностью близкой смерти и съ большими или меньшими страданiями. Возмездiе есть во всемъ. И эти два месяца болезни дали мне много неизвестнаго мне прежде блага.

Вы, вероятно, знаете, что X женится на Z.4 5 ваша жизнь, и женитьба X. Когда переношусь въ техъ, о комъ думаю, жуткость проходитъ, чувствую, что у меня бы ея не было; но когда смотрю извне, мне страшно. Думаю — все отъ того, что это — новые ходы въ жизни. Файнерману далъ ваше письмо.6 Онъ колеблется отъ жены, т. е. не онъ, а его поступокъ.

Помоги вамъ Богъ. Хотелъ много писать, да усталь. Порученiе7 ваше исполню. Наумъ8 9 За нихъ, особенно за М[арью] А[лександровну], мне тоже жутко.

Л. Т.

Я, главное, хотелъ сказать то, что какъ въ работе надъ сапогами и часами достигаешь своей цели и овладеваешь деломъ не напряженiемъ силы, а осторожностью, нежностью обращенiя, — также точно и въ обращенiи съ людьми. И не точно также, а во столько разъ больше, во сколько разъ человекъ сложнее и нежнее часовъ. Нельзя достаточно длинными выработать себе щупальцы, чтобы ими обращаться съ людьми. И чемъ длиннее, и потому тоньше, эти щупальцы, темь сильнее они двигаютъ людей. Я хочу, чтобы близкiй мне человекъ не велъ праздную и роскошную жизнь. Я могу по грубости своей отнять у него возможность роскоши и заставить его работать. Если я сделаю это, я ни на волосъ не подвину дела Божьяго, не двину душу этого человека. Если я немного потоньше и отпущу длиннее щупальцы, я докажу ему логически — несомненно, что онъ развратный и презренный человекъ. И этимъ я не подвину дела Божьяго, ни его душу. Хотя и то, и другое действiе, казалось бы, прямо достигаетъ цели. Но я отпущу еще длиннее щупальцы и ничего не стану ни делать, ни говорить для того, чтобы заставить его делать дело Божье, а буду только жить съ нимъ въ общенiи, отъискивая и усиливая все то, чтò насъ соединяетъ и отстраняя все то, чтò мне чуждо. И если я самъ делаю дело Божье и живу имъ, я вернее смерти привлеку человека къ Богу и заставлю делать Его дело. Мы такъ привыкли къ мiрской жизни, достигать своихъ целей дубинами власти, авторитета или даже дубинами логической мысли, что и въ деле Божьемъ хотимъ делать тоже. Но дубина наскакиваетъ на дубину. Дело же Божье делается тончайшими щупальцами, для которыхъ нетъ препятствiй.

После вашего письма легъ спать и во сне думалъ о васъ следующее: какая можетъ быть речь о томъ, хорошо ли или дурно сложилась ваша жизнь на....10 Объ этомъ можно будетъ говорить черезъ два года; а теперь вамъ надо делать и складывать эту жизнь, не оценивая ея и не примеривая ни къ какой другой жизни. Это къ....11 11 и....11

Примечания

Печатается по рукописной копии (последний абзац по машинописной), хранящейся в AЧ. Впервые опубликовано в сб. «Спелые колосья» I, стр. 29—32 (отр.); в кн. Л. Н. Толстой, «Часовщик и др. рассказы» М. 1902, стр. 2—3 (отр.). Дата копии.

Письмо Н. Л. Озмидова, на которое отвечает Толстой, неизвестно.

1

2 Абзац редактора.

3 О каком Сазонове здесь идет речь выяснить не удалось.

4 Так в копии. Несомненно, что речь идет о женитьбе В. Г. Черткова на А. К. Дитерихс. См. прим. 1 к письму № 544.

5 Исаак Борисович Файнерман.

6

7 О каком поручении идет речь, выяснить не удалось

8 Личность «Наума» неизвестна. В письмах своих Н. Л. Озмидов часто называет его «кумом Наумом Ивановичем».

9 Марья Александровна Шмидт (см. прим. 4 к письму № 564) и Ольга Алексеевна Баршева (см. прим. 3 к письму № 488) жили в то время на Кавказе, в колонии Н. Л. Озмидова. См. об этом: Е. Е. Горбунова-Посадова, «Друг Толстого Мария Александровна Шмидт», М. 1929, стр. 18—19.

10

11

Раздел сайта: