Толстой Л. Н. - Миклухо-Маклаю Н. Н., 25 сентября 1886 г.

546. Н. Н. Миклухо-Маклаю.

1886 г. Сентября 25. Я. П.

Многоуважаемый Николай Николаевичъ.

Очень благодаренъ за присылку вашихъ брошюръ.1 ò меня интересуетъ. Интересуетъ — не интересуетъ, а умиляетъ и приводитъ въ восхищенiе въ вашей деятельности то, чтò, сколько мне известно, вы первый несомненно опытомъ доказали, что человекъ везде человекъ, т. е. доброе, общительное существо, въ общенiе съ которымъ можно и должно входить только добромъ и истиной, а не пушками и водкой. И вы доказали это подвигомъ истиннаго мужества, которое такъ редко встречается въ нашемъ обществе, что люди нашего общества даже его и не понимаютъ. Мне ваше дело представляется такъ: Люди жили такъ долго подъ обманами насилiя, что наивно убедились въ томъ и насилующiе, и насилуемые, что это-то уродливое отношенiе людей, не только между людоедами и христiанами, но и между христiанами, и есть самое нормальное. И вдругъ одинъ человекъ, подъ предлогомъ научныхъ исследований (пожалуйста, простите меня за откровенное выраженiе моихъ убежденiй), является одинъ среди самыхъ страшныхъ дикихъ, вооруженный вместо пуль и штыковъ однимъ разумомъ, и доказываетъ, что все то безобразное насилiе, которымъ живетъ нашъ мiръ, есть только старый отжившiй humbug,2 отъ котораго давно пора освободиться людямъ, хотящимъ жить разумно. Вотъ это-то меня въ вашей деятельности трогаетъ и восхищаетъ, и поэтому-то я особенно желаю васъ видеть и войти въ общенiе съ вами. Мне хочется вамъ сказать следующее: если ваши коллекцiи очень важны, важнее всего, что собрано до сихъ поръ во всемъ мiре, то и въ этомъ случае все коллекцiи ваши и все наблюденiя научныя ничто въ сравненiи съ темъ наблюденiемъ о свойствахъ человека, которое вы сделали, поселившись среди дикихъ и войдя въ общенiе съ ними, и воздействуя на нихъ однимъ разумомъ; и поэтому ради всего святого изложите съ величайшей подробностью и съ свойственной вамъ строгой правдивостью все ваши отношенiя человека съ человекомъ, въ которые вы вступали тамъ съ людьми. Не знаю, какой вкладъ въ науку, ту, которой вы служите, составятъ ваши коллекцiи и открытiя, но вашъ опытъ общенiя съ дикими составить эпоху въ той науке, которой я служу — въ науке о томъ, какъ жить людямъ другъ съ другомъ. Напишите эту исторiю, и вы сослужите большую и хорошую службу человечеству. На вашемъ месте я бы описалъ подробно все свои похожденiя, отстранивъ все, кроме отношенiй съ людьми. Не взыщите за нескладность письма. Я боленъ и пишу лежа и съ неперестающей болью.3 Пишите мне и не возражайте на мои нападки на научныя наблюденiя, — я беру эти слова назадъ, — a отвечайте на существенное. А если заедете, хорошо бы было.

Уважающiй васъ Л. Толстой.

Примечания

«Неделе» 1888», №15 от 10 апреля, стр. 487. Датируется на основании ответного письма Н. Н. Миклухо-Маклая от 21 февраля 1887 г., где последний писал: «Позвольте искренно поблагодарить Вас за письмо от сентября 25-го и вместе с тем прошу простить, что так долго не отвечал на него» (АТБ).

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (р. 5 июля 1846 г. — ум. 2 апреля 1888 г.) — путешественник и естествоиспытатель. Воспитывался во Второй петербургской гимназии, затем в университете. Продолжал образование за границей. В 1866 г. предпринял путешествие на Мадеру, в Марокко; в 1869 г. посетил берега Красного моря и Малой Азии. В 1871 г. совершил поездку в еще почти неизвестную тогда Новую Гвинею, где высадился со своим слугой шведом и одним полинезийцем; прожил там до 1872 г.; после этого отправился на о. Яву, посетил полуостров Малакку. В 1876 г. возвратился в Новую Гвинею, где прожил до 1878 г., занимаясь помимо своих исследовательских работ и экскурсий, лечением туземцев-папуасов которые вначале относились к нему недоверчиво и даже враждебно, но постепенно освоились с неизвестным пришельцем и полюбили его. В 1878 г. отправился в Сингапур; потом переехал в Сидней. В 1879 г. посетил Новую Каледонию, о-ва Лояльти, Ново-Гебридские и др. В 1882 г. приехал в Петербург; посетил также и Москву. После этого вновь отправился в путешествие, был в Сиднее и Новой Гвинее (берег Маклая). С 1886 г. почти безвыездно жил в Петербурге, перевезя из Сиднея свою семью. (Женился он в 1883 г. на дочери сэра Дж. Робертсона, бывшего первого министра Нового Южного Валлиса.) Последние годы занят был описанием своих путешествий. В печати появилось до семидесяти шести его работ. Большинство из них напечатано в «Известиях императорского русского географического общества» и в «Verhandlungen der Berlinen Gesellschaft der Anthropologie, Ethnologie und Urgeschichte».

жил, сумев приобрести их доверие и любовь.

Толстой интересовался жизнью Н. Н. Миклухо-Маклая, видя в ней до некоторой степени проведение на практике дорогого ему принципа непротивления злу злом. В дневнике Д. П. Маковицкого приводится характерный в этом отношении рассказ Толстого. Вот что передает Лев Николаевич: «Миклухо-Маклай жил в уединении.... между островитянами Новой Гвинеи, живя с туземцами. Имел на них влияние своим мужеством, — когда чужое племя взяло в плен старика того племени, у которого жил Миклухо-Маклай, его лакея, чтобы его убить, он пошел туда и внушил им, что нельзя убивать, и они отпустили старика, — целомудренностью, в противоположность европейским матросам и непротивлением злу. Миклухо-Маклай непротивление злу проводил на практике. Это никем не замечено и им самим» (из дневника Д. П. Маковицкого от 29 августа 1906 г. ГТМ). См. также: М. Г. [М. О. Гершензон] «Воспоминания о Л. Н. Толстом» — «Новые пропилеи» под ред. М. О. Гершензона, т. I, Гиз. 1923 стр. 100.

Письма Н. Н. Миклухо-Маклая к Толстому см.: А. Е. Грузинский, «Лев Толстой и Миклухо-Маклай», — «Публичная библиотека СССР имени В. И. Ленина. Сборник I» М. 1928, стр. 53—56.

«Я случайно слышал, что Вы интересуетесь некоторыми эпизодами моих странствий. Не знаю, насколько это верно, но на всякий случай, рискуя даже показаться «навязчивым», посылаю Вашему сиятельству две брошюры, касающиеся моего пребывания в Новой Гвинее» (АТБ).

1 «Известиях императорского русского географического общества». В Яснополянской библиотеке сохранился т. XVI, вып. 2 «Известий», в котором напечатана статья Н. Н. Миклухо-Маклая: «Второе пребывание на берегу Маклая в Новой Гвинее».

2 Обман.

3

На это письмо Толстого Н. Н. Миклухо-Маклай отвечал письмом от 21 февраля 1887 г., где писал: «Позвольте искренно поблагодарить Вас за письмо от сентября 25-го и вместе с тем прошу простить, что так долго не отвечал на него. Письмо Ваше было не только для меня интересно, но результат чтения его повлияет немало на содержание книги о моих путешествиях. Обдумав Ваши замечания, и найдя, что без ущерба научному значению описания моего путешествия, рискуя единственно показаться некоторым читателям слишком субъективным и говорящим чересчур много о собственной личности — я решил включить в мою книгу многое, что прежде, т. е. до получения Вашего письма, думал выбросить. Я знаю, что теперь многие, не знающие меня достаточно, читая мою книгу, будут недоверчиво пожимать плечами, сомневаться и т. д. Но это мне всё равно, так как я убежден, что самым суровым критиком моей книги, ее правдивости, добросовестности во всех отношениях, буду — я сам. — Итак, глубокоуважаемый Лев Николаевич, Ваше письмо сделало свое дело. Разумеется, я не буду возражать на Ваши нападки на науку, ради которой я работал всю жизнь, надеясь подвинуть ее по мере сил и способностей и для которой я всегда готов всем пожертвовать» (АТБ).