Толстой Л. Н. - Денисенко П. А., 19 февраля ? 1886 г.

481. П. А. Денисенко.

1886 г. Февраля 19? Москва.

Павелъ Александровичъ!

Дело, занимающее васъ — народный театръ, очень занимаетъ и меня. И я бы очень радъ былъ, если бы могъ ему содействовать; и потому нетолько очень буду радъ тому, что вы переделаете мои разсказы въ драматическую форму, но и желалъ бы попытаться написать для этаго прямо въ этой форме. Откровенно вамъ скажу, что я не понимаю цели вашего журнала, полагаю, что онъ не можетъ принести никакой пользы и потому этому делу не сочувствую. Если вы имеете что сказать о народномъ театре, то это всегда можно сделать въ книжке, статье, въ журнале. Изданiе же журнала поглощаетъ много времени непроизводительно и втягиваетъ невольно во многое нехорошее. Главное же, изданiе вашего журнала отвлечетъ отъ вашего главнаго, огромнаго по назначенiю дела: попытки сделать изъ театра игрушки, препровожденiя времени или школы разврата, орудiе распростраиенiя света между людьми. Отдайтесь все этому делу и не раздумывая, не готовясь прямо, перекрестясь, прыгайте въ воду; т. е. переделывайте, переводите, собирайте (я сейчасъ напишу) пьесы такiя, которыя имели бы глубокое вечное содержанiе и были понятны всей той публике, которая ходитъ въ балаганы, и ставьте ихъ, и давайте, где можно — въ театрахъ ли, въ балаганахъ ли. — Если вы возьметесь за это дело, я всячески — и своимъ писаньемъ, и привлеченiемъ къ этому делу людей, которые могутъ дать средства для затратъ (если это нужно), буду служить этому делу. — Но дело само по себе огромнаго значенiя и доброе божье дело; и непременно пойдетъ и будетъ иметь огромный успехъ. Где тутъ еще издавать журналъ. Это дело займетъ васъ и всехъ техъ, кот[орые] возьмутся за него; и если сотни людей отдадутся все этому делу — все будетъ мало. — Я просилъ моего друга Владимира Григорьевича Черткова повидаться съ вами, чтобы переговорить объ этомъ. Но вы всетаки напишите, пожалуйста, мне, какъ именно вы хотите приступить къ самому делу, къ представленiю народныхъ пьесъ. —

очень много. А кое что печатать я считаю не хорошимъ, кроме того есть много редакцiй, которымъ я обещалъ. —

Желаю всей душой вамъ успеха въ деле народнаго театра.

Левъ Толстой.

Примечания

«Дневнике русского актера» 1886, 1 (март) (с пропусками); в ТТ 2, стр. 5-6. (без обращения). Публикуя это письмо, П. А. Денисенко замечает: «Письмо это было получено нами 21 февраля 1886 г.» (П. А. Денисенко, «По поводу письма гр. Л. Н. Толстого» — «Дневник русского актера» 1886, 1).

— петербургский актер. В 1886 г. организовал журнал под названием «Дневник русского актера», который выходил в Петербурге, под его же редакцией (всего вышло семь выпусков). О П. А. Денисенко есть упоминание в письмах В. Г. Черткова к Толстому от 24 февраля 1886 г. и от 28 марта 1886 г. (AЧ). К Толстому П. А. Денисенко обратился по вопросу о создании народного театра. Вот что он писал об этом: «Не задолго до начатия журнального дела мы обратились к графу Л. Н. Толстому с просьбой разрешить нам переделку серии его превосходнейших народных рассказов в пьесы для народного русского театра. По нашему разумению такие пьесы для народа — пьесы наилучшие; они должны действовать самым благотворным образом на самые его чувства, которые жизнь покрывает вообще густой корой грязи. Не потому, что бы мы претендовали на авторскую славу, связанную с великим именем, или на успешнейший сбыт наших переделок, взялись мы за такое трудное дело, а потому, что на этот дивный материал никто не обращал до сих пор внимания. Между тем этот материал только в настоящее время и может дать пьесам народного театра глубокое, сердечное и простое, до поразительности, разумное направление. На нашу просьбу мы к великому счастью получили полнейшее согласие нашего великого художника писателя» (П. А. Денисенко, «По поводу письма гр. Л. Н. Толстого» — «Дневник русского актера» 1886. 1 (март). В №№ 2 и 3-4 «Дневника русского актера» появилась инсценировка рассказа Толстого «Чем люди живы» (названная «народной игрой») в изложении «П. А. Д... ова». — Письма Денисенко к Толстому в архиве последнего не обнаружены; возможно, что Толстой их уничтожил, так как впоследствии отношения с Денисенко были для него тяжелы. См. тт. 50 и 51 (Дневник 1888—1891 гг.).

Раздел сайта: