Толстой Л. Н. - Стасову В. В., 6 апреля 1878 г.

418. В. В. Стасову.

1878 г. Апреля 6. Я. П.

Очень вам благодарен, Владимир Васильевич, и за письмо Фотия,1 и за фельетон,2 и за ваше письмо. — Фельетон ваш хоть немного поправил то дело, что я не успел быть на выставке, — дал мне понятие о ней, но тем более жалко, что не видал картин Мясоедова3 и Савицкого.4 Содержание этих картин для меня интересно; но обоих художников этих я помню по их произведениям, и у обоих, мне кажется, один недостаток холодности, ничего им особенно не хочется сказать. Ваше суждение о Репине5 я вполне разделяю; но он, кажется, не выбрался еще на дорогу, а жару в нем больше всех.

Обо мне, что вы пишете, по правде сказать, мне было неприятно.6

Копия с записки Н[иколая], о которой вы пишете,7 была бы для меня драгоценностью, и не могу вам выразить мою благодарность за это. —

Моя поездка в Петербург оставила мне больше сожалений, чем хороших впечатлений, — и то, что я не видал Крамского, Григоровича, и то, что с вами не успел поговорить о многих и многих вещах, между прочим о музыке, о которой я уже давно мечтаю расспросить именно вас.

Еще просьба к вам: как адрес Тургенева? Пожалуйста напишите мне.

6 апреля 78.

На конверте:

Петербург, Публичная библиотека. Е. В. Владимиру Васильевичу Стасову.

Примечания

«Невском альманахе», вып. 2, Пг. 1917, стр. 207.

Владимир Васильевич Стасов (1824—1906) — выдающийся русский художественный и музыкальный критик и археолог; с 1872 г. заведовал художественным отделом Публичной библиотеки. Горячий поклонник Толстого, Стасов восторженно встречал каждое его новое произведение. Познакомился с Толстым лично 8 марта 1878 г. в Петербурге, в Публичной библиотеке. После этого неоднократно посещал Толстого в Ясной Поляне и в Хамовническом доме в Москве и до смерти сохранил с ним дружеские отношения, переходившие со стороны Стасова в восторженное поклонение и даже обожание «Льва Великого», как он иногда называл его в письмах. Это не мешало, однако, Стасову резко критически относиться к религиозным взглядам Толстого. Завязавшаяся между ними переписка продолжалась двадцать восемь лет и прекратилась лишь со смертью Стасова. Сохранилось 97 писем Толстого и 121 письмо к нему Стасова; переписка эта издана под редакцией В. Д. Комаровой и Б. Л. Модзалевского в сборнике «Лев Толстой и В. В. Стасов. Переписка 1878—1906». Труды Пушкинского дома Академии наук СССР, изд. «Прибой», Л. 1929.

1 Фотий (Спасский, 1792—1838) — архимандрит новгородского Юрьева монастыря, фанатик и изувер, пользовавшийся влиянием в петербургских придворных и аристократических кругах. «Посылаю вам копию с письма Фотия, — писал Стасов Толстому 31 марта 1878 г., — оно авось принесет вам несколько золотников той атмосферы, которая носилась около этого русского изувера, грубого и шершавого, как самый захолустный мужик, а смышленого и лукавого, как петербургский лавочник. Письмо это примечательно тем, как вы, конечно, и сами увидите, что этот дрянной попишка обдувает своих доверчивых корреспондентов и наивных поклонников, уверяя их, что видел в сонном видении их покойную дочь, и в каком она теперь положении» (ТС, стр. 27).

2 При письме от 31 марта 1878 г. Стасов послал Толстому свой напечатанный в «Новом времени» 29 и 30 марта 1878 г. фельетон «6-я передвижная выставка»; статья эта перепечатана в «Собрании сочинений» Стасова, т. I, стр. 576—579.

3 Григорий Григорьевич Мясоедов (1835—1911) — живописец-жанрист, основатель «Товарищества передвижных выставок». На 6-й передвижной выставке 1878 г., о которой упоминает Толстой, была выставлена его картина «Молебствие во время засухи».

4 —1905) — живописец-жанрист. На 6-й передвижной выставке была выставлена его нашумевшая своей антицерковной тенденцией картина «Встреча иконы». См. т. 63, стр. 223.

5 На 6-й передвижной выставке была выставлена картина И. Е. Репина (1844—1930) «Протодиакон». В. В. Стасов писал о ней в своем фельетоне: «Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника, который писал этого страшного, этого грозного «Варлаама».

6 Зачеркнуто:

7 В упомянутом выше письме Стасов писал: «Я бы постарался добыть и списать вам копию с собственноручной записки императора Николая I о всем военном и др. обряде, какой надо соблюсти при повешении 5-ти декабристов, — хотите?» (ТС, стр. 28). Записка эта, обращенная к Павлу Васильевичу Голенищеву-Кутузову, бывшему в 1826 г. петербургским военным генерал-губернатором, и хранившаяся в архиве его внука, поэта А. А. Голенищева-Кутузова, в печати неизвестна.