Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 3 января 1878 г.

378. H. H. Страхову.

1878 г. Января 3. Я. П.

Письмо ваше, дорогой Николай Николаевич, пришло в то время, как я был в Москве, и по возвращении моем жена мне сообщила, как одну из радостных новостей, что есть длинное письмо от вас «и такое милое».1 И я благодарю вас за это. За ужасный и огромный труд (что бы вы ни говорили) коректур моего романа я не благодарю, потому что слишком не соответствуют тому, что вы для меня этим сделали, всякие слова благодарности. — Постараюсь только не забывать этого. У нас всё, слава богу, хорошо. Маленького окрестили Степа с моей Таней и на праздниках кроме своих никого не было. Здоровье мое, которое всё было дурно, теперь как будто поправляется, и начатая работа2 перебита праздниками, но не остановлена. — Вчера был у нас Фет и несколько раз принимался делать планы о том, как он увезет вас от нас и как я за вами приеду. Вы и не думаете о нас, а мы уже делим ваше время. —

Критику чистого практического разума3 я приобрел. Нынче посылаю для получения по нем объявления от вас. Впрочем, теперь у меня книг и матерьялов по двум разнородным предметам4 так много, что я в них теряюсь.

Соловьева статью в Гражданине5 пришлите, пожалуйста. Заглавие очень для меня заманчиво. Вера, знание и опыт. Встретился в Москве с Б. Чичериным. Он пишет сочинение о знании и вере.6 У меня живет учителем математики кандидат Петерб[ургского] университета,7 проживший два года в Канзасе в Америке в русской колонии коммунистов. Благодаря ему я познакомился с тремя лучшими представителями крайних социалистов8 — тех самых, которые судятся теперь.9 Ну и эти люди пришли к необходимости остановиться в преобразовательной деятельности и прежде поискать религиозной основы. — Со всех сторон (не вспомню теперь кто) все умы обращаются на то самое, что мне не дает покоя.

С нетерпением жду вашей статьи.10 Одна фраза вашего письма мне сделала больно. Вы пишете —отослал последние коректуры и взялся за свою статью. Вы нечаянно признались, что эта пустая работа мешала вашей.

Смерть Некрасова поразила меня.11 Мне жалко было его не как поэта, тем менее как руководителя общественного мнения, но как характер, который и не попытаюсь выразить словами, но понимаю совершенно и даже люблю не любовью, а любованьем.

Нынче пережил тяжелую минуту — должен был отказать нашему швейцарцу — он сделался невыносим своею грубостью и дурным характером.12

————

Есть ли в монгольской древней религии что-нибудь настолько же разработанное, как Веды,13 Трипитака14 и Зенд-Авеста,15

16

Обнимаю вас от всей души, дорогой друг, и желаю вам в этом году того, о чем молюсь каждый день, спокойствия в труде.

Ваш Л. Толстой.

О 2-х экз[емплярах]17

3 генварь

1878

Примечания

Отрывок (со слов: «Встретился в Москве с Бакуниным» — вместо «Чичериным») впервые опубликован в Б, II, М. 1908, стр. 304; полностью, с автографа — в ПС, стр. 139—141.

1 Письмо Страхова от 24... 27 декабря 1877 г. См. ПС, стр. 137—138.

2 «Собеседники» (см. т. 17), начатым 20 декабря 1877 г. и продолженным в ближайшие дни.

3 «Критику практического разума» Канта; речь идет о только что вышедшем переводе Н. Смирнова.

4 По истории царствования Николая I и восстания декабристов и о религиях. Ср. письмо № 362.

5 Речь идет о статье Вл. С. Соловьева «Вера, разум и опыт», напечатанной в «Гражданине», 1877, №41—44 от 25 декабря, стр. 886—888.

6 Книга эта вышла в Москве в 1879 г. под заглавием «Наука и религия».

7 —1919). См. о нем в т. 63, стр. 81—82.

8 Кроме В. И. Алексеева, Толстой имеет в виду здесь его двух ближайших друзей: Александра Капитоновича Маликова и Алексея Алексеевича Бибикова. См. о них т. 63, стр. 76—77.

9 Процес «193-х», разбиравшийся в Сенате с 18 октября 1877 г. по 23 января 1878 г.

10 «Об основных понятиях психологии».

11 Н. А. Некрасов скончался 27 декабря 1877 г. Об отношении Толстого к Некрасову см. в тт. 47 и 59.

12

13 Веды — древние религиозные книги индусов.

14 Трипитака — собрание канонических книг буддийской религии.

15 — религиозная книга древних иранцев, содержащая учение Заратустры.

16 Лao-цзы, или Лаоси (VI век до н. э.) — китайский философ, основатель даосийской религии, которому приписывается книга «Тао-те-кинг» (см. т. 55, прим. 139). Вопрос Толстого вызван фразой в письме Страхова от 27 декабря: «Несказанное, немыслимое есть одно истинно сущее, как признают буддисты и китайский Лаоцзы». 20 января Страхов ответил: «Лаоцзы я привел из книги St. Julien, Le livre de la voie et de la vertue, par Lao-Tseu» (ПС, стр. 143).

17 «Анны Карениной» (ПС, стр. 139).

Раздел сайта: