Толстой Л. Н. - Страхову H. Н., 10 (11) августа 1877 г.

342. Н. Н. Страхову.

1877 г. Августа 10... 11. Я. П.

Дорогой Николай Николаевич, хотел написать вам почти тотчас после вашего отъезда,1 но до сих пор не успел. Ездил на охоту и к брату и завтра опять еду на охоту в даль за волками. Желал бы, чтобы вы о нас так же часто и хорошо вспоминали, как мы и главное я. —

Мне ужасно было грустно, что я в ту ночь, как вы уезжали, опять кашлял, и потому проспал. Пришел 10 минут после того, как вы уехали. У нас теперь только своя семья — один Степа, и я хотел бы начать свое дело,2 но не могу от войны. И в дурном и в хорошем расположении духа мысль о войне застилает для меня всё. Не война самая, но вопрос о нашей несостоятельности, который вот-вот должен решиться, и о причинах этой несостоятельности, которые мне всё становятся яснее и яснее. —

Нынче Степа разговаривал с Сергеем3 о войне, и Сергей сказал, 1) что на войне хорошо молодым солдатам попользоваться насчет турчанок. И когда Степа сказал, что это нехорошо, он сказал: да что ж, ведь ей ничего не убудет. Чорт с ней. — Это говорит тот Сергей, который сочувствовал сербам и которого нам приводят в доказательство народного сочувствия. А задушевная мысль его в войне только турчанка, т. е. разнузданность животных инстинктов. 2) Когда Степа рассказал, что дела идут плохо,4 он сказал, что ж не возьмут Михаила Григорьевича Черняева5 (он знает имя отчество) — он бы их размайорил. Турчанка и слепое доверие к имени, новому, народному. Мне кажется, что мы находимся на краю большого переворота.

Пишите мне, пожалуйста, о том, что делается и говорится в Петербурге.

Нет ли книги, в которой бы можно найти описание нынешнего царствования? Или нельзя ли где достать газеты за эти 20 лет? Дорого ли это стоит? Или нет ли журнала, в кот[ором] бы были обзоры внутренней политики? Если есть что-нибудь такое, по чем можно бы проследить внутреннюю историю действий правительства и настроений общества за эти 20 лет, то научите меня и даже пришлите.6

Как вы вступили в свою жизнь? Скучаете ли? Взялись ли за работу? Прощайте, пишите почаще. Все наши шлют вам свои поклоны, а я обнимаю вас от всей души.

Л. Толстой.

Сейчас получил ваше письмо7 и письмо на ваше имя, которое посылаю.

Очень сочувствую тому неприятному чувству, которое вы иcпытали на Петербургской станции.8 Сколько раз испытывал подобное. Если бы научиться у отца Пимена9 любви и спокойствию! А мне тоже очень нужно этого кроткого спокойствия — чтобы не судить и не злиться. — А то всё волнует, даже неизвестная еще мне статья Русского вестника.10 — Нынешняя почта хотя и ничего не принесла нового, однако успокоила меня. В особенности взгляд французов в Revue des deux mondes.11 12 Разве это не палачество! — Встарину был один Макиавель.13 Теперь, с легкой руки Бисмарка,14 несправедливость — зло считается самым обычным политическим приемом. Как же не желать заснуть так же спокойно и сладко, как о[тец] Пимен, при этом безумном и жестоком разговоре? Фет прислал письмо с прелестным любовным стихотворением.15

Ваш Л. Толстой.

Примечания

Отрывок опубликован впервые в Б, II, стр. 259—260. Полностью впервые опубликовано, по рукописной копии, в «Литературном наследстве», т. 37-38, стр. 176—177. Датируется на основании пометки Страхова на автографе: «11 августа 1877 Ясная».

1 Страхов уехал из Ясной Поляны в первых числах августа.

2 «Анны Карениной», Толстой не сразу перешел к новой художественной работе — роману из эпохи XVIII века и к «Декабристам». Под впечатлением неудач Русско-турецкой войны, напоминавших ему неудачи Севастопольской кампании, он начал писать статью о царствовании Александра II (см. т. 17), но не докончил ее и обратился к работам религиозного характера (см. там же).

3 Сергей Петрович Арбузов, слуга Толстого. О нем см. т. 83, стр. 31.

4 Имеются в виду неудачные попытки взять штурмом осажденную русскими войсками турецкую крепость Плевну, в частности штурм 18 июля, стоивший громадных потерь.

5 Михаил Григорьевич Черняев (1828—1898) — генерал, участник Крымской кампании 1855—1856 гг. и военных действий на Кавказе; завоеватель Ташкента.

6 См. письмо № 345, прим. 8, и письмо № 349, прим. 6.

7 —124.

8 Страхов рассказывал о путанице с вещами, происшедшей у него при переезде с Курского вокзала на Николаевский (ныне Ленинградский) и о встрече с М. Н. Катковым, причем оба сделали вид, что не узнали друг друга.

9 Пимен — монах, присутствовавший при беседе Толстого в его первое посещение Оптиной пустыни с настоятелем монастыря, архимандритом Ювеналием, и заснувший во время разговора.

10 См. прим. 5 к письму № 343.

11 Толстой имеет в виду обзоры военных действий, печатавшиеся в «Revue des deux mondes» в отделе «Chronique de la quinzaine» («Двухнедельная хроника»).

12 —1878). См. т. 48. Во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. был назначен заведующим гражданской частью на территориях, освобождаемых от турок русскими войсками. Толстой имеет в виду статью G. Valbort’a в «Revue des deux mondes», 1877, 8, стр. 695—706, под заглавием «Le nouveau droit des gens et la mission du prince Tcherkassky» («Новое международное право и миссия князя Черкасского»), в которой автор резко критиковал Черкасского за проводимую им в Болгарии политику.

13 Никколо Маккиавели (1469—1527) — итальянский политический деятель и писатель, автор сочинения «О князе». Имя его сделалось синонимом коварного и вероломного человека, не останавливающегося ни перед чем для достижения своей цели.

14 —1898) — германский государственный деятель, реакционер и милитарист, в 1877 г. — канцлер и министр-президент.

15 Толстой имеет в виду стихотворение Фета «Опять» («Сияла ночь. Луной был полон сад...»), написанное 2 августа 1877 г. и присланное в письме от 3 августа. Стихотворение вызвано воспоминанием о вечере, проведенном в Черемошне, имении Д. А. Дьякова, в 1866 г., и пении Т. А. Кузминской. Вечер этот описан в ее воспоминаниях «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», ч. III, М. 1926, стр. 108—111.

Раздел сайта: