Толстой Л. Н. - Фету А. А., 27 марта 1860 г.

167. A. A. Фету.

1860 г. Марта 27. Я. П.

27 Марта.

Как вы обрадовали меня вашими планами, любезный дядинька, не могу вам сказать. Но обрадовали не одного меня, но и всех наших, начиная от тетушки до пьяного монаха.1 — Трепещу только об одном, чтобы из-за какого-нибудь вздора это не расстроилось. Вещественные условия возможности вашего пребывания в Ясной все, мне кажется, — есть — желание мое, чтобы оно было, так сильно, что я бы сделал эти условия — ежели бы их не было, пробил бы еще три стены и сам бы жил на трубе, стало быть, это должно быть. Разумеется, тут пропасть маленьких условий, которые нужно определить. В каком доме и в каких комнатах лучше захочет [жить] Марья Петровна, куда будет входить и выходить Марьюшка2 и т. д. Да еще, куда поставить лошадей, в особую ли конюшню, на двор ли к мужику за три версты, или к брату в Пирогово. Короста еще есть, и хотя я своих чистых лошадей ставлю в Ясной, ваших лошадей надо будет устроить иначе. Но вообще обо всем надо переговорить. Приезжайте непременно, когда поедете в Серпухов.3 Как мы будем гулять с Марьей Петровной — она останется довольна садом. — Как и о каких славных делах, как-то: педагогии, хозяйстве и пускай хоть и поэзии — мы будем беседовать с вами и Фирдуси.4 Но ничего, ничего, молчание...5 Жду вас или вашего ответа.6

Л. Толстой.

Примечания

Впервые опубликовано А. А. Фетом в «Русском обозрении», 1890, I, стр. 28, и затем в «Моих воспоминаниях», I, стр. 324—325.

1 Николай Сергеевич Воейков.

2 — горничная у Фетов.

3 Фет хотел приобрести под Серпуховом небольшое именье и уже платил жалованье будущему приказчику, но покупка эта не состоялась.

4 H. Н. Толстой.

5 «Записок сумасшедшего» Гоголя.

6 Возвращаясь на лошадях из Москвы в Новоселки, Фет с женой обещали заехать к Толстому в Ясную Поляну, что и выполнили. Пробыв в Ясной Поляне два дня, Фет продолжал свой путь, пригласив с собой и H. Н. Толстого (А. Фет, «Мои воспоминания», I, М. 1890, стр. 325).