Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 12 декабря 1877 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

12 декабря 1877 г. Санкт-Петербург.

У нас в доме случилось большое горе, бесценный Лев Николаевич. Старший мальчик Стахеевых умер почти скоропостижно. Он слег в день моих именин1, а 9-го утром умер. По словам доктора, у него были вместе скарлатина, тиф и жаба. Отец и особенно мать поражены ужасно. Это была их надежда, центр всей семьи. А доктор говорил, что мальчик был так худосочен, что всякая зараза должна была сломить его. Вот начинаются те несчастия, которых я боялся.

Последними двумя посылками книг я сам очень доволен. Лукьянович2 мне достался за 4 р. — очень дешево. Теперь у Вас есть все главное о войне 1828 г. Ренана, Штрауса3 и Прудона4 я купил для Вас в П[убличной] библиотеке, из дублетов, — для чего просил Ив[ана] Дав[ыдовича] Делянова5. Взяли как можно дороже: за пять книг 9 р. 20 к., но это пустяки, так как книги ценные, запрещенные, и добыть их иначе стоило бы большой возни, и втрое больше денег. Я очень доволен своею выдумкою. Через неделю я Вам пришлю четвертую книгу Ренана L’Antéchrist6. Как добыть пятую, Les Évangiles7, не знаю; впрочем, в ней мало существенного.

Вопросы о религии, которые Вы задали мне, давно уже занимают меня. Я сам искал книг, излагающих это дело философски и исторически — и признаюсь, до сих пор мало нашел. Гегеля и Шеллинга (у них есть по то́му и по два о религии) я не читал, чувствуя некоторое отвращение к этим умозрениям, после того, как Шопенгауэр мне, гегельянцу, вдруг показал дело в новом свете. Лучше Шопенгауэра я, разумеется, ничего не знаю в этой области. А потом Ренан. Штраус, как протестант, не понимает почти ничего в религии. Ренан же, при всех своих недостатках, имеет чрезвычайную ширину и многосторонность взгляда и, как католик и семинарист, посвящен вполне в религиозные чувства. Больше всего мне нравятся некоторые главы Les Apôtres8. Очень хороши также Études d’histoire religieuse9. Если хотите, я Вам пришлю.

Сочинение Émile Burnouf10 (не Eugène Burnouf, который разрабатывал Буддизм) La Science des religions — очень жидкая, мало поучительная книга, которую почти не стоит читать.

Я бы был в восторге, если бы Вам понравился Ренан; но в то же время боюсь Вашей неумолимой строгости, — что Вы не простите ему того, что ему следует прощать, чтобы найти удовольствие в остальном.

Макса Миллера11 есть два сочинения — одно — первый том его сборника статей Chips from a German workshop (Т. I. 1867), а другое Introduction to the science of religion12 народом, есть его религия; почему Миллер и принимает, что религии нужно разделить на арийские, семитические и туранские — по племенам.

Я спрашивал Вл. Соловьева, — и он мне не мог ничего указать. Указал, впрочем, Арх[иепископа] Хрисанфа13, Религии древнего мира—75, и хвалил. Но я уже принимался за эту книгу, и теперь опять заглянул в нее — нет, не нравится; слишком красноречиво, а дела и точности мало. Я пробовал затем заглядывать и в — и был поражен этим океаном слов и образов, в котором трудно двигаться без руководителя.

Не могу выразить, как мне отрадно было, что Вы так носились с моим портретом; не думал я, что он того стоит и заслужит такую честь. Всякая Ваша ласка для меня бесценно дорога, и я оживаю от нее. Статья моя на Рождестве написана. Очень желаю и прошу известий от Вас. Что здоровье графини? Что Ваше и детей?

Фет14 прислал мне чудесное приглашение на лето; в этом письме он сравнивает меня с куском душистого мыла. Я очень рад и сравнению, и приглашению.

Ваш всею душою

Н. Страхов

Примечания

1 6 декабря — день памяти Св. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

2 Речь идет о книге Николая Андреевича Лукьяновича «Описание Турецкой войны 1828 и 1829 годов» в 4 частях (СПб., 1844—1847). Книга имеется в Библиотеке Толстого в Ясной Поляне.

3 Д. Ф. Штраус (см. прим. 7 к Письму 168 Толстого к Страхову от 26... 27 ноября 1877 г.).

4 —1865) — французский социалист, основоположник анархизма. Толстой познакомился с ним в Лондоне в апреле 1861 г. Книги Прудона в Библиотеке Толстого в Ясной Поляне не числятся.

5 И. Д. Делянов — тогдашний директор Императорской Публичной библиотеки (см. прим. 4 к Письму 116 Страхова к Толстому от 8 мая 1876 г.)

6 Э. Ренан, «Антихрист» (1873).

7 Э. Ренан, «Евангелия» (1876).

8 Э. Ренан, «Апостолы» (1866).

9 «Этюды по истории религии» (1857).

10 Эмиль Бюрнуф (Émile Burnouf) — см. прим. 11 к Письму 102 Толстого к Страхову от 30 ноября 1875 г.

11 Сборник различных статей М. Мюллера (Max Müller) по языковедению, истории религий «Chips from a German workshop» («Осколки немецких мастерских») (Лондон, 1867—1875), Т. I (см. прим. 10 к Письму 102).

12 

13 Сочинение архимандрита Хрисанфа (Ретивцева) «Религии древнего мира в их отношении к христианству. Историческое исследование» вышло в 3-х томах: Т. 1 — «Религии Востока» (1873); Т. II — «Религии Египта» (1875); Т. III — «Религии Семитических народов, Греции и Рима» (1878).

14 «... Не буду говорить, до какой степени, после мимолетной встречи в Питере, меня тянуло сблизиться с Вами, как с мыслителем. В нашей умственной пустыне такое влечение более чем понятно; но, увидев Вас ближе, я открыл в Вас то, что для меня едва ли не дороже мыслителя. Я открыл в вас кусок круглого, душистого мыла, которое не способно никому резать руки и своим мягким прикосновением только способствует растворению внешней грязи, нисколько не принимая ее в себя и оставаясь все тем же круглым и душистым, плотным телом...» — журнал «Русское обозрение» (1901, вып. 1), С. 72.

Раздел сайта: