Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 3 января 1877 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

3 января 1877 г. Санкт-Петербург.

Приехал как нельзя лучше, и всю дорогу, как обыкновенно, мысленно разговаривал с Вами, бесценный Лев Николаевич. Все дело портила только мысль, что Голохвастовы еще на сутки, пожалуй, остались в Ясной. А что, утешал я себя, если они застряли в Туле? Тогда было бы превосходно. Воображаю их мученье; как бы они метались, испытывая величайшее зло своей жизни, — одиночество, да еще вдвоем!

За день до отъезда Голохвастов вечером говорит мне: «Я не знаю наверное, принесут ли мне завтра чистую рубашку; от этой мысли я, пожалуй, не усну всю ночь!» Бедные люди, не знающие, куда девать свое время и свои деньги! Я имею некоторое понятие о том, какую работу они задали Вашим прачкам, и даже о строгости, с которою наперсница героини1 обращается с ее мужем. А сама героиня в сущности все-таки русская, и потому манеры французских шлюх не совсем клеятся с ее натурой. В ней меньше живости, чем она хочет показать. И показалось мне также, что она немножко осеклась и угасла в Вашем обществе.

Но Бог с ними! Все это было до Москвы. А в Москве я решился сам завезти письма Константина Александровича2, и был награжден за услугу ближнему: мне подарил Воскобойников книжку Р[усского] вестника с Анной Карениной3. Я так и впился, но большую часть пришлось прочитать только сегодня, когда рассвело. И, кажется, я прямо почувствовал каждое слово — с такой ясностию и живостию веден рассказ. Редко я испытывал такое наслаждение, так хорошо смеялся и плакал. Свидание Карениной с сыном — что за диво! И затем наплыв страсти и пробуждение дурных инстинктов — все удивительно. Лидия Ивановна4 — как это знакомо и как это совершенно ново! Были строчки, которые заставляли меня вздрагивать и поворачиваться — так поражала их правда и глубина. Но описание Большого театра5 неверно; Вы смешали тут и Михайловский6, и Александринский7.

Нет, Лев Николаевич, победа за Вами! Тургеневу так не написать и одной страницы.

Дайте подумать, и я Вам напишу еще. Сейчас, как отнесу это письмо, примусь опять за Каренину, перечту опять этот выпуск, хотя, повторяю, мне не осталось ни одного темного места, как это бывало прежде.

Петербургская тоска еще не берет меня, — я все еще в Ясной Поляне. Если чем надоел или не угодил, — простите; но сам я так отдохнул, так освежился, так был здоров и оживлен, как и не ожидал от себя, когда собирался к Вам, отчего и боялся пробыть у Вас целую неделю.

Странно сказать, но верьте — лучшие мои пожелания уже давно — не за себя, не за своих родных, а за Ясную Поляну.

Буду Вам писать еще и скоро, а от Вас опять прошу лишь две-три строчки, когда будете отправлять письма в Тулу или в Козловку.

Всею душою, всем сочувствием, к какому способен,

Ваш Н. Страхов

Графине8

1877 г. 3 янв. Спб.

Примечания

1 Вероятно, компаньонка или горничная О. А. Голохвастовой.

2 Иславин Константин Александрович (1827—1903) — дядя С. А. Толстой, друг молодости Толстого. При помощи Толстого К. А. Иславин получил место секретаря редакции газеты «Московские ведомости», издававшейся М. Н. Катковым. Общая редакция «Московских ведомостей» и «Русского вестника» находилась на Страстном бульваре в Москве.

3 «Русского вестника» печатались главы XX—XXIX 5-й части «Анны Карениной».

4 Графиня Лидия Ивановна — персонаж романа «Анна Каренина». Она приезжает к Каренину, чтобы утешить его и предложить свою помощь:

«... помощь Лидии Ивановны все-таки была в высшей степени действительна: она дала нравственную опору Алексею Александровичу в сознании ее любви и уважения к нему и в особенности в том, что, как ей утешительно было думать, она почти обратила его в христианство, то есть из равнодушно и лениво верующего обратила его в горячего и твердого сторонника того нового объяснения христианского учения, которое распространилось в последнее время в Петербурге...» (Ч. 5-я, Гл. XXII).

5 Большой театр в Петербурге был открыт в 1783 г., перестроен архитектором Альбертом Катериновичем Кавосом (1800—1863) в 1836 г. В Большом театре ставились оперы, балеты, драматические спектакли. Ныне это здание Санкт-Петербургской консерватории.

6 —1877), в 1859 г. капитально перестроено архитектором А. К. Кавосом. С конца 1870-х гг. до февраля 1917 г. в театре играла постоянная французская труппа. С 1918 г. — Малый театр оперы и балета.

7 — русский драматический театр, построенный архитектором Карлом Ивановичем Росси (1775—1849) в 1832 г. близ Аничкова дворца. Ныне — Академический театр драмы им. Пушкина.

8 С. А. Толстая.

Раздел сайта: