Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., начало октября 1894 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому1

Начало октября 1894 г. Санкт-Петербург.

Вы очень добры, бесценный Лев Николаевич, и я очень виноват перед Вами. Письмо Ваше2 так тронуло и утешило меня, что мне следовало бы благодарить Вас. Но тут подошли хлопоты, от которых я только вчера освободился. Нужно было подогнать дела Комитета, да печатание четырех книг, да разбор стихов Кутузова для Академии3, и т. д. К моему удовольствию, я почувствовал, что тупость, которою я страдал в Ясной Поляне4 и которая продолжалась и здесь с прибавкою головных болей, вдруг прошла с конца августа, и я усердно пустился работать.

А главное, что меня останавливало, еще не то; главное — что мне нужно Вам противоречить. Всегда это тяжело для меня, и если я не молчу, то потому, что уважаю Ваши мысли и следовательно не могу скрывать своих.

Вы очень хорошо говорите: «истину нельзя урезывать по действительности; уж пускай действительность устроивается, как она знает и умеет». Вот с чем я согласен всею душою. Бросим действительность; будем думать только о чистоте своих действий, а не о том, кому и как они полезны. Чертков очень верно написал, что если бы спасение мира зависело от моего поступка, — пусть гибнет мир, но я не сделаю дурного. Если же так, то уйдем лучше от мира, чтобы его счастие и несчастие от нас не зависело. И постараемся освободиться от всякой власти мира над нами. Чтобы болезнь не была нам страданием, обида не была унижением, бедность и труд были сладки, а не горьки. Вы это все хорошо знаете, Вы знаете, что на этом пути нас встречают покой и радость, что это — иго благое и бремя легкое.

Но это не есть путь земных благ. Нельзя доказывать, что здоровье, сытость, тепло, удобства, безопасность достигаются посредством святости всего лучше, составляют ее цель и награду. Можно только сказать, что блаженной жизни святого ничто помешать не может, что нищие и бродяги могут быть блаженны, напротив — все богатства и удобства не ручаются за счастие. Та любовь к простоте, которая так сильна у Вас, Лев Николаевич, только показывает, в каком направлении душа Ваша искала и ищет своего блага. И Вы написали об этом чудесные страницы. Мне приходит на ум, что́ писали французы по случаю анархистских покушений5 себе бедного, который и не желает выходить из своей бедности. Не искать земных благ, довольствоваться одним необходимым — вот правило чистой жизни.

Но Вы идете дальше, Вы не покидаете мир, а вступаете с ним в борьбу, Вы хотите ему показать, что он заблуждается во всей своей жизни. Начинается полемика, и все больше и больше наполняет Вашу жизнь. Вы осуждаете искусство, науку, философию, промышленность, государство и т. д. Возражения Ваши исполнены ума и нравственной чуткости. Какие открытия! Темная сторона нашей жизни разоблачается донага. Но в отвлеченных положениях критика часто заходит слишком далеко. (Можно подумать, что, по-Вашему, мир создан не Богом, а дьяволом, как утверждали гностики6 и Шопенгауэр, и что люди вообще — поклонники дьявола). Вот Вы написали: «Сколько ни стараются некоторые натуралисты, испугавшиеся логических выводов из закона борьбы за существование и приложения их к человеческой жизни, затушить словами, заговорить этот закон, все попытки их только еще очевиднее показывают неотразимость этого закона, руководящего жизнью всего органического мира, а потому и человека, рассматриваемого как животное».7

— на стороне Дарвина. Зачем Вам это нужно? Он — тупой и простодушный англичанин, не понимал Бога и потому придумал свою теорию

Примечания

1 Не закончено и не было отправлено; сохранилось в архиве Страхова. В конце его помета: «В 94 г., когда писан разбор стихов Г[оленищева]-Кутуз[ова]». Публикуется впервые.

2 Письмо 435 от 23 августа 1894 г.

3 Голенищев-Кутузов Арсений Аркадьевич, граф — см. прим. 2 к Письму 437 Страхова к Толстому от 14 октября 1894 г.

4 

5 12/24 июня 1894 г. итальянский анархист Иеронимо Санто Казерио (Jeronimo Santo Caserio) убил кинжалом президента Французской республики Сади Карно (François Marie Sadi Carnot) (1837—1894) и был казнен по приговору суда.

6 

7 Не вполне точная цитата из статьи Толстого «Религия и нравственность» (ПСС, Т. 39, С. 21). Была опубликована в журнале «Северный вестник» (1895, январь) с большими цензурными пропусками, под редакционным заглавием: «Противоречия эмпирической нравственности». Видимо, уезжая 4 августа из Ясной Поляны, Страхов взял рукописную копию. В контексте статьи Толстой оспаривал и Чарлза Дарвина, и его последователя Томаса Гексли (Thomas Henry Huxley), речь которого «Эволюция и этика» читал в «Русской мысли» (1893, № 9) в переводе К. А. Тимирязева. См. Письмо 421 Толстого к Страхову от 25 сентября 1893 г. и ответные письма Страхова (№№ 422, 423). В статье Толстого «заглушить словами» (не «затушить словами»).

Раздел сайта: