Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 1 января 1875 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

1 января 1875 г. Санкт-Петербург.

Кажется, все идет очень благополучно, бесценный Лев Николаевич. В Вашем письме хорошие вести, об Вас самих и об романе. Приятно думать, что Вам хорошо заплатили; 20 тысяч еще небывалая цена за роман. Слухи о нем здесь ходят все сильнее и сильнее; одни говорят, что он явится в Отеч[ественных] Записках1, другие уверяют, что Стасюлевич дал Вам 30.0002. Я слышал наконец и суждения; Н. Н. Воскобойников3, очень восторженный человек, который меня за что-то не любит, но нашел для своей преданности исход в ревностном служении Каткову, читал начало Вашего романа в гранках, и говорил мне, что он выше Войны и мира. Он очень неглупый человек, и его суждение показывает, с какою жадностию Вас примутся читать и хвалить.

А я видел здесь нечто в роде Вашего Левина. Приезжал сюда Павел Дмитриевич Голохвастов4 — теорию бесподобную, в которую я крепко уверовал. Какое в нем чувство языка, стиха! В первый раз я услышал настоящее чтение былин. А его патриотизм, его дерзкие мысли об Европе — все вместе дало мне понятие о том, какие силы и чувства растут у нас там, вдали от Петербурга и независимо от нашей литературы. Вы, конечно, знаете, что он Ваш большой поклонник; он говорил, что Вы еще не сказали Вашего главного слова, что он ждет еще от Вас величайшего произведения.

Был здесь также Катков5, и был очень ласков со мною, и навещал, и позвал к себе на именины дочери, и усердно приглашал в «Русский вестник» и в «Московские ведомости». Ах, если бы это было года два назад! А теперь я не могу просиживать все утро над бумагой, и нет у меня прежнего задора удивлять публику. Я написал, впрочем, 4 статейки, две о Вас6 (в «Гражданине») — гораздо хуже, чем предполагал, и две о Соловьеве7 (одна в , другая в Моск[овских] ведомостях) — довольно сухие и легкие. Ваше мнение о Соловьеве я разделяю; хоть он явно и отрицается от Гегеля, но втайне ему следует. Вся критика Шопенгауэра основана на этом. Но дело, кажется, еще хуже. Обрадовавшись, что нашел метафизическую сущностьспиритизм8. Притом он страшно болезнен, как будто истощен — за него можно очень опасаться, не добром кончит. А книжка его, чем больше читаю, тем больше кажется мне талантливою. Какое мастерство в языке, какая связь и сила! Непременно напишу об ней. Но чем больше думаю, тем больше расширяется предмет. Собственно мое желание — написать по этому поводу об Шопенгауэре, объявить читателям об этом философе и восхвалить его как можно громче. Но ведь это много значит. И вот я принялся за чтение, за Шопенгауэра и за Гегеля. Ведь я до сих пор не читал «Memorabilien» Фрауэнштедта9 и множество другого. Вообще, получивши в Публ[ичной] Библиотеке доступ ко всяким книгам, я стал жадно читать, и в этом проходит теперь моя жизнь. И чем больше читаю, тем меньше пишется. Мне противна надобность писать, когда мысль не готова (а таково было многое в моем писании), и не знаю, когда Катков дождется моей статьи.

Но лучше обо всем этом не продолжать. С нынешнего года литература получает несколько новый вид. «С. -Петербургские ведомости» отняты у Корша10 11. Что он будет делать и зачем их взял, право, не понимаю. Меня и туда звали. Вот не было ни гроша, да вдруг алтын! Я почувствовал, вспомнив старое, какой задор должен был бы во мне пробудиться, если бы я был тот же, как года четыре назад! К моим услугам две газеты и толстый журнал12 — о я уже и не говорю. Но старость умудряет.

верно ли я понимаю Ваш роман; но я его понимаю так. Каренина так чутка и хороша душою, что первое разоблачение, первые признаки ждущей ее судьбы уже не переносятся ею. Отдавшись всею душою одному желанию — она отдалась дьяволу, и выхода ей нет. У Вас бесконечно оригинальна самая постановка страсти. Вы ее не идеализируете и не унижаете, Вы единый справедливый человек, так что Ваша Анна Каренина возбудит бесконечную жалость к себе, и всякому однако же будет ясно, что она виновата. Если я не так понимаю, пожалуйста, напишите мне.

Всего выгоднее для романа будет, если он будет появляться непрерывно, — как бы это было хорошо!

Еще забыл Вам написать, что я тут упиваюсь музыкой: «Руслан», «Жизнь за Царя»13«Лоэнгрин», «Тангейзер»14, «Юдифь»15 и пр. и пр. Это моя единственная и очень большая отрада. Но об этом уж в другой раз.

Ваш всею душою

Н. Страхов

Примечания

1 Некрасов, очевидно, знал о разрыве переговоров Толстого с редакцией «Русского вестника» в ноябре 1874 г. В письме к А. Н. Островскому от 1 декабря 1874 г. он, перечисляя материал для «Отечественных записок» на 1875 г., назвал «... роман Л. Толстого, который поманил нас этою надеждою» — см.: Переписка Некрасова, Т. II, С. 138.

2 Стасюлевич Михаил Матвеевич (1826—1911) — историк, журналист, редактор-издатель журнала «Вестник Европы». «Вестник Европы» имел большое количество подписчиков.

3 Воскобойников Николай Николаевич — с 1875 г. помощник редактора газеты «Московские ведомости».

4 —1892) — историк, публицист, филолог. Троюродный племянник А. И. Герцена. Окончил Пажеский корпус; в 1857—1858 гг. служил в московском Главном архиве Министерства иностранных дел, в 1858—1859 гг. в Азиатском департаменте. Был известен как знаток древнерусского быта, истории и народного творчества. Познакомился с Толстым в конце 1872 г. Работая над романом из эпохи Петра I и «Азбукой», Толстой пользовался советами Голохвастова и его обширной библиотекой. Голохвастову принадлежит исследование «Законы стиха русского народного и нашего литературного» — журнал «Русский вестник» (1881, № 12), переработанное отдельное издание (СПб., 1883). В 1880-е гг. резко осуждал творческие и нравственные искания Толстого. Так, в письме к Страхову от 12 декабря 1886 г. Голохвастов писал: «... Толстой хочет и, конечно, не может рушить Церковь — нерушимую; но может мешать ей укрепиться, и мешает там, где она и без того слаба, — в обществе. Народа он, надеюсь, не развратит, но общество — развратит окончательно, втерев ему в рот змею за рыбу и камень за хлеб. Дорого обойдется России его вторая знаменитость...» (ЛН, Т. 86, С. 480).

5 Катков Михаил Никифорович — см. прим. 11 к Письму 48 Толстого к Страхову от 25 марта 1873 г.

6 Н. Страхов. Обучение народа (По поводу статьи «О народном образовании» гр. Л. Н. Толстого в «Отечественных Записках». Сентябрь 1874) — «Гражданин» (1874) № 48, С. 1213—1216; № 50, С. 1273—1275.

7 «Философский диспут 24 ноября» — «Гражданин» (1874, № 48), С. 1211—1212; то же — «Московские ведомости» (1874, № 308).

8 спиритизм — душа, дух) — мистическое течение, связанное с верой в загробное существование душ умерших и характеризующееся особой практикой «общения» с ними — приемами т. н. физического медиумизма, «столоверчением» и т. д. Возник в 1843 г. в штате Нью-Йорк (США) и в 1852 г. был перенесен в Европу. В России первые спиритические сеансы были устроены в начале 1870-х гг. знаменитым медиумом Д. Юмом. Горячими сторонниками спиритизма в России были А. Н. Аксаков и профессора А. М. Бутлеров и Н. П. Вагнер.

9 Фрауэнштедт Христиан Мартин Юлиус (Christian Martin Julius Frauenstädt) (1813—1878) — немецкий философ, сначала был гегельянцем, но затем (в конце 40-х годов) сблизился с Шопенгауэром и стал пропагандистом его философии.

10 Корш Валентин Федорович (1828—1883) — журналист, историк литературы. Был редактором и арендатором газеты «Санкт-Петербургские ведомости» с 1862 г. Корш был снят с поста редактора до истечения срока аренды по представлению министра народного просвещения графа Д. А. Толстого.

11 Е. А. Салиас пробыл редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» очень недолго. См. о нем прим. 8 к Письму 66 Страхова к Толстому от 22 февраля 1874 г.

12 Т. е. «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости» и «Русский вестник».

13 «Руслан и Людмила» (1842), «Жизнь за Царя» (1836) — оперы М. И. Глинки (1804—1857).

14 «Лоэнгрин» (Lohengrin) (1848), «Тангейзер» (Tannhäuser) (1844) — оперы немецкого композитора и дирижера Р. Вагнера (1813—1883).

15 «Юдифь» (1862) — опера русского композитора и музыкального критика А. Н. Серова (1820—1871).

Раздел сайта: