Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 14 июня 1891 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

14 июня 1891 г. Санкт-Петербург.

Давно уже я прочитал Дидерота, бесценный Лев Николаевич, и давно собираюсь писать к Вам, да берет меня раздумье и навернулись разные помехи. Две смерти: умерла Маргарита, дочка Николая Петровича Семенова, которой шел 12-й год, и умерла в Крыму жена1 моего сожителя Стахеева, с которою 16 лет мы жили в одной квартире. Маргарита была идолом всего семейства Семеновых, особенно отца, была очень красива, очень всех любила и бесподобно училась. Уже два года назад она совершенно правильно писала по-русски и по-французски. Притом была очень религиозна, читала постоянно Евангелие, любила и знала церковные службы. Бедная мать говорила мне, что, конечно, Маргарита теперь с ангелами, что нечего и сомневаться в ее блаженстве.

Стахеева, несмотря на женскую бестолковость, упрямство и прихоти, была, однако, очень хорошая женщина и даже довольно тонко развитая. Мы с нею очень дружили; для нее смерть — избавление, она была постоянно больна, но очень жалко Дмитрия Ивановича.

Кажется, я привык, наконец, к этому непрерывному разрушению мира, в котором живу, и сам давно уже собираюсь в путь. Между тем здоровье мое заметно крепнет, бронхиты и трахеиты совсем прошли, колит ничуть не беспокоит, и я начинаю опасаться, что еще долго придется тянут лямку. Начал писать статью Воспоминания о ходе филос[офской] литературы2, и иногда очень втягиваюсь, а иногда чувствую большое равнодушие.

О Дидро́: Бесподобно написано, умно, интересно, но сейчас видно, что вылилось сгоряча, без долгой думы. Мысли о математике только отчасти справедливы. Наставления, как делать опыты, гораздо лучше обдуманы и изложены у Бакона3, а Д[идро] о нем и не упоминает. Мысль о живых атомах, конечно, интересна, но ведь ее предложил первый не Мопертюи4, которого статья была поводом к писанию Д[идро], а Лейбниц, о котором Д[идро] тоже ничего не говорит и который построил свою теорию очень глубокомысленно. Да и Мопертюи пишет несравненно строже и основательнее, чем Д[идро]. Несравненно больше мне понравилось у Д[идро] его «Entretien entre d’Alembert et D[iderot]» и «Rêve de d’Alembert»5, которые появились только в 1830 году.

А все-таки философы прошлого столетия едва ли стоят чтения. То есть, в них нельзя найти мыслей, соответствующих тому, что теперь мы называем серьезною мыслью. Даже Кант говорит языком и употребляет приемы рассуждения, которые нами уже оставлены. Читать с полным удовлетворением можно только начиная с Фихте. Этот говорит уже нашим языком, и 19-й век еще не проник глубже, чем он умел проникать в вопросы. Попробовал я добыть для Вас «Parerga» Шопенгауэра, книжку очень хорошую, но не удалось; буду непременно помнить об ней. А что Вы скажете о крошечном Фенелоне6, которого привезла Вам от меня Софья Андреевна? По-моему, это чудесно и весь Боссюэт7 то, что я сочту того стоющим; в этом выборе я очень строг.

О выходе Ваших сочинений я узнал от Суворина. Как только он напечатал, что был у Вас8, я сейчас же к нему поехал, чтобы получить свежие новости о Ясной Поляне. Он мне все рассказал, с таким искренним восхищением, что тронул меня; да и все его вести были хорошие.

Может быть, Вам рассказывала Татьяна Андреевна9, но я должен и сам Вам рассказать о моем разговоре с графиней Александрой Андреевной10«Надеюсь, что Вы не будете на меня сердиться за то, что я сделала без вашего спросу: я представила Вашу статью11 Государю». Такой неожиданный приступ точно ударил меня. Она стала потом говорить, что моя статья заставила ее изменить свой взгляд на Вашу деятельность. «Вы знаете, что я давно знаю Л[ьва] Н[иколаевича], очень люблю его, очень с ним несогласна, много спорила с ним и думала об нем, но я не умела смотреть с той стороны, с которой Вы взглянули. Теперь я стала гораздо терпимее. Когда зашла речь об Л[ьве] Н[иколаевиче], я сказала Государю: у меня есть знакомый писатель Страхов — Знаю, говорит он. — И он написал об Л[ьве] Н[иколаевиче] статью, которая едва ли пройдет через нынешнюю цензуру, а прекрасно объясняет его деятельность. И я передала Вашу статью Государю». Очень меня взволновала такая честь, и я благодарил Графиню, но всего больше меня радовало, что она, кажется, действительно стала отказываться от своей нетерпимости. Она так умна и добра, что для нее это возможно. Но вообще, как это трудно! Из разговоров с разными людьми, напр[имер], даже с Сувориным, я вижу, что ходячее понятие о религии необыкновенно крепко сидит в умах. Почти первое слово о Вас: «Как он смеет проповедывать!» У Вас отнимают самое неотъемлемое и самое простое и невинное право каждого человека.

Ваш неизменный

Н. Страхов

Как неверен стих Пушкина: Суровый Славянин, я слез не проливал12. Напротив, славяне плаксивы. Впрочем, это очень молодой стих.

Статью Толки Вопросы философии13, и Грот согласен. Там она, вероятно, пройдет.

Примечания

1 Стахеева Любовь Константиновна — талантливая художница, ученица И. И. Шишкина. См. о ней: П. П. Гнедич. Книга жизни. Воспоминания 1855—1918 (М-ва, «Аграф», 2000), С. 88—94.

2 «Исторический вестник» (1897, № 5), С. 423—434.

3 Бэкон Роджер (Roger Bacon) (ок. 1214—1292) — английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец.

4 Мопертюи Пьер Луи Моро де (Pierre Louis Moreau de Maupertuis) (1698—1759) — французский ученый, иностранный почетный член Петербургской Академии наук; первым сформулировал принцип наименьшего действия.

5 «Разговор д’Аламбера и Дидро» (1769); «Сон д’Аламбера» (1769). Д’Аламбер Жан ЛеРон (Jean LeRond d’Alembert) (1717—1783) — французский писатель, философ, математик, постоянный секретарь Французской Академии; с 1764 иностранный почетный член Петербургской Академии наук.

6 Фенелон Франсуа (François de Salignac de la Mothe-Fénelon) (1651—1715) — французский писатель, теолог, моралист и публицист.

7 énigne Bossuet) (1627—1704) — французский историк, философ и богослов.

8 А. С. Суворин, «Литературные заметки» — «Новое время» (1891, № 5485 от 7/19 июня). Суворин был в Ясной Поляне 1 июня 1891 г.

9 Т. А. Кузминская.

10 Графиня Александра Андреевна Толстая.

11 «Толки об Л. Н. Толстом».

12 «К Овидию» (1821).

13 Статья была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» (1891, № 9), С. 98—132.

Раздел сайта: