Страхов Н. Н. - Толстому Л. Н., 26 октября 1885 г.

Н. Н. Страхов — Л. Н. Толстому

26 октября 1885 г. Санкт-Петербург.

Много от Вас, бесценный Лев Николаевич, доходит до меня и вестей, и вопросов, и писаний; но я становлюсь чем дальше, тем медлительнее, — простите, что до сих пор не писал к Вам. Прежде всего — я Вас не послушался; Татьяна Андреевна1 передавала Ваш совет — не отвечать спиритам. Почему? — она не могла хорошенько объяснить. Между тем я считал долгом на этот раз обстоятельно ответить. Много мне стоило это труда, по путанице мыслей и по невольному лукавству Бутлерова. Но, по крайней мере, теперь я считаю правильную полемику конченною, и если буду писать, то могу свободно остановиться на той мысли, на какой захочу. Статья готова, переписана, выправлена и сегодня сдана в Новое время2. Буду ждать напечатания и Вашего суда. Прошу Вас также взглянуть на Критические статьи, которые я Вам послал. И предисловие и последняя статья о Вас заслужат ли Ваше одобрение? Если недовольны — браните, но не оставайтесь равнодушны.

Кроме своей книги, я кончил издание Дарвинизма Н. Я. Данилевского. Все это вместе так меня поглощало, что я почти ни к кому не ходил и все сижу дома (вечера).

Новых Ваших писаний я прочел два: письмо к Х. Х.3 (Калмыкова4 говорила — к Энгельгарту)? и сказку5. Письмо меня привело в восхищение — ясностью, чувством, силою и искренностью; но сказка — опечалила, так что я дня два ходил раненый. Никогда я не сужу о писаниях по тому, согласен ли я с ними, или несогласен. Но если мне слышится чувство, работа ума, творчество, даже злоба, даже ярая чувственность — я доволен, потому что передо мною живое явление, которое мне годится, лишь бы я умел употребить его с пользою. Но если передо мною сочинение— и мне становится только досадно за напрасную трату сил, за высокие цели, для которых употребляются низкие средства. Вы — такой удивительный художник, не имеете права так писать. Голое нравоучение, голое рассуждение — вещь прекрасная; хорош коротенький анекдот в роде эзоповой басни; но длинный рассказ — должен быть художественною работою. Помню, я сердился на Тургенева за Новь; и думал: не стыдно ли наплести столько сочиненных страниц! Ведь он знает, что значит писать с вдохновением; ведь он не начинающий мальчик, который пишет не то, что хочется, а в подражание тому, как другие пишут, и еще не знает, что́ значит настоящее писание. Следовательно, если у него не было вдохновения, если работа не шла тем ходом как прежде, он должен бросить ее и молчать. И Вы, конечно, знаете, что́ значит снять все покровы с лица или происшествия, которое описываете, и наоборот, что́ значит слегка оболванить сюжет, что́ значит написать и что значит набросать. Зачем же Вы все только набрасываете?

Голое нравоучение в рассказе потому нехорошо, что оно уничтожает интерес рассказа, что оно самый лучший рассказ делает фальшивым, умышленным, отнимает от него естественность. Вторая половина Вашей сказки не имеет ни главной нити, ни живых лиц, ни живых сцен. А содержания, то есть поучительных тем Вы вложили столько, что оно торчит большими глыбами, и его хватило бы на двадцать таких сказок. А от недостатка художественного развития вышли неверности. Вы доказываете, что государством, войной, торговлею жить нельзя, а Франция, Англия, Германия живут; вы пишете, что враг ушел бы из мирной страны, а англичане и не думают уходить из Индии. Враг завладеет землею, обратит туземцев в рабов и пр. Словом, тут множество тем, которые в разных видах уже осуществились в истории, и нужно с большою меткостью указать уродливость этого осуществления.

А главное, — простите меня, дорогой Лев Николаевич, прием доказательства не выдерживает критики. Верховный аргумент Ваш — счастие, благополучие. Им, однако, я думаю, ничего нельзя доказать. Каждый счастье выбирает по-своему, и если Вы не покажете, что свято пострадать и умереть счастливее, чем жить долго и богато с большими ли, или малыми грехами, — Вы ничего не докажете. Спасти душу — вот единое счастье. Добродетель — сама себе награда, как пишется в прописях.

Отчего Вам не писать сказок? Их писали и Вольтер6, и Мор7, и Бакон8, и Платон. И Вы можете написать не хуже. Но, имея такой громадный авторитет, зная, что все Вами писанное будут читать с жадностию, зная, что большинство неразборчиво и удовольствуется самою небрежною формою, — Вы пренебрегаете работою. Простите мне, ради Бога, что я так прямо пишу. Разве, Вы думаете, мне не хотелось бы, чтобы всякое слово Ваше блестело и звенело? Разве для самого дела не важно, чтобы все, и умники, и простяки одинаково не могли устоять против Вашей речи? Сегодня еще я слышал, как люди, резко Вас осуждающие, восхищались без меры маленькими отрывками из Вашего рассказа о переписи9, перепечатанными в Новом времени. Значит, Вы будете неотразимы и покорите самых упорных, если только сами захотите.

Еще раз, простите и простите. Мне, горемычному, любовь к Вам и сочувствие к глубокому духу Ваших писаний — великое утешение в жизни, чуть не половина ее содержания.

содержащее семена разных зол и неизвестно какого блага. Сам я здоровее обыкновенного, и когда подумаю, скоро ли? то вижу, что еще долго придется ждать.

Простите Вашего

всей душою преданного

Н. Страхова.

1885. 26 окт. Спб.

А. М. Калмыкова очень мила, и приятна мне своими южными манерами и речами10. Но какое в ней беспокойство! Негде, негде отдыхать душою!

Сегодня была у меня Татьяна Андреевна с мужем11 — во всем блеске здоровья и своих очарований. Очень меня это утешило и утешает. Они оба добрей ко мне, чем я того стою.

Примечания

1 Т. А. Кузминская.

2 Страхов в № 3232 газеты «Новое время» за 1885 г., от 26 февраля опубликовал свою статью «Физическая теория спиритизма», на которую отвечал известный сторонник спиритизма профессор А. М. Бутлеров (там же, в № 3411 от 27 августа 1885 г.) статьей «Медиумизм и умозрение без опыта». В №№ 3487 и 3502 от 11 и 26 ноября 1885 г. Страхов в свою очередь напечатал свой ответ, в виде открытого письма к А. М. Бутлерову — «Закономерность стихий и понятий».

3 Письмо к М. А. Энгельгардту (1861—1915) — сыну известного общественного деятеля и публициста А. Н. Энгельгардта (ПСС, Т. 63, С. 112—124). Впервые опубликовано в издании М. Элпидина: «Lettre à NN, par le comte L. Tolstoï» («Письмо к NN графа Л. Н. Толстого») (Женева, «M. Elpidine, Libraire-Éditeur, 3, rue des Alpes, 3. S. a.»).

4 Калмыкова (урожд. Чернова) Александра Михайловна (1849—1926) — с 1869 г. жена Д. А. Калмыкова (1834—1889), сенатора Гражданского кассационного департамента, деятельница по народному образованию.

5 «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане и немой сестре Маланье и о старом дьяволе и трех чертенятах», написанная в сентябре 1885 г. Страхов читал «Сказку» в рукописном списке, полученном от В. Г. Черткова. Напечатана «Сказка» впервые в двенадцатой части пятого издания Сочинений гр. Л. Н. Толстого, вышедшей в апреле 1886 г.

6 Вольтер — настоящее имя и фамилия — Франсуа-Мари Аруэ (François-Marie Arouet, dit Voltaire) (1694—1778) — французский писатель, философ, историк. Его философские повести: «Повесть о Задиге» (1748), «Царица Вавилонская» (1768) и т. д. насыщены традиционными сказочными мотивами. Сказка «Микромегас» (1752) написана как подражание «Странствиям Гулливера» Дж. Свифта (Jonathan Swift) (1667—1745).

7 Мор Томас (Thomas More) (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель и писатель, автор сочинения «Золотая книжечка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» (1511—1516).

8 Бэкон Фрэнсис барон Веруламский, виконт Сент-Олбанский (Francis Bacon, Baron Verulam and Viscount St Albans) (1561—1626) — английский философ, родоначальник английского материализма, автор сочинения «Новая Атлантида», комментариев к античным мифам под названием «Мудрость древних».

9 «Из воспоминаний о переписи» была напечатана в журнале «Русское богатство» (1885, Кн. IX), С. 128—143 и (Кн. X), С. 1—18, отрывки из нее воспроизводились во многих периодических изданиях.

10 А. М. Калмыкова родилась в Харькове (Украина).

11

Раздел сайта: