Веригин П. В. - Толстому Л. Н., 16 августа 1898 г.

П. В. Веригин -- Л. Н. Толстому

16 августа 1898 г. Обдорск.

16го Авг. 98 г. С. Обдорск

Уважаемый Лев Николаевич!

Пользуясь попутчиком посылаю сим письмом Вам сердечный привет с пожеланием получить от Бога всего хорошего. Я здоров и благополучен слава Богу.

После аккуратной переписки между нами я писал Вам еще два или три письма, но вероятно "цензура" их не переслала по адресу, потому от Вас я также не получал письма.

Чтобы поговорить с Вами по душе, набралось всего так много, что придется урезывать, боясь что и при том письмо будет долгое.

Недавно в "Руси" прочел Ваш очерк о голодовке людей,1 это хроническое голодование очень и очень печальное положение народа, но еще печальнее то, что не позволяют подавать хлеба голодному человеку. Тогда как отнимание насущного хлеба открыто допускается и даже всевозможно поощряется!

Упадок духа - или вернее, неразвитость духа в народной жизни это бесспорно самая коренная причина всех народных бедствий, но упадок духа или рост его много зависит от материальной обстановки человеческой жизни. Говоря о духовной помощи народу, я думаю, Вы говорите о освобождении народа вообще от вмешательства извне кого бы то не было с "помощью". Иначе выходило бы, что природа, Бог и сама жизнь была бы ко всему живущему, в том числе и человеку, жестоко не справедлива, держа человека в не развитости духовной?

Мне кажется, иску[с]ственное усилие человека помогать человеку же - в особенности в духовном его развитии и привело к такому печальному состоянию народных масс. Люди мнимо просвещенные, желая защитить, - не замечая, что сами очень слабы, - от холода человека и прикрывая тело, нагромоздили столько тяжести, что человеку впору задохнуться! Это рост всех просветительных нагромоздений в современной жизни. Надо по возможности оставлять все иску[с]ственно вырабатывающиеся просветительские "химеры" - которые (химеры) сами живут на народные средства, как и Вы справедливо думаете. - А дать народу вздохнуть свободно, и народ сам окрепнет и разовьется под влиянием мировой эволюции жизни вперед! Нам не надо только стеснять этого движения. По своей малосильности мы эволюционного движения стеснить, остановить, конечно, не можем, но мы тормозим, уродуем свою же собственную жизнь.

Для примера укажу на такой факт: ведь давно люди развились до сознания, что Бог есть жизнь (слова Христа). Люди же учителя заставляют видеть Бога в фигурах, сделанных ремесленником, часто эти фигуры сидят в креслах в мономаховских шапках! И такое новоучение считается просвещением, держащее человечество тысячи лет в невежественных оковах и т. далее и т. д. Сейчас в России народ жаждует не просвещения, а освобождения в широком значении этого слова, освобождения личности вообще от опеки человеческой.

Неужели люди, взявшие бразды просвещения народных масс, не сознают и не видят того простого факта, что все их иску[с]ственно выдуманные просветительные вещи тяжело угнетают и без того уже ослабевшую спину труженика человека.

Прошлой зимой здесь был Тобольский губернатор. Попросив к себе меня на квартиру, отнесся крайне любезно-вежливо, мы разговаривали слишком три часа, это было за вечерним чаем, с ним было еще три человека "свиты", которые также принимали участие в собеседовании. С интересом расспрашивал: каким родом познакомился с Вами? Когда я ответил, что знаком с Вами по переписке, то они крайне удивились, что по переписке можно так близко познакомиться!

Присылаю копию с поданного объяснения М. В. Д.2 Я желал бы знать Ваше мнение, уважаемый Л. Николаевич, по делу выселения Духоборцев за границу. Я лично почти положительно переселения. Потому люди нашей общины нуждаются в самоусовершенствовании и следовательно куда мы не переселились, понесем свои слабости с собою; а что за границей свободней жить личности вообще, я думаю разница может быть небольшая. Человечество всюду одинаково.

Если переселение и может состояться, то при условиях. Правительство должно возвратить всех разосланных Духоборцев к своим семьям, дать двух-трехлетнюю льготу для выселения. Община может послать три-четыре человека доверенных осмотреть местность. Да еще вопрос, есть ли в Америке свободные места, чтобы население не имело ничего против заселения. Наконец мы могли бы арендовать два-три америк. парохода и сразу переехали бы. Напишите мне пожалуйста, уважаемый Л. Н., не ведете ли Вы переписки с американскими знакомыми по поводу переселения Духоборческой Общины?

В Г. Тобольск.

Алексею Ивановичу Степанову

в деревне "Завальной" - предместье.

Получив письмо, он дошлет мне его с попутчиком. Если у Вас есть какие-либо бумаги, чтобы переслать мне, адресуйте на Степанова, это хороший мой знакомый - как и Ваш.

Полиция совсем не передает мне писем, а также и от меня никому не пересылает. Можно писать - как Губернатор меня предупредил - родителям, да и то чтобы письмо не имело "философических разсуждений" (выражение Губернатора). В Обдорске находится православная церковная миссия и в этом году сюда командировали двух монахов - один из Петербурга, они много раз говорили в церкви проповеди о Духоборческой общине, о ее зле, опасности для Государства и т. п. Я предупреждал монахов, если они еще будут продолжать, то вынужден буду заметить им о некоторых несправедливых толкованиях о общине. В одно Воскресение они дали мне право говорить в церкви. Полемика вышла горячая, здесь же в народе многие приняли мою сторону мировоззрений.

Попами был поставлен вопрос об отрицании нами икон. Я объяснил: мы Бога чтим, которому подвластно все существующее, не только земля и что на ней есть, но и все что находится во вселенной. Бог есть жизнь и присутствует во всем существующем и равно присутствует-покровительствует например как человеку, а также самой маленькой птичке или насекомому, а потому - сказал я, - Бог, которого мы чтим, безмерно велик и обширен и вместить Его в какую-либо рамку невозможно, а тем менее изобразить Его, Бога возможно только ощущать душою, сердцем и выражать Его свойство Любовью ко всему живущему, в котором мы вращаемся.

Попов было шесть человек, говорил со мной один, но под конец они все заговорили, я обратил их внимание на шум, производимый ими, со мной согласились и слушатели-люди. Попы дошли до такого волнения, что один из них выразился: покажи нам своего Бога или Любовь! На такой вопрос, некоторые из людей даже рассмеялись. Я ответил на этот вопрос: Вы повторяете, слова фарисеев, которые были предложены Христу; но я уверен, что Вы понимаете, что значит любовь, но только не хотите исповедовать ее, а также из-за выгоды материальной держите в темноте и людей.

До этого диспута попы обещались ставить вопросы периодически и рассуждать по Воскресеньям, но больше одного разу не повторялось. Старший из них съездил к Архиерею по поводу собеседования. Недавно приехал, что привез неизвестно.

Недавно от родных приезжал ко мне человек. Успел войти в квартиру и побыл не более пяти минут, набежали полицейские и увели под арест. Через полчаса отправили по этапу. Паспорта у него не было. Духоборам не выдают паспорт. В прошлом году также приезжали ко мне, но те не доехали. Еще приезжал некто, Андросов Михайло, он был кажется у Вас.3 Такие поездки я нахожу совершенно лишними. Но мать моя старушка сильно беспокоится и не доверяет даже письмам, что я живой. Этот человек хотя по этапу и нескоро дойдет, но скажет ей, что видел меня.

От сосланных в Якутскую область писем не получаю, переписка не допущается.

В "Мире Божьем" был помещен отчет о Казанском съезде миссионеров попов. Характерен вопрос, поставленный ими, чтобы отбирать от сектантов детей! Только за тем дело и стало, что нет помещений! Всякие толкования по этому поводу излишны. 4

Журнал "Мир Божий" в Обдорске получается. Я тогда послал в Редакцию письмо относительно съезда. Копию присылаю Вам. Вероятно, полиция не переслала по назначению. 5

Ваши сочинения нашли на Съезде очень вредными! Да и правду надо сказать, Вы много за это время разоблачили неправды. В особенности попы сильно на Вас сердиты да и имеют право, потому что Вы своими "Маленькими Брошюрками" не позволяете им более прикрываться овечьей шкурой, тогда как на самом деле они Волки.

Лето здесь было очень теплое и сравнительно долгое. Здесь растет много ягод: морошка, черника, голубика, кляжица, брусника, есть немного красная смородина и вот почти цельное лето я провел в поле за собиранием ягод. Кроме того я обзавелся столярным верстаком и кое-чем из инструментов, имею и токарный станок и понемногу работаю. Зимой предполагаю начать шить сапоги, вообще заняться сапожничеством, так как здесь нет сапожников и люди очень нуждаются в этом. Сапожное ремесло я считаю отчасти тем невыгодно, что приходится сидеть более чем не нормально, а это вредно. Да и вообще я не постоянен в физической деятельности; но все-таки предпочитаю труд на открытом воздухе, например это лето я с восторженным удовольствием косил и убирал сено. Ставить сено здесь также довольно выгодно, луга не делятся, косят где кто пожелает. Занимающихся сеном потому мало, что все почти уезжают на рыбные промыслы.

В прошлом лете здесь были из Петербургского университета два студента для собирания коллекции из флоры и фауны.

6

отпущая все более и более от себя хлеба, сама голодует, кроме того земля все истощается, не получая вознаграждения в форме отбросов хлебных - и т. под. В России хлеб начинается вырабатываться удобней, но печально то, что не приходится его есть самим производителям, меняя на разные заграничные усовершенствования...

Передайте душевный привет всем Братьям и сестрам по Духу. Желаю Вам всего хорошего.

Петр Веригин.

Присылаю "Фантазию" - мысль, которая сложилась прошлой зимой. Здесь был архиерей, я написал в честь его приезда. Встретясь с ним, предлагал ему, он не взял, объяснив, что все бумаги получает через Консисторию. Если найдете возможным, отдайте напечатать брошюрку из этой мысли; для простого народа, думаю, это будет полезно!

В этой книжке описано, как в России недавно явилась святая Мария одному мужичку.

Мужичек ехал из лесу с дровами, приехал домой позже обыкновенного и на вопрос жены, что почему так запоздал, он в волнении, отпрягая лошадь, сказал жене, чтобы она позвала сейчас же к себе из села людей, он расскажет им чудо. И когда люди - мужчины и женщины собрались, рассказал им вот что:

- Еду я, братцы и сестрицы, это себе с дровами да еще молитву "Отче наш" на уме перевожу и думаю: когда же установится Царствие Божие как на небе так и на земле?

Стало уже вечерять, но и село наше видно близехонько, вот недалеко за вторым ручейком. И сейчас, милые, у меня душа так и хочет выпрыгнуть, не то радостно или как будто и страх. Да, еду понукаю Пегашку, вдруг вижу, сажен в несколько, навстречу идет человек - женщина и покажись мне Анна Трофимовна Потапова. Я еще не доезжая окликнул: "Трофимовна! Куда это на ночь глядя собралась?" - Между тем лошадь незаметно своротила с дороги и остановилась в мягком снеге. Трофимовна подошла и обернувшись ко мне сказала: "Мир тебе, добрый человек!" Тут я заметил, что это была не Трофимовна, но не мог пошевелиться, во мне как-то по всему просияла несказанная радость. Женщина стояла гораздо выше меня на натоптанной дороге, и я смотрел как бы вверх.

- Вы все, люди, часто обращаетесь с мольбою к Господу Богу и это почти что напрасно, потому сейчас же вслед за молитвой делаете более несправедливостей. И Господь на столько еще милостив, что терпит и ожидает восприятия Царствия Божия в среде людей, потому что многое нехорошее люди делают по своему неразумию. Скажи всем, что сейчас люди подпали трем важным порокам: водке, табаку и картам. Если люди не оставят эти пороки, то погибнут, потому что от этих трех пороков плодятся и все многочисленные грехи: беднота, зависть, убийство, любостяжание и другие.

- Подумайте сами, сколько вы, простые Божие люди, страдаете от водки и разных хмельных питий. Вот и сейчас недалеко Великий для всей Вселенной праздник Рождества Исуса Христа, и я в последние дни всегда схожу на землю, чтобы успокоить сердца людей, призывающих Господа. Но когда настает день празднования Рождества Исуса Христа, во что люди уподобляют это празднование? Когда люди взывают к Господу о помощи в своих немощах, то Господь посылает меня до скорбящих и хорошо мне врачевать раны кающегося человека; и если пьяный человек начнет сквернословить и ругаться, упоминая слово мать, я также должна приходить на землю и присутствовать в человеческом мире, потому что они, люди, меня призывают.

Я хотел, милые братцы и сестрицы, пасть на землю и просить прощения за весь род человеческий, но святая поднятием руки остановила меня и сказала: "Не делай этот, а помни явственней то, что я говорю. Когда вы пьете водку, внутренности человека постепенно портятся и этот вред переходит в кровь, - в особенности если пьют водку женщины, то дети уже рождаются болезненными. Кроме того, когда человек пропивает свое добро на водке, в доме заводится недостаток, а за этим мало по малу и злоба в семье; и подумайте сами, какое уж тут Христианское житье! Уж лучше бы было, чтобы люди, пьющие водку, не назывались Христианами. Ведь Христос для того был послан Богом, чтобы возвестить мир и благую жизнь, а если уж люди будут пить водку, то миру в семье не будет места. Табак вреден, потому что у курящего заражается кровь и от этого человек делается раздражительным и в семье ссоры заводится еще больше. От курящих людей дети рождаются болезненными, нервно-злыми. Табачный воздух в хате, которым дышат люди - в особенности дети, очень вреден для легких и мозга, а потому бывают частые головные боли. Еще подумайте, люди, сколько уничтожается хлеба на водочных заводах! Истинно говорю вам, что заводы водочные помог выдумать человеку Сатана, чтобы погублять в грехах людей. Под табак сколько распахивается самой лучшей земли, на которой могло расти что-либо полезное. Карты для человечества потому пагубны, что отвлекают ум человека мыслить о чем-либо полезном: как создан и устроен мир и как лучше жить человеку, собрались бы и рассуждали после необходимого труда. Случается же проигрывать имущество и деревенскому жителю, и опять семейные неприятности и ссоры.

Богатым водка, табак и карты приносят еще больше вреда. Их пир, уснащенный дорогими и в больших количествах хмельными питиями, стоит дорого и после такого пира, чтобы возместить истраченное, где взять? Надо волей неволей собирать всеми недобрыми и хитрыми путями; потому что человек, пьющий вино, курящий табак и играющий в карты, привык жить роскошно и праздно. А часто люди богатого состояния проигрывают в карты все нажитое раньше и тогда уже окончательно растроенная жизнь или даже и самоубийство.

соблазняют простой народ; но вы, простые деревенские люди, чуждайтесь городов, потому что в них есть разврат и погибель душ человеческих.

Еще говорю тебе, добрый человек, помни и скажи всем: если люди оставят пить водку и все хмельное, курить табак и играть в карты, то будут спасены и водворится на земле мир и благоволение в человеках!

За этими словами вокруг святой образовался светлый круг и на руках ее я увидел ребенка неизреченной красоты, который произнес: "Все сказанное моей Матерью есть истинная правда; я, Христос, подтверждаю это. Иди и благовествуй всем верующим в Духа Истины". Затем светлый круг стал увеличиваться, и Пресвятая Мария со Христом стали подниматься все выше и выше и скрылись в облаках небесных...

Примечания

1 Статья "Голод или не голод?" появилась в газете "Русь" 2 и 3 июля 1898 г. Здесь Толстой писал: "Если под голодом разуметь недоедание, не такое, от которого тотчас умирают люди, а такое, при котором люди живут, но живут плохо, преждевременно умирая, уродуясь, не плодясь и вырождаясь, то такой голод уже около 20 лет существует для большинства черноземного центра, и в нынешнем году особенно силен" (Т. 29. С. 221). За помещение статьи министр внутренних дел объявил газете предостережение (затем могли следовать приостановка или закрытие).

2 кн. Г. С. Голицыну. Разрешение оказалось возможным лишь для тех, кто не находился в ссылке и не подлежал воинской повинности. Затем Толстой писал в русские и в иностранные газеты и от имени духоборцев - царю Николаю II. В архиве Толстого сохранилась и копия обращения Веригина к министру внутренних дел.

3 Андросов, вместе с другими духоборцами, посетил Вершина и Обдорске в 1895 г. В декабре 1896 г. пытался снова увидеть Веригина, но в 30 км от Обдорска был арестован и но этапу возвращен на родину. 13 января 1897 г. проездом был у Толстого в Хамовниках. Отвечая в июле того же года на рассказ Андросова о своей жизни по возвращении, Толстой написал ему: "Передайте мой привет и любовь всем братьям. Никого не видал я, кроме Вас, а ближе мне все вы, чем люди, с которыми я прожил всю жизнь, потому что вижу в вашей жизни проявление того Бога, которым живу... Братьев одного духа с нами все больше и больше означается со всех сторон и в России и за границей. Верю, что близится царство Божие. Пишите мне" (Т. 70. С. 107).

4 Казанский миссионерский съезд происходил в августе 1897 г. В качестве меры борьбы с сектантами решено было ходатайствовать о законе, который позволил бы отбирать детей у родителей и воспитывать их в епархиальных приютах. Вскоре такая мера была принята к детям молокан. Толстой, прочитав отчет о съезде в газете "Русские ведомости", записал в дневнике: "Возмутительный отчет о миссионерском съезде в Казани" (Т. 53. С. 150).

5

6 См.

Раздел сайта: